АРП 7.2 ИЗО 2 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА № 7 Г.ФЕОДОСИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»
РАССМОТРЕНО
на заседании методического
объединения (протокол №1 от
30.08.2022г.)
Руководитель ШМО
________В.М. Плотникова

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
______________
Е.А. Хлюбко
30.08.2022 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор
___________________
С.А.Хачатрян
(приказ №287 от
31.08.2022г.)

Адаптированная рабочая программа
учебного предмета «Изобразительно искусство»
для обучающихся с задержкой психического развития
(вариант 7.2)
2 класс
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа
начального общего образования обучающихся с ЗПР (решение Федерального
учебно-методического объединения по общему образованию от 22.12.2015 г.
протокол №4/15)

Срок реализации – 1 год

Учитель:
Кремнёва С. В.

1

Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству для
обучающихся 2 класса по адаптированной основной общеобразовательной программе
начального общего образования для детей с задержкой психического развития (ЗПР)
(вариант 7.2) составлена на основе следующих документов:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования (далее – ФГОС НОО) (приказ Министерства образования и науки РФ от
17.12.2010 г. №1897 (с изменениями));
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ)
(приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. №1598);
3. Примерная основная образовательная программа начального общего образования
(решение Федерального учебно-методического объединения от 08.04.2015 г. протокол
№1/15);
4. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального
общего образования обучающихся с ЗПР (решение Федерального учебно-методического
объединения по общему образованию от 22.12.2015 г. протокол №4/15);
5. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1.- 5-е
изд., перераб. - М.: Просвещение, 2015.
6. Рабочая программа «Изобразительное искусство» под ред. Б. М. Неменского
М.:Просвещение, 2015.
Программа направлена на формирование общей культуры, обеспечивающей
разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное,
интеллектуальное, физическое), овладение специфической для младшего школьного
возраста учебной деятельностью в соответствии с принятыми в семье и обществе
духовно- нравственными и социокультурными ценностями.
Обучающиеся с ЗПР имеют стойкие нарушения эмоционально-поведенческих
расстройств. Обучающиеся отличаются малой контактностью в сочетании с внешней
расторможенностью, навязчивостью, эмоциональной возбудимостью, несмотря на это
беспрепятственно позволяет им совместно воспитываться и обучаться с детьми
общеобразовательного класса.
Определение варианта адаптированной программы обучающегося с ЗПР
осуществляется на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссией
(ТПМПК), сформулированных по результатам его комплексного психолого-медикопедагогического обследования, с учетом ИПР в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации.
Вариант программы 7.1,7.2 АОП в соответствии с ФГОС для ОВЗ, предполагает,
что обучающиеся с ЗПР получают образование, сопоставимое с образованием здоровых
сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки обучения. Обучающиеся с
ЗПР полностью включены в общий образовательный процесс.
Актуальность адаптированной программы заключается в том, что умение учиться,
составляющее основу личностного развития учащегося с ЗПР, означает умение учиться
познавать и преобразовывать мир, ставить проблемы, искать и находить новые решения;
учиться сотрудничать с другими людьми на основе уважения и равноправия.
Цель реализации адаптированной программы обучающихся с ЗПР - обеспечение
выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий
для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся
с ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
2

Достижение
поставленной
цели
при
разработке
и
реализации
адаптированной программы
обучающихся
с
ЗПР
предусматривает
решение
следующих основных задач:
− формирование основ учебной деятельности;
− формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие
личности
обучающихся
(нравственно-эстетическое,
социально-личностное,
интеллектуальное, физическое) на основе усвоения государственного образовательного
стандарта;
− адаптация и социализация обучающихся к жизни в обществе;
− сохранение и укрепление здоровья;
− предоставление обучающимся возможности накопления социального опыта,
сформированных в процессе изучения учебных предметов и знаний, умений и способов
деятельности;
− обеспечение планируемых результатов по освоению целевых установок,
приобретению знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых
личностными, особыми образовательными потребностями;
− развитие личности обучающихся с ЗПР в её индивидуальности, самобытности,
уникальности и неповторимости.
Предмет «Изобразительное искусство» во 2 классе для учащихся с ЗПР имеет цель
- накопление первоначальных впечатлений от разных видов искусств (музыка, живопись,
художественная литература, театр, кино и др.) и получение доступного опыта.
Задачи предмета «Изобразительное искусство» для младших школьников с ЗПР:
− развитие опыта восприятия и способности получать удовольствие от
произведений разных видов искусств, выделение собственных предпочтений в восприятии
искусства;
− формирование простейших эстетических ориентиров (красиво и некрасиво) в
практической жизни ребёнка и их использование в организации обыденной жизни и
праздника.

Место учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа составлена на 34 часа (по 1 часу в неделю при 34 учебных
неделях). В соответствии с ПрАООП длительность уроков составляет 40 минут.

Описание ценностных ориентиров содержания
Уникальность и значимость курса определяются нацеленность на духовнонравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребёнка,
формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У
младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений,
их эмоционального оценивания.
Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоциональноценностного отношения ребёнка к миру, его духовно-нравственное воспитание.
Овладение основа художественного языка, получение опыта эмоциональноценностного, эстетического воспитания мира и художественно-творческой деятельности
помогут младшим школьниками при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем
станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе,
науке, искусству и культуре в целом.
Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству
диктует необходимость экспериментирования ребёнка с разными художественными
материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа.
Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках,
поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству.
3

