АРП 7.2 Литературное чтение 2 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА № 7 Г.ФЕОДОСИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»
РАССМОТРЕНО
на заседании методического
объединения (протокол №1 от
30.08.2022г.)
Руководитель ШМО
________В.М. Плотникова

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
______________
Е.А. Хлюбко
30.08.2022 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор
___________________
С.А.Хачатрян
(приказ №287 от
31.08.2022г.)

Адаптированная рабочая программа
учебного предмета «Литературное чтение»
для обучающихся с задержкой психического развития
(вариант 7.2)
2 класс
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального
общего образования обучающихся с ЗПР (решение Федерального учебнометодического объединения по общему образованию от 22.12.2015 г. протокол
№4/15)

Срок реализации – 1 год

Учитель:
Кремнёва С. В.

1

Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по литературному чтению для обучающихся 2 класса
по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования
для детей с задержкой психического развития (ЗПР) (вариант 7.2) составлена на основе
следующих документов:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования (далее – ФГОС НОО) (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010
г. №1897 (с изменениями));
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) (приказ
Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. №1598);
3. Примерная основная образовательная программа начального общего образования
(решение Федерального учебно-методического объединения от 08.04.2015 г. протокол №1/15);
4. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального
общего образования обучающихся с ЗПР (решение Федерального учебно-методического
объединения по общему образованию от 22.12.2015 г. протокол №4/15);
5. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1.- 5-е изд.,
перераб. - М.: Просвещение, 2015.
6. Авторская программа Климановой Л.Ф., Бойкиной М.В. «Литературное чтение» М.,
«Просвещение» (программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы;
Учебно-методический комплект «Школа России: М., «Просвещение, 2014.
Программа направлена на формирование общей культуры, обеспечивающей
разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное,
интеллектуальное, физическое), овладение специфической для младшего школьного возраста
учебной деятельностью в соответствии с принятыми в семье и обществе духовнонравственными и социокультурными ценностями.
Обучающиеся с ЗПР имеют стойкие нарушения эмоционально-поведенческих
расстройств. Обучающиеся отличаются малой контактностью в сочетании с внешней
расторможенностью, навязчивостью, эмоциональной возбудимостью, несмотря на это
беспрепятственно позволяет им совместно воспитываться и обучаться с детьми
общеобразовательного класса.
Определение варианта адаптированной программы обучающегося с ЗПР осуществляется
на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссией (ТПМПК),
сформулированных по результатам его комплексного психолого-медико-педагогического
обследования, с учетом ИПР в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации.
Вариант программы 7.2 АОП в соответствии с ФГОС для ОВЗ, предполагает, что
обучающиеся с ЗПР получают образование, сопоставимое с образованием здоровых
сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки обучения. Обучающиеся с ЗПР
полностью включены в общий образовательный процесс.
Актуальность адаптированной программы заключается в том, что умение учиться,
составляющее основу личностного развития учащегося с ЗПР, означает умение учиться
познавать и преобразовывать мир, ставить проблемы, искать и находить новые решения;
учиться сотрудничать с другими людьми на основе уважения и равноправия.
Цель
реализации адаптированной программы обучающихся
с
ЗПР - обеспечение
выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для
максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР,
обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
Достижение поставленной цели при разработке и реализации адаптированной программы
обучающихся с ЗПР предусматривает решение следующих основных задач:
 формировать фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез;
2