Планируемые результаты освоения предмета
Личностные результаты освоения для 2-го класса по учебному предмету
«Изобразительное искусство» оцениваются по следующим направлениям:
Осознание себя как гражданина России проявляется в:
 стремлении пополнить
свои знания о различных картинах, художниках,
художественных промыслах народов России
Освоение социальной роли ученика проявляется в:
 умении организовывать рабочее место и рабочее пространство (порядок в учебных
принадлежностях, бережное отношение к учебникам, школьному имуществу);
 проявлении ответственного поведения (подготовка к уроку, трансляция заданий
учителя дома взрослым, беспокойство по поводу соблюдения требований);
 соблюдении школьных правил (сидеть за партой, поднимать руку, действовать в
соответствии с инструкцией учителя, правилами безопасной работы с инструментами);
 подчинении дисциплинарным требованиям;
 стремлении отвечать на вопросы учителя, быть успешным в учебе, социально
одобряемые ответы на вопросы об отношении к предметам художественного искусства;
Сформированность
навыков
продуктивной
межличностной
коммуникации проявляется в:
 умении получать и уточнять информацию от партнера, учителя (обратиться с
вопросом, просьбой);
 описывать результат своей изобразительной деятельности, говорить об
испытываемых эмоциях, намерениях в отношении объектов художественного творчества,
наблюдаемых объектов;
 способности объяснять что-либо, выслушивать объяснение или мнение
коммуникативного партнера (ребенка и взрослого, знакомого и малознакомого);
Сформированность социально одобряемого (этичного) поведения проявляется в:
 использовании форм речевого этикета в различных учебных ситуациях;
 умении сочувствовать при затруднениях и неприятностях, выражать согласие
(стремление) помочь при выполнении коллективной работы.
 уважительном отношении к результатам художественного творчества;
Сформированность
эстетических
потребностей,
ценностей
и
чувств проявляется в:
 различении красивого и некрасивого,
 проявлении интереса к демонстрации произведений скульптуры, живописи, красот
природы и предметного мир;
 стремлении замечать и создавать красоту вокруг себя (украшать поделку, пр.)
Сформированность самосознания, в т.ч. адекватных представлений о
собственных возможностях и ограничениях проявляется в:
 осознании своих затруднений (не понимаю, не успел), потребностей (плохо видно,
надо выйти, повторите, пожалуйста);
 умении разграничивать ситуации, требующие и не требующие помощи педагога.
 стремлении получить одобряемый результат своего изобразительного творчества,
Овладение основами художественной деятельности, необходимой в разных
жизненных сферах проявляется в умениях:
 организовывать рабочее место
 пользоваться
инструментами
и
приспособлениями для изобразительной
деятельности в соответствии с их свойствами.
4

Метапредметные результаты освоения ПРП для 2-го класса по учебному предмету
«Изобразительное искусство» включают осваиваемые обучающимися универсальные
учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие
овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
 с учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей
обучающихся с ЗПР метапредметные результаты могут быть обозначены следующим
образом.
Сформированные
познавательные
универсальные
учебные
действия проявляются в умении:
 ориентироваться в известных понятиях.
 сравнивать, группировать предметы, объекты: находить общее и различие;
 с помощью учителя отличать новое от уже известного;
 анализировать
объекты изобразительной
деятельности с
выделением
их
существенных признаков;
 обобщать – выделять класс объектов по заданному признаку.
 использовать элементарные знаково-символические средства для организации
своих познавательных процессов;
 устанавливать причинно-следственные связи между событиями и явлениями.
Сформированные регулятивные универсальные учебные действия проявляются
в умении:
- определять цель выполнения заданий под руководством учителя;
 выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на
образцы, рисунки, схемы;
 самостоятельно ориентироваться в задании, где ученику предоставляется
возможность выбора материалов и способов выполнения задания;
 самостоятельно планировать последовательность выполнения действий по
образцу;
 контролировать свои действия в процессе выполнения работы и после ее
завершения;
 предлагать конструкторско-технологические приёмы и способы выполнения
отдельных этапов изобразительной деятельности (на основе пробных поисковых
упражнений и продуктивных заданий в учебнике) из числа освоенных, работая по плану,
составленному с учителем, осуществлять контроль точности выполнения операций (с
помощью шаблонов, инструментов);
 выполнять инструкции и требования учителя, соблюдать основные требования к
организации учебной деятельности;
 исправлять допущенные ошибки, соотносить полученный результат с образцом и
замечать несоответствия под руководством учителя и самостоятельно.
Сформированные
коммуникативные
универсальные
учебные
действия проявляются в умении:
 отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу, участвовать в диалоге на
уроке;
 соблюдать нормы речевого этикета в трудовом взаимодействии;
 принимать участие в коллективных работах, работе в парах и группах;
 договариваться с партнерами и приходить к общему решению;
 слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования
различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий
 слушать собеседника, вступать в диалог по учебной проблеме и поддерживать его;
5

адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных и
познавательных задач;
Предметные результаты
По итогам обучения во 2 классе можно проверять сформированность следующих
знаний, представлений и умений:
 владение первоначальными представлениями о роли изобразительного искусства в
жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
 проявление эстетических
чувств, умения видеть и понимать красивое,
дифференцировать красивое от «некрасивого», воспитание активного эмоциональноэстетического отношения к произведениям искусства;
 овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных
видах художественной деятельности (изобразительного, декоративно-прикладного и
народного искусства, дизайна и др.);
 умение воспринимать и выделять в окружающем мире (как в природном, так и в
социальном) эстетически привлекательные объекты, проявлять к ним собственное
эмоционально-оценочное отношение;
 овладение практическими умениями самовыражения средствами изобразительного
искусства.
-умение организовывать свое рабочее место, соблюдать правила техники безопасной
работы
с
красками
(гуашь,
акварель), палитрой, фломастерами, карандашами, пластилином, бумагой, ножницами;
 умение
аргументированно высказывать
суждение
о
воспринимаемых
произведениях искусства;
 умение смешивать краски и получать новые цвета и оттенки;
 умение различать основные и составные, холодные и тёплые цвета.
 умение экспериментировать, исследовать возможности краски в процессе создания
различных цветовых пятен.
 умение наблюдать, изображать природные стихии
 владение названиями оттенков цветов
 умение работать крупными кистями, сгибать, разрезать и склеивать бумагу
разными способами (Конус, цилиндр, гармошка), использовать различные техники
(мозаика, аппликация)
 умение использовать для изображения замысла различные материалы: серпантин,
конфетти, семена, нитки, траву.
 умение использовать для изображения замысла природные мотивы: узоры, формы.
 умение отражать контрастные по характеру образы
 умение анализировать с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения
содержания и средств его выражения.
 участие в групповой работе по созданию панно и коллажей.
 умение
свободно, без напряжения проводить от руки линии в нужных
направлениях, не поворачивая при этом лист бумаги;
 умение ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической
форме в соответствии с инструкцией учителя;
 умение использовать данные учителем ориентиры (опорные точки) и в
соответствии с ними размещать изображение на листе бумаги;
 умение закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры
изображения, направление штрихов и равномерный характер нажима
на карандаш;
 умение
рисовать от руки предметы округлой, прямоугольной и треугольной
формы;
понимать принцип повторения или чередования элементов в узоре (по форме и цвету);


6

 умение
узнавать в иллюстрациях персонажей народных сказок, проявлять
эмоционально-эстетическое отношение к ним.
Раздел «Восприятие искусства и виды художественной деятельности».
- умение различать виды художественной деятельности (рисунок, живопись,
скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное
искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные
художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного
замысла;
- умение различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их
специфику;
- умение эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу;
различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер,
эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного языка;
- умение узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры
русского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны
(разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
называть ведущие художественные музеи России
- умение воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в
обсуждении их содержания и выразительных средств, объяснять сюжеты и содержание
знакомых произведений;
- умение видеть проявления художественной культуры вокруг: музеи искусства,
архитектура, скульптура, дизайн, декоративные искусства в доме, на улице, в театре;
высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу и
человека в различных эмоциональных состояниях.
Раздел «Азбука искусства. Как говорит искусство?».
- умение создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в
пространстве;
- умение использовать выразительные средства изобразительного искусства:
композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные
материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
- умение различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их
эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками;
использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебнотворческой деятельности;
- умение создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративноприкладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции
лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений
человека;
- умение наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую
форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы
для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном
конструировании;
- умение использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры
для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм
для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой
деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов
в России (с учетом местных условий).
- умение пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики,
скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в
собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные

7

эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных
композиций на заданные темы;
- умение моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации
известного создавать новые образы природы, человека, фантастического существа
средствами изобразительного искусства;
- умение выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции,
Раздел «Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?».
- умение осознавать главные темы искусства и отражать их в собственной
художественно-творческой деятельности;
- умение выбирать художественные материалы, средства художественной
выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего
отношения к ним; решать художественные задачи с опорой на правила
перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия;
- умение передавать характер и намерения объекта (природы, человека, сказочного
героя, предмета, явления и т. д.) в живописи, графике и скульптуре, выражая свое
отношение к качествам данного объекта.
- умение видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы,
человека, зданий, предметов;
- умение понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о
красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и
мнениям;
- умение изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним свое
эмоциональное отношение;
- умение изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и
участвовать в коллективных работах на эти темы.
Примеры контрольно-оценочных мероприятий:
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
-активность участия.
-умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
-развернутость ответов, образность, аргументированность.
-самостоятельность.
-оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы
-Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента
(как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты
изображения, как выражена общая идея и содержание).
-Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как
использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
-Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность
созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы.
-Аккуратность всей работы.
Текущий контроль:
А) оценка качества работы на уроке.
Проводится по следующим параметрам (условная балльная оценка):
Адекватность действий:
5 – выполняет задания, в парной и подгрупповой работе целенаправлен, решает
поставленные задачи адекватным способом.
4 – выполняет задания, в парной и подгрупповой работе может уходить от задания,
решать поставленную задачу недостаточно адекватными способами, но подобные
проявления удалось скорректировать.
8

3 – затрудняется выполнить задание, но это удается скорректировать. Поведение в
парной и подгрупповой работе не способствует выполнению задания.
2 – задание не выполняет, коррекция не удается. Поведение в парной и
подгрупповой работе препятствует выполнению задания партнерами по взаимодействию.
Правильность действий:
5 – выполняет задание правильно или нужна небольшая(стимулирующая,
организующая) помощь
4 - выполняет задание правильно, но нужна небольшая обучающая помощь
3 – выполняет задание правильно, но нужна существенная обучающая помощь
2 – задание не выполняет, помощь не принимает.
Вербальное оформление ответов:
5 – оформление ответа грамматически и стилистически правильное или с
минимальными недочетами.
4 – недочеты в построении фразы или словоупотреблении, не затрудняющие
понимание.
3 – Неточное словоупотребление, смысл фраз улавливается с трудом или шаблонный
ответ, копирование ответа предшественника.
2 – ответ представляет собой отдельные, иногда не связанные по смыслу, слова.
Качество выполнения работы.
5 – работа выполнена аккуратно, точно, внесены творческие эстетические
преобразования, соответствующие общему замыслу
4 – работа выполнена аккуратно, с небольшими неточностями, без творческих
эстетических преобразований.
3 – работа выполнена неаккуратно с большими недочетами
2 – работа не выполнена
Итоговая оценка может быть установлена с учетом балльных показателей:
18-20 баллов – «отлично».
13-17 баллов – «хорошо».
10-12 баллов - «удовлетворительно».
8-9 баллов – «неудовлетворительно».
Оценка может выставляться на основе качественной характеристики:
Оценка «5»
- учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;
- правильно излагает изученный материал и умеет применять полученные знания на
практике;
- тщательно спланированы действия и рационально организовано рабочее место;
- правильно выполнялись приемы художественной техники, самостоятельно и творчески
выполнялась работа;
- верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой
все компоненты изображения;
- умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное;
- работа выполнена с учетом установленных требований;
- полностью соблюдались правила техники безопасности.
Оценка «4»
- учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его
допускает неточности второстепенного характера;
- гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
- умеет подметить, но не совсем точно передает в изображении
наиболее характерное.
9