формировать, закреплять и постепенно совершенствовать навыки чтения (сознательного,
правильного, беглого и выразительного чтения вслух и про себя);
 уточнять и обогащать словарный запас путем расширения и дифференциации
непосредственных впечатлений и представлений, полученных при чтении;
 формировать умение полноценно воспринимать литературное произведение в его
эмоциональном, образном и логическом единстве, преодолевать недостатки в развитии
эмоционально-волевой сферы детей;
 развивать нравственные и эстетические представления и чувства, художественный вкус,
творческое и воссоздающее воображение, корригировать отклонения личностного развития
ребенка;
 преодолевать недостатки в развитии речи учащихся, формировать речевые умения и
навыки;
 развивать и расширять представления об окружающем мире, обогащать чувственный опыт,
развивать мыслительную деятельность и познавательную активность;
 прививать интерес к книге, к самостоятельному чтению;
 формировать приемы умственной деятельности, необходимые для овладения навыком
чтения (наблюдения, сравнения и обобщения);
 способствовать совершенствованию познавательной деятельности и речевой коммуникации,
обеспечивающих преодоление типичных для младших школьников с ЗПР недостатков
сферы жизненной компетенции;
 содействовать достижению личностных, метапредметных и предметных результатов
образования.
С учетом особых образовательных потребностей детей с ЗПР обозначенные задачи
конкретизируются следующим образом:
 учить выделять последовательность звуков и слогов в словах, использовать знаковосимволические средства (при составлении звуковых схем, схем предложения);
 формировать умение слитного послогового чтения слов с разной слоговой структурой,
умение правильно понимать читаемые слова, предложения, небольшие тексты;
 учить элементам выразительного чтения;
 учить понимать звучащую речь, отвечать на вопросы по содержанию услышанного
произведения, передавать содержание прослушанного;
 учить использовать формы речевого этикета;
 познакомить с произведениями устного народного творчества и детской литературы,
доступными для восприятия младших школьников с ЗПР, развивать нравственные и
эстетические представления и чувства;
 учить создавать собственный текст по серии иллюстраций к произведению, на основе
личного опыта или впечатлений;
 развивать и расширять представления об окружающем мире, обогащать чувственный опыт и
словарь, развивать мыслительную деятельность и познавательную активность;
 воспитывать интерес к книгам и чтению;
 содействовать достижению личностных, метапредметных и предметных результатов
образования.


Место учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа составлена на 102 часа (по 3 часа в неделю при 34 учебных неделях). В
соответствии с ПрАООП длительность уроков составляет 40 минут.

Описание ценностных ориентиров содержания
3

Учебный предмет «Литературное чтение» является одним из основных предметов в
системе подготовки младшего школьника с ЗПР. Овладение читательской компетенцией,
умение излагать свои мысли необходимо для полноценной социализации ребенка. Позитивное
отношение к книгам и чтению способствует формированию общей культуры. Овладение
учебным предметом «Литературное чтение» оказывает положительное влияние на общую
успеваемость учащегося по всем предметным областям. Однако даже у школьника без
ограничений по возможностям здоровья овладение навыками правильного, осознанного и
беглого чтения нередко вызывает трудности, которые связаны со сложной структурной
организацией чтения.
У детей с ЗПР часто оказываются несформированными предпосылки овладения навыком
чтения: дети с трудом дифференцируют акустически сходные фонемы, плохо запоминают
буквы, наблюдается нарушение перекодировки звука в букву и наоборот. Пространственная
ограниченность поля зрения, замедленность мыслительной деятельности затрудняют овладение
способом слияния согласной и гласной, привязывая ребенка к побуквенному чтению. Дети с
ЗПР не слышат в слове отдельных звуков, не могут установить их последовательность,
правильно произнести, отмечаются недостатки лексико-грамматической стороны и связной
речи.
При обеспечении коррекционной направленности уроки по литературному чтению
позволяют младшим школьникам с ЗПР освоить обязательный базисный минимум, преодолеть
затруднения в чтении.
Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность
обучения по другим предметам начальной школы. В результате освоения предметного
содержания литературного чтения учащиеся приобретают общие учебные умения, навыки и
способы деятельности: осознанно читать, строить диалогическое и монологическое
высказывания на основе литературного произведения и личного опыта; описывать и
сопоставлять различные объекты, самостоятельно пользоваться справочниками, находить
информацию в словарях и др.
Работа на уроке направлена на формирование языкового анализа и синтеза как основы, на
которой формируется позиционный принцип чтения. Содержание работы на уроке позволяет
учащимся овладеть техникой чтения, помогает научиться понимать смысл прочитанного,
предотвратить ошибки, возникающие при обучении чтению. Уметь передавать при чтении
различными выразительными средствами свое отношение к прочитанному, способность сделать
подробный, выборочный и краткий пересказ, уметь воспроизводить содержание текстаописания или рассуждения являются одним из необходимых условий успешного обучения.
Уметь различать в тексте слова, объяснять и использовать в собственной речи оттенки значений
слов, образные средства выразительности способствуют развитию всех компонентов речевой
системы. Уметь отличать связный текст от набора предложений, делить текст на части,
озаглавливать их, объяснять смысл названия текста и смысл текста в целом также является
необходимым школьным навыком.
Кроме того, на уроках в процессе работы расширяется запас представлений об
окружающем мире, обогащается словарь, уточняется понимание лексического значения
отдельных слов и содержания текстов в целом. Младшие школьники с ЗПР с помощью учителя
учатся самостоятельно использовать контекст при осмыслении встречающихся в нем
незнакомых слов и выражений.
Специально организованная учителем работа позволяет детям передать содержащуюся в
прочитанном тексте мысль, установить временные, причинно-следственные связи,
охарактеризовать действующих лиц и дать оценку их поступкам. Школьники также учатся в
правильном интонировании при чтении.
Работа над перечисленными выше компонентами на уроках чтения способствует
пониманию прочитанного и, следовательно, накоплению необходимых сведений и знаний об
окружающей действительности, речевому развитию учащихся, преодолению специфических
4