- допущены незначительные недостатки в планировании и организации рабочего
места;
- в основном правильно выполняются приемы художественной техники;
- работа выполнялась самостоятельно;
- норма времени выполнена или недовыполнена на10-15 %;
- работа выполнена с незначительными отклонениями;
- полностью соблюдались правила техники безопасности.
Оценка «3»
- учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;
- допускает неточность в изложении изученного материала.
- имеют место недостатки в планировании и организации рабочего места;
- отдельные приемы художественной техники выполнялись неправильно
(восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов в пространстве) и
требуют корректировку со стороны учителя;
- самостоятельность в работе была низкой;
- норма времени недовыполнена на 15-20 %;
- работа выполнена с нарушением отдельных требований;
- не полностью соблюдались правила техники безопасности.
Текущий контроль должен быть постоянным, а не эпизодическим.
Итоговый контроль осуществляется в конце учебного года.
Оценка «отлично» ставится при основном соответствии перечисленным выше
требованиям текущего и промежуточного контроля.
Оценка «хорошо» ставится при наличии различных недочетов по выделенным
параметрам.
Оценка «удовлетворительно» ставится при соответствии минимальным требованиям
по всем выделенным разделам.
Оценка «неудовлетворительно» означает отсутствие необходимых навыков.
Пример итогового теста
1. Отметь три основные краски
а) Красный, зелёный, жёлтый б) красный, синий, жёлтый
в) зелёный, жёлтый, синий
2. Отметь трёх мастеров, которые помогают тебе в работе
а) Мастер Терпения, Мастер Воображения, Мастер Постройки
б) Мастер Изображения, Мастер Постройки, Мастер Воображения
в) Мастер Изображения, Мастер Постройки, Мастер Украшения
3. Отметь материалы, которые ты используешь на уроках ИЗО
а) гуашь, акварельные краски, карандаши, восковые мелки, ножницы,
б) гуашь, акварельные краски, карандаши, восковые мелки, пастель, кисти.
в) гуашь, акварельные краски, бумагу, восковые мелки, пластилин, пастель.
4. Кто рисует автопортрет?
а) сам художник б) художник анималист в) скульптор
5. Кто рисует животных?
а) сам художник б) художник анималист в) скульптор
6. Отметь инструменты, которыми пользуется художник
а) кисти, акварель, карандаши, палочки
б) акварель, карандаши, палочки,
в) кисти, ножницы, палочки.
7. Что такое пейзаж?
а) изображение овощей, фруктов, отдельных предметов
б) изображение природы в) изображение людей
10

8. Отметь графические средства
а) линия б) штрих в) пятно г) рисунок
9. Что такое живопись?
а) рисунок акварелью, тушью, масляными красками
б) рисунок тушью, углём, карандашом, ручкой
Критерии оценивания
Оценка «отлично» ставится, если у ученика 9-10 правильных ответов
Оценка «хорошо» ставится, если у ученика 7-8 правильных ответов
Оценка «удовлетворительно» ставится, если у ученика 5-6 правильных ответов
Оценка «неудовлетворительно», если у ученика менее 5 правильных ответов

Основное содержание учебного предмета
Основная форма организации учебных занятий по изобразительному искусству –
комбинированный урок.
Виды художественной деятельности (8 часов)
Восприятие
произведений
искусства. Образная
сущность
искусства:
художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в
произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и
эстетике: отношение к природе, человеку и обществу.
Рисунок. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и
разнообразие природы. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные
черты.
Живопись. Красота
и
разнообразие
природы,
выраженные средствами
живописи. Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного
образа. Объём — основа языка скульптуры.
Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для
художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и
др.). Приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа.
Декоративно-прикладное искусство. Образ человека в традиционной культуре.
Представления народа о мужской и женской красоте, отражённые в изобразительном
искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративноприкладном искусстве.
Азбука искусства. Как говорит искусство? (8 часов)
Цвет. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое
и толстое, тёмное и светлое, т. д. Смешение цветов. Роль белой и чёрной красок в
эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности
цвета.Линия. Многообразие линий. Линия, штрих, пятно и художественный образ.
Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.
Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в
пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные
формы.
Объём. Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма.
Выразительность объёмных композиций.
Ритм. Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции
в живописи и рисунке.
Значимые темы искусства. О чём говорит искусство? (10 часов)
Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение
их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное
время года, суток, в различную погоду.
11

Родина моя — Россия. Роль природных условий в характере традиционной
культуры народов России.
Искусство дарит людям красоту. Представление о роли изобразительных
(пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его
материального окружения. Жанр натюрморта.
Опыт художественно-творческой деятельности. (8 часов)
Освоение
основ
рисунка,
живописи,
скульптуры, декоративноприкладного искусства. Овладение основами художественной грамоты: композицией,
формой, ритмом, линией, цветом, объёмом, фактурой. Выбор и применение
выразительных средств для реализации собственного замысла в аппликации,
художественном конструировании. Передача настроения в творческой работе с помощью
цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объёма, фактуры
материала. Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных
художественных техник и материалов: коллажа, аппликации, бумажной пластики, гуаши,
акварели, пастели, восковых мелков, карандаша, фломастеров, пластилина, подручных и
природных материалов.
Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений
изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.

Тематическое планирование
№ п/
Раздел
п
1 Как и чем
работает
художник?
(8ч.)

.

Примерные
темы
уроков
Три
основных
цвета
(красный,
синий,
желтый). (1ч.)

Примерное содержание уроков и основные
виды деятельности
Актуализация знаний, полученных в
первом классе: беседа об изобразительном
искусстве
(Повторение пройденного:
названия, назначение инструментов и
материалов, которыми работает художник
(может проходить в разнообразных формах:
викторина, игра, отгадывание кроссворда и
др.); правила организации рабочего места
(работа с памяткой-инструкцией). Работа с
учебником: ориентировка в учебнике (на
развороте, в оглавлении, в словаре),
повторение
условных
обозначений.
Поэтапная демонстрация приемов работы
кистью (мазок, прикладывание, линия).
Повторение детьми приемов, показанных
учителем.
Практическая
работа:
рисование
картины
«Краски
лета».
Подведение итогов, обмен впечатлениями о
полученном опыте, оценка результатов
творческой деятельности.
Демонстрация
видеоролика
или
фотографий с предметами красного, синего,
желтого цвета. Беседа: Основные (красный,
синий, желтый) и составные цвета.
Демонстрация приемов смешивания красок.
Повторение детьми приемов, показанных
12

Белая и чёрная
краски (1ч.)

Пастель и цветные
мелки:
их
выразительные
возможности.
Выразительные
возможности
акварели (1ч.)

Выразительные
возможности
аппликации. (1ч.)

учителем.
Практическая
работа:
выполнение рисунка «Букет цветов» путем
повторения
за
учителем
приемов
изображения цветов из пятен (На что похожи
получившиеся пятна? Давайте превратим их
в букет цветов). Подведение итогов, анализ
и оценка результатов.
Повторение пройденного:
какие
цвета
являются основными? Какие цвета являются
составными? Демонстрация видеоролика
или фотографий с изображением различных
природных стихий. Беседа об увиденном:
Какие цвета еще вы увидели на картинах?
(черный и белый). Что авторы смогли
показать, используя черный (белый) цвет?
Какие чувства выразить? Практическая
работа с опорой на картинный план (на
доске располагаются образцы поэтапного
создания рисунка по порядку: фон,
нанесение штрихов, прорисовка). Как вы
думаете, какой кистью удобнее изображать
такой рисунок тонкой или толстой?
Изображение природных стихий крупными
кистями: гроза, буря, извержение вулкана,
дождь (по выбору). Подведение итогов,
обмен впечатлениями о полученном опыте,
оценка
результатов
творческой
деятельности.
Отгадывание загадок (осень, листья).
Демонстрация
репродукций
картин
художников
(А.Бутов
«Натюрморт
с
рябиной», И. Левитан «Золотая Осень»).
Объяснение
учителя:
особенности
композиции,
выразительность
окраски.
Составление
плана
работы
над
аппликацией.
Практическая
работа:
аппликация «Осенний лес» с использованием
природных материалов (Листья, трава, мох,
веточки) с опорой на составленный
план. Подведение итогов, анализ и оценка
результатов творческой деятельности.
Подготовка рабочего места, материалов и
инструментов для выполнения аппликации
из бумаги. Самопроверка организации
рабочего места. Повторение правил техники
безопасности при работе с ножницами.
Практическая
работа:
аппликация
«Осенний
листопад»
по
пошаговой
словесной инструкции учителя: 1. Разметка
листьев по шаблонам (сложить бумагу,
13

Выразительные
возможности
графических
материалов (1ч.)

Выразительные
возможности мате
риалов для работы
в объёме (1ч.)

приложить шаблон, обвести листочек,
проверить совпадение места сгиба листа и
середины шаблона листочка). 2. Вырезание
заготовок
(вырезать
листочек,
развернуть).
Самостоятельная
работа
детей:
вырезание листочков и создание композиции
(возможно
создание
общего
панно).
Подведение итогов: Что нового узнали? С
чем познакомились? Чем занимались на
уроке? Что получилось у каждого и у всего
класса? Уборка рабочих мест.
Подготовка рабочего места, материалов и
инструментов для выполнения графического
рисунка. Объяснение учителя: Какие
бывают графические материалы? (пастель,
восковые
и
акварельные,
цветные
карандаши, их отличия от акварели, гуаши и
других художественных материалов). Показ
учителем особенностей работы пастелью
(мелками):исполнение
разных
оттенков
одного
цвета,
способы
перекрытия,
смешения цветов, рисование штрихом и
плашмя.
Коллективное
определение
критериев оценивания результатов работы:
удачная компоновка в листе; отдельные
штрихи-мазки составляют живописную,
плотную
красочную
фактуру;
учет
строения изображаемого
объекта;
аккуратность,
завершенность,
выразительность; дано название работе.
Практическая
деятельность:
изображение осеннего леса пастелью,
мелками. Подведение итогов, обмен
впечатлениями о полученном опыте, оценка
результатов
творческой
деятельности,
обсуждение и анализ работ одноклассников с
позиций творческих задач данной темы, с
точки зрения содержания и средств его
выражения.
Подготовка рабочего места, материалов и
инструментов для работы с пластилином.
Беседа о возможностях пластилина для
передачи объема. Повторение правил
безопасной работы с пластилином по
памятке.
Выполнение
пальчиковой
гимнастики
для
разминки
пальцев.
Составление
плана
работы
лепки
животного из пластилина. Практическая
работа: лепка животных родного края по
14

Выразительные
возможности
бумаги (1ч.)
Неожиданные
материалы
(обобщение темы)
(1ч.)

2

Реальность
и фантазии
(7 ч)

Изображение
реальность(1ч.)

и

Изображение
фантазия(1ч.)

и

впечатлению и по памяти. Подведение
итогов, обмен впечатлениями о полученном
опыте, оценка результатов творческой
деятельности
Обобщение знаний по разделу (викторина).
Беседа о Родине (Понятия: Родина, малая
Родина, название страны Россия, название
родного
города).
Демонстрация
изображений
празднично
украшенного
города. Работа с учебником: рассматривание
иллюстраций, ответы на вопросы. (Какие
детали говорят, что в городе праздник? Чем
украшен город? Какие краски передают
праздничное настроение?Зарисовка эскиза в
тетрадях.
Практическая
работа:
выполнение аппликации «Праздничный
город» по эскизу. Рефлексия: Какую работу
вы выполняли сегодня на уроке? Какова роль
братьев-Мастеров в украшении города к
празднику? Уборка рабочего места, задание
на следующий урок.
Актуализация знаний, полученных в первой
четверти: Чем может работать художник?
Как помогают выразить в рисунке
задуманное
материалы?
Отгадывание
загадок про зимующих птиц родного края.
Демонстрация изображения птицы (по
выбору).
Составление
плана-схемы
рисования
птицы.
Самостоятельная
работа
учеников:
рисование
птицы.
Подведение итогов, оценка результатов
творческой деятельности, обсуждение и
анализ работ одноклассников.
Проверка готовности к уроку. Повторение
плана рисования птицы. Беседа о различиях
между
реальными
объектами
и
фантазийными. Демонстрация изображений
сказочных птиц, обсуждение особенностей
изображения.
Составление
плана
изображения
птицы.
Практическая
деятельность: рисование сказочной птицы
Во
время
работы
учитель
ведет
индивидуальную корректировку детских
композиций. По окончании работы рисунки
вывешиваются на доску или выносятся
детьми к доске. Подведение итогов: Что
означает слово: фантазия? Реальность? Чему
мы сегодня с вами учились? Что на уроке
вам далось труднее всего? Как эти трудности
вы преодолели?
15

Украшение
и
реальность (1ч.)