недостатков познавательной деятельности, оказывая положительное влияние на весь процесс
обучения младшего школьника, имеющего ЗПР.

Планируемые результаты освоения предмета
В общей системе коррекционно-развивающей работы предмет «Литературное чтение»
позволяет наиболее достоверно проконтролировать наличие позитивных изменений по ниже
перечисленным параметрам.
В формировании фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза:
 развитие умения устанавливать последовательность звуков в слове, осуществлять звукобуквенный анализ слов;
 понимание содержания звучащей речи.
В формировании навыков сознательного и правильного чтения вслух:
 овладение навыком плавного слогового чтения слогов, слов и предложений, состоящих
из слов несложной слоговой структуры;

определение последовательности событий, понимание прочитанного.
В уточнении и обогащении словарного запаса путем расширения и дифференциации
непосредственных впечатлений и представлений, полученных при чтении:

накопление необходимых сведений и знаний об окружающей действительности;

понимание лексического значения отдельных слов и содержания текстов в целом.
В развитии нравственных и эстетических представлений и чувств, творческого и
воссоздающего воображения, коррекции отклонений личностного развития ребенка:

развитие умение сопереживать героям;

умение охарактеризовать действующих лиц и дать оценку их поступкам.
В преодолении недостатков в развитии речи обучающихся, в формировании речевых
умений:

осознание цели речевого высказывания;

умение задавать вопрос по услышанному произведению;

умение слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы.
В развитии и расширении представлений об окружающем мире, обогащении чувственного
опыта, развитии мыслительной деятельности и познавательной активности:

умение отвечать на вопросы, нацеленные на осознание причинно-следственных связей
по содержанию;

формирование запаса литературных художественных впечатлений;

понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев;

актуализация жизненного опыта при анализе содержания прочитанного;

развитие у детей интереса к художественной литературе.
Личностные результаты освоения РП по учебному предмету «Литературное чтение»
могут проявиться в:

принятии и освоении социальной роли учащегося, формировании и развитии социально
значимых мотивов учебной деятельности;

формировании эстетических потребностей, ценностей и чувств (на основе знакомства с
литературными произведениями);

развитии доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания
и сопереживания чувствам других людей (одноклассников);

развитии адекватных представлений о собственных возможностях;

овладении навыками коммуникации (с учителем, одноклассниками).
5

Метапредметные результаты освоения РП по учебному предмету «Литературное
чтение» включают осваиваемые учащимися универсальные учебные действия (познавательные,
регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями
(составляющими основу умения учиться).
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей
учащихся с ЗПР метапредметные результаты могут быть обозначены следующим образом.
Сформированные познавательные универсальные учебные действия проявляются
возможностью:

осознавать цель выполняемых действий и наглядно представленный способ ее
достижения;

кодировать и перекодировать информацию;

осуществлять
разносторонний
анализ
объекта
(содержание
услышанного,
прочитанного).
Сформированные регулятивные универсальные учебные действия проявляются
возможностью:

понимать смысл предъявляемых учебных задач (прочитать, ответить на вопросы по
содержанию);

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее
реализации;

вносить необходимые коррективы в действия на основе их оценки и учета характера
сделанных ошибок (совершенствование связного высказывания).
Сформированные коммуникативные универсальные учебные действия проявляются
возможностью:

адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных и
познавательных задач;