Украшение
фантазия (1ч.)

и

Отгадывание кроссворда (узор, снежинка,
паутинка). Работа с учебником по теме
«Украшение
и
реальность».
Рассматривание особенностей изображений
паутины, снежинок. Выбор материалов для
работы (Восковыми мелками, кистью
и акварельными красками). Демонстрация и
изучение плана-памятки для выполнения
изображения паутины или снежинки (по
выбору).
Самостоятельная
работа
учащихся по плану. Итог урока: анализ
работ по алгоритму самооценки (Что нужно
было сделать? Ты справился с работой или
есть недочеты? Ты выполнил все сам или с
чьей-то помощью? Как бы ты оценил свою
работу? Что у вас получилось лучше всего?
Уборка рабочего места.
Чтение отрывка из книги «Волшебные
узоры». Ответы на вопросы к тексту:
Каким мастерством прославилась бабушка
Веретена? Из чего создавала она свои
кружевные изделия? Объяснение учителя:
история
появления
кружева.
Рассматривание
кружевных
вещей,
принесенных
на
урок.
Выделение
особенностей
кружевных
узоров.
Сопоставление природных узоров и
выдуманных кружевных, выявление общих и
отличительных
черт.
Изучение
(демонстрация) узоров старинных русских
кружев: "рыбка", "ручеек", "протекай-речка",
"мороз",
"звездочки",
"гуличики",
"цветочек", "елочка". Составление эскиза
рисунка. (Попробуй повторить узоры
кружевниц. Нарисуй их на тетрадном листке
черной гелевой ручкой или фломастером.
Придумай и изобрази свои узоры.) Проверка
эскизов,
корректировка
ошибок.
Практическая работа: Выполнение работы
по составленному эскизу:1 вариант - на
альбомном листе, работая тонкой кистью
изобразить
кружевную
салфетку,
воротничок. Краски на выбор (гуашь или
акварель).2 вариант - из цветной бумаги
вырезать необходимую форму салфетки или
воротничка, белой гуашью нарисовать
узоры.
Подведение
итогов,
обмен
впечатлениями о полученном опыте, оценка
результатов творческой
деятельности,
обсуждение
и анализ работ с позиций
16

творческих задач данной темы, с точки
зрения
содержания
и
средств
его
выражения.
Постройка
и Игра
«Море волнуется раз». Дети
реальность (1ч.)
изображают фигуры морских обитателей.
Демонстрация зрительного ряда: обитатели
морей. Сопоставление форм обитателей
с
формами
их
жилищ.
Постройка
и моря
Инструктирование
учителем
по
фантазия (1 ч.)
выполнению
предстоящей
работы,
Определение необходимых материалов и
инструментов, подготовка рабочего места
для работы с бумагой. Повторение правил
безопасной работы с ножницами и клеем.
Демонстрация образцов будущих изделий с
выделением основных геометрических форм
тел животных и частей их тел. (Из каких
частей состоит медуза и черепаха?)
Демонстрация приёмов работы с бумагой и
ножницами, просмотр слайдов. Составление
плана выполнения работы. Практическая
деятельность: изготовление из бумаги
морских животных, составление общего
панно путем приклеивания изготовленных
животных на заготовленный учителем
фон. Подведение
итогов,
обмен
впечатлениями о полученном опыте, оценка
результатов творческой
деятельности, обсуждение и анализ с точки
зрения
содержания
и
средств
его
выражения.
Братья-Мастера
Обобщение изученного,
промежуточное
Изображения,
тестирование. Подготовка необходимых
Украшения
и материалов и инструментов необходимых
Постройки
всегда для
изготовления
елочных
игрушек.
работают
вместе. Организация рабочего места. Словарная
(Обобщение
работа с пословицами: «Не всё то радует,
что покупается», «Своего дела чужим не
темы).(1ч.)
заменишь» (пояснение скрытого смысла
пословиц).
Демонстрация
образцов
будущих изделий. Составление планаинструкции выполнения работы:
1.Обведите на цветной бумаге круг,
вырежьте.
2. Сделайте так 4 круга разного цвета.
3. Согните круги пополам и склейте
половинками друг с другом все, кроме
одного.
4. Нитку намажьте клеем и приложите к
кругу, сделав петлю. Приклейте оставшийся
17

3

О
чём
говорит
искусство
(11ч)

Изображение
природы
в
различных
состояниях. (2 ч.)

Изображение
характера
животного. (2ч.)

круг.
5. Украсьте игрушку
Самостоятельная
работа
детей
по
составленному плану. Оценивание по
алгоритму. Украшение елки, класса.
Демонстрация слайдов и фотографий
построек, работ и проектов архитекторов,
зданий разных архитектурных стилей
(Египет, Древняя Греция, Восток - пагоды,
Север - чумы, юрты, постройки среднего
века и т. п.). Работа с учебником:
Сопоставление природных форм с формой
предметов окружающей действительности,
созданных
человеком.
Беседа:Мастер
Постройки - художник. Он создает разные
постройки -конструкции: здания, машины,
мебель, светильники и многое другое. Какие
ещепостройки Мастеру подсказала природа?
Словарная работа: уточнение значения
слова
«Архитектор»,
как
работает
архитектор. Объяснение учителем связи
формы конструкции и назначения постройки,
функций формы, основных выразительных
средств архитектуры(пластикаобъемов;
масштабность; ритм; пропорции; фактура и
цвет поверхностей). Деление на группы,
распределение ролей и обязанностей в
группах. Практическая деятельность:
Создание макетов фантастических зданий по
воображению(сгибание,
подклеивание
бумаги). Подведение
итогов,
обмен
впечатлениями о полученном опыте, оценка
результатов творческой
деятельности, обсуждение и анализ работ с
позиций творческих задач, с точки зрения
содержания и средств его выражения.
Подготовка рабочего места, материалов и
инструментов для работы. Беседа о способах
выражения характера животных в рисунке.
(Что Мастеру помогает выразить характер и
настроение? Характер зверя выражается
через движение и форму тела, через
пропорции, черезвыразительные детали: лохматую или гладкую шерсть, через форму
ушей, когти, усы, блеск глаз). Словарная
работа: «Художник –анималист» уточнение
отличительных особенностей в работе.
Объяснение учителем основных этапов
работы художника-анималиста над изображением животного, птицы: анализ
18

Мужской
образ.
Выражение
характера
человека
в
изображении (1ч.)