слушать собеседника и вести диалог;

использовать формулы речевого этикета во взаимодействии с соучениками и учителем.
Учебный предмет «Литературное чтение» имеет большое значение для формирования
сферы жизненной компетенции, мониторинг становления которой оценивается по ниже
перечисленным направлениям.
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях проявляется в
умениях:

обратиться за помощью к учителю при непонимании услышанного или прочитанного,
сформулировать запрос о помощи;

распределять время на выполнение задания в обозначенный учителем отрезок времени;

словесно обозначать цель выполняемых действий и их результат.
Овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия проявляется:

в умении слушать внимательно и адекватно реагировать на обращенную речь, получать
и уточнять информацию от собеседника;

в умении отвечать на вопросы учителя, адекватно реагировать на его одобрение и
порицание, критику со стороны одноклассников;

в умении выражать свои намерения, просьбы, пожелания, благодарность.
Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственновременной организации проявляется:

в понимании роли литературного чтения в трансляции культурного наследия;

в умении делиться своими впечатлениями, наблюдениями, личным опытом.
Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей проявляется:
6

в соблюдении правил речевого поведения в учебных ситуациях с учителем и
одноклассниками;

в умении использовать принятые на уроках социальные ритуалы (выразить просьбу,
намерение, умение корректно привлечь к себе внимание учителя).
Предметные результаты:


1.
понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства
сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2.
осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о
мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о
добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам;
3.
осознанное, правильное, плавное чтение вслух целыми словами с использованием
некоторых средств устной выразительности речи;
4. понимание роли чтения, использование разных видов чтения;
5.
формирование умения осознанно воспринимать и оценивать содержание текстов,
участие в обсуждении прочитанных произведений, умение высказывать отношение к поступкам
героев, оценивать поступки героев и мотивы поступков с учетом принятых в обществе норм и
правил;
6.
достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской
компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя,
элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научнопопулярных и учебных текстов;
7.
формирование потребности в систематическом чтении;
8.
выбор с помощью взрослого интересующей литературы.
Примеры контрольно-оценочных мероприятий:
Для контроля и учета достижений обучающихся используются следующие формы:
Текущая аттестация - устный опрос; тест; творческая работа;
Итоговая
аттестация
проверка
осознанного
чтения;
Итоговая
оценка
предметных
и
метапредметных
результатов.
Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы
начального общего образования является достижение предметных и метапредметных
результатов начального общего образования, необходимых для продолжения образования.
Особенности
организации
контроля
по
чтению.
Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или
фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно,
кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале
изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные
работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также
самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого
использовать и тестовые задания типа «закончи предложение», «найди правильный ответ»,
«найди
ошибку»
и
т.п.
Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как
в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде
тестовых
заданий,
построенных
с
учетом
предмета
литературного
чтения.
Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки
подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста
осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к знакам
относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель
задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или
группами.
7

Отметка "5" ставится ученику, если он:
- читает осознанно, бегло, правильно, с использованием основных средств выразительности;
- читает бегло, сознательно, правильно с соблюдением основных норм литературного
произношения, передает с помощью интонации смысл прочитанного и свое отношение к его
содержанию;
- полно, кратко и выборочно пересказывает текст, самостоятельно составляет простейший план,
выявляет основной смысл прочитанного;
- самостоятельно находит в тексте слова, выражения и эпизоды для составления рассказа на
определенную тему (о природе, событии, герое);
- знает и выразительно читает наизусть стихотворение.
Отметка "4" ставится ученику, если он:
- читает текст бегло целыми словами, использует логические ударения и паузы (1 полугодие);
- читает текст бегло целыми словами, использует логические ударения и паузы (2 полугодие),
делает 1-2 ошибки в словах при чтении и в определении логических ударений и пауз,
составляет план прочитанного, пересказывает текст полно (кратко, выборочно);
- самостоятельно выделяет главную мысль прочитанного, но допускает отдельные речевые
ошибки и устраняет их самостоятельно;
- читает выразительно стихотворение наизусть, но допускает незначительные неточности.
Отметка "3" ставится ученику, если он:
- читает осознанно, целыми словами (единичные слова по слогам), монотонно, (1 полугодие);
- читает целыми словами, недостаточно выразительно, допускает при чтении от 3 до 5 ошибок
(2 полугодие);
- передает полное и краткое содержание текста, основную мысль прочитанного, составляет
план и др. с помощью наводящих вопросов учителя.
- воспроизводит наизусть текст стихотворения, но допускает ошибки и исправляет их только с
помощью учителя.
Отметка "2" ставится ученику, если он:
- читает текст по слогам и только отдельные слова прочитывает целиком, допускает большое
количество ошибок на замену, пропуск слогов, слов и др., слабо понимает прочитанное,
не владеет чтением целыми словами, допускает более 6 ошибок, пересказывает текст
непоследовательно, искажает содержание прочитанного, допускает множество речевых
ошибок;
- не может кратко и выборочно пересказать текст, составить план и выделить
главную мысль прочитанного с помощью наводящих вопросов учителя;
- при чтении наизусть не может полностью воспроизвести текст стихотворения.
Чтение наизусть.
Отметка "5" - твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает.
Отметка "4" - знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов,
самостоятельно исправляет допущенные неточности.
Отметка "3" - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.
Отметка "2" - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст.
8