Женский
образ.
Выражение
характера
человека
в
изображении (1ч.)

основных форм, частей тела; уточнение
пластики,
характерных
движений;
ознакомление с поведением и способами
передвижения; особенности внешнего вида
(кожа, мех, перья). Составление плана
работы над изображением, выбранного
животного. Практическая деятельность:
изображение животного. Индивидуальная
работа с учащимися: анализ общих ошибок
(с помощью работ учащихся, схем и таблиц
на доске, пояснений и устного анализа).
Уточнение приемов передачи формы,
движения. Оценка выполненных работ по
выдвинутым
критериям:
анатомически
верные формы; соблюдение пропорций;
передача движения; прорисовка мелких
деталей (шерсть, глаза и др.), общая
завершенность,
выразительность;
аккуратность исполнения. Группировка
работ
по схожести или различию
характеров образа.
Разгадывание
ребуса
(Портрет).
Демонстрация портретов с изображением
мужчин.
Беседа
об
особенностях
изображения портрета. (Как вы думаете, что
главное в портрете? Когда мы изображаем
человека, что мы можем передать?
(настроение, черты лица). Составление
алгоритма
рисования
портрета.
Представление будущего рисунка: с
закрытыми глазами представить какой
портрет вы будете изображать. Каким он
будет? Какое у него настроение? В каком
цвете вы его изобразите? Рисование
портрета мужчины по представлению с
опорой на алгоритм. Подведение итогов,
обмен впечатлениями о полученном опыте,
оценка
результатов
творческой
деятельности
Игра «Смайлики», выражение мимикой
эмоций.
Демонстрация
портретов
с
изображением
женщин.
Повторение
особенностей портрета: что главное в
портрете? Когда мы изображаем человека,
что мы можем передать? (настроение, черты
лица). Повторение алгоритма рисования
портрета.
Представление
будущего
рисунка: Каким будет портрет? Какое у нее
настроение? В каком цвете вы его
изобразите? Рисование портрета женщины
19

Образ человека в
скульптуре (1ч.)

Человек и его
украшения (1ч.)

О чём говорят
украшения (1 ч.)

по представлению с опорой на алгоритм.
Подведение итогов, обмен впечатлениями о
полученном опыте, оценка результатов
творческой деятельности.
Фронтальный опрос по изученной теме
«Изображение человека, выражение его
характера». (С помощью чего можно
показать характер человека на рисунке?
Какие цвета вы использовали, чтобы
изобразить доброго персонажа? А злого?)
Демонстрация изображений скульптур.
Изучение нового: беседа «Скульптура, и её
виды. Особенности создания скульптуры».
Составление
алгоритма
лепки.
Повторение правил техники безопасности.
Представление образа будущего изделия.
Лепка сказочных героев по выбору.
Подведение итогов, обмен впечатлениями о
полученном опыте, оценка результатов
творческой деятельности.
Работа с пословицей «Доброе дело питает
разум и тело». Повторение отличительные
элементы изображения злого и доброго
образа.
Словарная
работа:
доспехи,
кокошник,
богатырь,
красна
девица.
Демонстрация изображений доспехов и
кокошников. Рассматривание картины
«Богатыри» Васнецова В.М., изображения
русской красавицы в кокошнике с
выявлением средств изображения. (Что
можно сказать об этих воинах по их
доспехам? Как вы думаете на картине добрая
или злая девушка? Почему?). Повторение
особенностей
выполнения
аппликации.
Определение необходимых материалов и
инструментов для работы. Повторение
правил
техники
безопасности
при
изготовлении аппликации. Составление
эскиза и плана работы. Выполнение
украшения шаблонов доспехов и кокошника
аппликацией по выбору. Подведение итогов,
обмен впечатлениями о полученном опыте,
оценка
результатов
творческой
деятельности

20

Образ здания (1ч.)

4

Повторение изученного (опрос): какова
тема года? Тема четверти? Какие три
мастера, помогают вам? Отгадывание
загадки
(Загадка
отражать
связь
с
архитектурой).
Беседа
«Особенности
выражения характера человека через форму
жилища».
Демонстрация
различных
В
изображении, иллюстраций реальных жилищ и сказочных.
украшении
и Беседа с целью выделения способов
постройке человек выражения характера человека через форму
построек. Деление учащихся на группы.
выражает
свои
Распределение ролей. Определение замысла
чувства,
мысли, будущего изделия. Рисование эскиза.
настроение, своё Практическая работа: создание макетов
отношение к миру. зданий, конструкций замков для выбранного
(1 ч.)
персонажа. Конструирование
из
бумаги. Создание склеиванием простых
объёмных форм - конус, цилиндр, гармошка.
Подведение итогов, обмен впечатлениями о
полученном
опыте,
оценка
результатов творческой
деятельности, обсуждение и анализ работ с
позиций творческих задач данной темы, с
точки зрения содержания и средств его
выражения.
Как говорит Тёплые и холодные Отгадывание загадок о весне. Беседа о
Борьба признаках весны (теплая, светлая, птички
искусство (8 цвета.
теплого
и поют, снег тает, распускаются почки на
ч)
деревьях, прилетают птицы, заканчивается
холодного. (1ч.)
спячка у животных); какие чувства вызывает
пробуждение весны? (радость, хорошее
настроение); какие есть цвета у весны?
(яркие, солнечные). Составление словесного
описания весны. Демонстрация пейзажей
разных
художников
с
изображением
весеннего пейзажа. (А.К. Саврасов, И.Л.
Левитан). Объяснение последовательности
выполнения
весеннего
пейзажа.
Планирование
работы
учащимися.
Рисование весеннего пейзажа. Подведение
итогов, обмен впечатлениями о полученном
опыте, оценка результатов творческой
деятельности
Тихие и звонкие Подготовка рабочего места, материалов и
инструментов. Демонстрация и анализ
цвета. (1ч.)
слайдов, репродукций, передающих красоту
весенней земли, уточнение особенностей
изображения: дымчатость, нежные и тонкие
цветовые соотношения. Знакомство с
новым понятием - цвет «звонкий» и «тихий»
21