Выразительное чтение стихотворения.
Требования к выразительному чтению:
1. Правильная постановка логического ударении
2. Соблюдение пауз.
3. Правильный выбор темпа.
4. Соблюдение нужной интонации.
5. Безошибочное чтение
.
Отметка "5" - выполнены правильно все требования.
Отметка "4" - не соблюдены 1-2 требования.
Отметка "3" -допущены ошибки по трем требованиям.
Отметка "2" - допущены ошибки более, чем по трем требованиям.
Чтение по ролям
Требования к чтению по ролям:
1. Своевременно начинать читать свои слова.
2. Подбирать правильную интонацию.
3. Читать безошибочно.
4. Читать выразительно.
Отметка "5" - выполнены все требования.
Отметка "4" - допущены ошибки по одному какому-то требованию.
Отметка "3" - допущены ошибки по двум требованиям.
Отметка "2" -допущены ошибки по трем требованиям.
Пересказ
Отметка "5" - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не
упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет
подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.
Отметка "4" - допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их
Отметка "3" - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет
последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.
Отметка "2" - не может передать содержание прочитанного.
При оценке домашнего чтения предъявляются более высокие требования, чем при чтении без
предварительной подготовки.
Отметка за чтение должна выставляться на основе устного ответа и самостоятельного чтения
ученика. Объем прочитанного на оценку должен быть не менее 3/4 страницы учебной книги для
чтения.
Классификация сшибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
- искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов,
слов);
- неправильная постановка ударений (более двух);
- чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при
чтении вслух;
- непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
- неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
- неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и
выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
- нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
- нетвердое знание наизусть подготовленного текста; монотонность чтения, отсутствие средств
9

выразительности.
Недочёты:
- не более двух неправильных ударений;
- отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения
слов при чтении вслух;
- осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
- неточности при формулировке основной мысли произведения;
- нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность
при передаче характера персонажа.

Основное содержание учебного предмета
Виды речевой и читательской деятельности
Умение слушать (аудирование)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных
текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по
содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий,
осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному,
научно-познавательному и художественному произведениям. Развитие умения наблюдать за
выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.
Чтение
Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся и формирование у них
коммуникативно-речевых умений и навыков. Постепенный переход от слогового к плавному,
осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий
осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и
интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков
препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с
помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической
отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному
чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и
паузы). Развитие умения переходить от чтения вслух к чтению про себя.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по
объѐму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное,
выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание
еѐ особенностей.
Работа с разными видами текста
Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научнопопулярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение
ориентироваться в нравственном содержании художественных произведений, осознавать
сущность поведения героев. Практическое освоение умения отличать текст от набора
предложений. Прогнозирование содержания книги по еѐ названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и
самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с
разными видами информации. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на
вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу
беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных
материалов.
Библиографическая культура
Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее
представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная,
художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист,
10

аннотация, иллюстрации. Умение самостоятельно составить аннотацию. Виды информации в
книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, еѐ справочноиллюстративный материал). Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник,
собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари,
энциклопедии). Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка,
алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими
возрасту словарями и другой справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения.
Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств
языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с
содержанием. Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения,
осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали.
Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе
разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных
народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств
языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение
эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам
учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ. Характеристика героя произведения с
использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте
слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка
персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту.
Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь.
Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имѐн
героев. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и
краткий (передача основных мыслей). Подробный пересказ текста (деление текста на части,
определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего
текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов,
озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде
самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего
текста. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя
произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое),
описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное
описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по
общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев. Развитие
наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать
(предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.
Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами
Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием.
Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации).
Знакомство с простейшими приѐмами анализа различных видов текста: установление
причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части.
Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по
воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему.
Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании
текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным
материалом.
Умение говорить (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение
понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно
выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения
по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному).
Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки
11

зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе
общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных
произведений. Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их
многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со
словарями. Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объѐма с
опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос.
Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и
содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания
прочитанного или прослушанного с учѐтом специфики научно-популярного, учебного и
художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного
произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование).
Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование
выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учѐтом особенностей
монологического высказывания. Устное сочинение как продолжение прочитанного
произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на
заданную тему.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места
действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка
(синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение),
рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.
Круг детского чтения
Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими
ценностями. Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные
жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и
зарубежных стран). Знакомство с творчеством А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Л. Н.
Толстого, А. П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков
детской
литературы,
произведениями
современной
отечественной
(с
учѐтом
многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия
младших школьников. Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших
школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и
подвижниках
Отечества.
Книги
разных
видов:
художественная,
историческая,
приключенческая,
фантастическая,
научно-популярная,
справочно-энциклопедическая
литература, детские периодические издания. Основные темы детского чтения: фольклор разных
народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе,
честности, юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств
выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их
значения. Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное
произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема.
Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою. Общее
представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования
(рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).
Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение
особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). Фольклорные и авторские
художественные произведения (их различение). Жанровое разнообразие произведений. Малые
фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки):
узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые,
волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция).
Литературная (авторская) сказка. Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о
жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.
12

Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся:
чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с
различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление
причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами
сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по
аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на
основе личного опыта. Развитие умения различать состояние природы в различные времена
года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи.
Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные
произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.

Тематическое планирование
Наименование раздела

Количество
часов
1
1. Вводный урок по
курсу
литературного
чтения.
3
2.Самое великое чудо на
свете
3.Устное
творчество

народное

11

4.
Люблю
природу
русскую. Осень

7

5. Русские писатели

11

6. О братьях
меньших

9

наших

7. Из детских журналов

7

Примерное содержание занятий

Р. Сеф. Выставка книг по теме. Книги,
прочитанные летом. Любимые книги. Герои
любимых книг. Проект: «О чём может рассказать
школьная библиотека».
Русские народные песни, потешки и прибаутки,
считалки, небылицы и перевертыши, загадки,
пословицы и поговорки. Сказки о животных,
бытовые и волшебные («Сказка по лесу идет...»
Ю.Мориц, «Петушок и бобовое зернышко», «У
страха глаза велики», «Лиса и тетерев», «Лиса и
журавль», «Каша из топора», «Гуси-лебеди»).
Ф. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...», К.
Бальмонт. «Поспевает брусника», А. Плещеев.
«Осень наступила...», А. Фет. «Ласточки
пропали...», А. Толстой. «Осень. Обсыпается весь
наш бедный сад...», С. Есенин. «Закружилась
листва золотая...», В. Брюсов. «Сухие листья», И.
Токмакова. «Опустел скворечник...», В. Берестов.
«Хитрые грибы», «Грибы» (из энциклопедии), М.
Пришвин. «Осеннее утро».
А. Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый...», «Вот
север тучи нагоняя», «Зима!.. Крестьянин,
торжествуя...», «Сказка о рыбаке и рыбке». И.
Крылов. «Лебедь, Щука и Рак», «Стрекоза и
Муравей». Л. Толстой. «Старый дед и внучек».
Б. Заходер. «Плачет киска в коридоре...», И.
Пивоварова. «Жила-была собака...», В. Берестов.
«Кошкин дом», М. Пришвин. «Ребята и утята», Е.
Чарушин. «Страшный рассказ», Б. Житков.
«Храбрый утенок».
Д. Хармс. «Игра», «Вы знаете?..»; Д. Хармс, С.
Маршак. «Веселые чижи», Д. Хармс. «Что это
было?»; Н. Гернет, Д. Хармс. «Очень-очень
13

8.
Люблю
природу
русскую. Зима.