(глухой),
с
новыми
выразительными
возможностями цвета, как художественного
средства в руках художника. Практическая
деятельность: рисование весенней земли
(индивидуально по памяти и впечатлению).
Подведение итогов, обмен впечатлениями о
полученном опыте, оценка результатов
творческой деятельности
Графические
Беседа о средствах изображения рисунка.
упражнения.
(Живописцы,
пишут красками, мастерски
Линия
как пользуясь цветом. Графики передают свои
средство
впечатления о мире с помощью черного и
выражения.
белого цветов на бумаге.). Изучение нового.
Характер
Словарная работа: графика. Линия, штрих и
линий (1ч.)
тон, ритм- основные изобразительные и
выразительные
средства
графики.
Выполнение графических упражнений по
инструкции
учителя.
Изображение
различных видов линий. Подведение итогов,
обмен впечатлениями о полученном опыте,
оценка
результатов
творческой
деятельности
Что такое ритм Демонстрация пейзажей с изображением
птиц. Беседа о ритме и движении пятен.
линий? (1ч.)
Изучение нового: словарная работа: Ритм,
ритмичность, способы передачи ритма в
изображениях (Изменения положения на
месте одинаковых пятен, силуэтов изменяют
содержание композиций. Изучение способов
передачи ритма в изображении.). Рисование
весеннего
пейзажа
«Птицы
весной».
Подведение итогов, обмен впечатлениями о
полученном опыте, оценка результатов
творческой деятельности
Характер
Отгадывание загадки о дереве. Беседа о
линий (1ч.)
видах лилий как средстве выражения
характера,
настроения.
Подбор
прилагательных, характеризующих линии
(короткие, длинные, ровные, кривые,
запутанные, добрые, скромные, колючие,
противные, ползучие, любознательные).
Игра: «Изображение разных линий».
(изображение линий по их характеристике)
4. Изучение нового материала: рассказ
учителя о деятельности художниковграфиках. Игра «Опиши дерево» (Елка пушистая, густая. Береза – стройная, гибкая.)
Демонстрация изображений деревьев с
целью выявления сходств и различий, типов
линий, которые использовал художник.
22



Практическая деятельность: изображение
деревьев разными по характеру линиями
Подведение итогов урока: рефлексия с

использованием речевых шаблонов.
(Продолжи любое предложение: сегодня я


Ритм пятен
средство
выражения
(1ч.)

как

Пропорции
выражают
характер. (1ч.)

Ритм линий и
пятен,
цвет,
пропорции
–

узнал…; было интересно…; было трудно…;
я понял, что…; теперь я могу…; я
научился…; у меня получилось …; я смог…
Опрос:
Вспомните
и
скажите
при
помощи, каких
выразительных
средств
говорит
искусство?
(цветом,
линией,
силуэтом, украшением, ритмом). О чем
может рассказать искусство? (о добре и зле,
прекрасном и безобразном.) Повторение
понятия
«Ритм».
Демонстрация
изображений картин с разными ритмами.
Объяснение
последовательности
выполнения
предстоящей
работы.
(Рисование
птиц.
Вырезание
птиц.
Наклеивание на тонированную бумагу.).
Повторение правил безопасной работы с
ножницами, клеем.
Самостоятельная
работа
учащихся:
выполнение аппликации «Птицы». Учащиеся
рисуют летящих птиц, вырезают их и
наклеивают
в
определенной
последовательности
на
тонированную
бумагу цвета неба. Выставка работ. Разбор
и обсуждение работ. Все работы крепятся на
доске. Учащиеся говорят о том, какое
настроение они передали в своей работе при
помощи ритма.
Организация рабочего места, контроль
готовности к уроку. Отгадывание загадок о
птицах весны. Повторение изученного:
фронтальный опрос об анималистическом
жанре. Рассматривание картины А.К.
Саврасова
«Грачи
прилетели».
Демонстрация и анализ изображения грача:
формы частей тела, цвет, характер.
Составление плана рисования грача.
Практическая
работа: самостоятельное
изображение грача. Подведение итогов,
обмен впечатлениями о полученном опыте,
оценка
результатов
творческой
деятельности
Демонстрация
фотографий,
картин,
видеофрагментов по выбору. (Учитель
вместе с учениками любуются красотой
живых цветов, разнообразием их форм и
23

средства
выразительности.
(1ч.)

цвета. Делает сравнение живых цветов и их
изображения в картинах художников,
обращает внимание детей на то, как
художники изображают цветы в букете).
Работа с пословицей «Май леса наряжает,
лето ожидает». Определение замысла
будущей картины. Составление плана
работы. Демонстрация
динамической
таблицы «Ближе-дальше». Повторение, как
располагаются
основания
предметов,
которые находятся к нам ближе и дальше,
«холодные», «теплые», цвета сближенные (в
цветовом круге рядом) и контрастные
(противоположные). Работа с памяткой
«Этапы выполнения рисунка цветков».
Практическая работа: рисование поляны
цветов.
Подведение
итогов,
обмен
впечатлениями о полученном опыте, оценка
результатов творческой деятельности .

Обобщающий
урок. (1ч.)

Контрольное
тестирование.
Демонстрация видеофильма о знаменитых
крупнейших художественных музеях России.

Материально-технического обеспечение
Интерактивная доска
Ноутбук
Колонки
Фонотека с записями звуков природы, классической музыки

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».