7

9. Писатели – детям

12

10. Я и мои друзья

7

11.
Люблю
природу
русскую. Весна.

5

12. И в шутку и всерьез.

8

13.Литература
зарубежных стран.

13

14. Повторение.
Итого

1
102

вкусный пирог»; Ю. Владимиров. «Чудаки»; А.
Введенский. «Ученый Петя». Проект: «Мой
любимый детский журнал».
И. Бунин. «Зимним холодом...», К. Бальмонт.
«Светло-пушистая...», Я. Аким. «Утром кот...», Ф.
Тютчев. «Чародей кою Зимою...», С. Есенин. «Поет
зима – аукает...», «Береза».
Произведения о детях, о природе, написанные К.
И. Чуковским («Путаница», «Радость»), С. Я.
Маршаком («Кот и лодыри»), С. В. Михалковым
(«Мой секрет», «Сила воли». «Мой щенок»), А. Л.
Барто («Веревочка», «Мы не заметили жука...», «В
школу», «Вовка – добрая душа»), Н. Н. Носовым
(«Затейники», «Живая шляпа»).
В. Берестов. «За игрой», Э. Мошковская. «Я ушел в
свою обиду...», В. Берестов. «Гляжу с высоты...»,
В. Лунин. «Я и Вовка», Н. Булгаков. «Анна, не
грусти!», Ю. Ермолаев. «Два
пирожных», В. Осеева. «Хорошее».
Ф. И. Тютчев «Зима недаром злится …»,
«Весенние воды». А. Н. Плещеев «Весна»,
«Сельская песенка». Настроение стихотворения. А.
А. Блок «На лугу». Слово как средство создания
весенней картины природы. С. Я. Маршак «Снег
теперь уже не тот …» И. А. Бунин «Матери».
Выразительное чтение. А. Н. Плещеев «В бурю».
Е. А. Благинина «Посидим в тишине». Звукопись.
Э. Мошковская «Я маму мою обидел». С. Васильев
«Белая берёза». Проект: Создание газеты «9 мая –
День Победы».
Б. Заходер. «Товарищам детям», «Что красивей
всего?», «Песенки Винни Пуха»; Э. Успенский.
«Чебурашка», «Если был бы я девчонкой...», «Над
нашей
квартирой»,
«Память»;
В.Берестов.
«Знакомый», «Путешественники», «Кисточка»; И.
Токмакова. «Плим», «В чудной стране», Г. Остер.
«Будем знакомы».
Детский фольклор стран Западной Европы и
Америки, произведения зарубежных классиков
(«Бульдог
по
кличке
Дог»,
«Перчатки»,
«Храбрецы», «Сюзон и мотылек», «Знают мамы,
знают дети»). Сказки Ш. Перро («Кот в сапогах»,
«Красная Шапочка»), Г. X. Андерсена («Принцесса
на горошине»), Э. Хогарт («Мафин и паук»).
Проект: «Мой любимый писатель сказочник».

14

Учебно-методического и материально-технического обеспечения
образовательной деятельности
Рабочая программа Л.Ф. Климановой, М.В. Бойкиной «Литературное чтение» М.,
Просвещение 2014 год

Учебник по чтению «Литературное чтение» в двух частях,1-4кл. Л Ф. Климанова, В. Г.
Горецкий, М. В. Голованова,М.: Просвещение, 2014 г. с логотипом ФГОС

Рабочая тетрадь по литературному чтению М.В. Бойкина, Л.А. Виноградская М.:
Просвещение, 2016г,1-4кл.

Методическое пособие с поурочными разработками Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецким,
М.В. Головановой.

Интернет-ресурсы.
http://www.proshkolu.ru
http://pedsovet.org
http://www.k-yroky.ru/load/73-1-0-5219
http://www.deti-66.ru/forteachers/educstudio/presentation/918.html

Интерактивная доска

Ноутбук

Колонки

Фонотека с записями изучаемых произведений, звуков природы, классической музыки.


15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».