АРП 7.2 Литературное чтение на родном языке (русском) 2 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА № 7 Г.ФЕОДОСИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»
РАССМОТРЕНО
на заседании методического
объединения (протокол №1 от
30.08.2022г.)
Руководитель ШМО
________В.М. Плотникова

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
______________
Е.А. Хлюбко
30.08.2022 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор
___________________
С.А.Хачатрян
(приказ №287 от
31.08.2022г.)

Адаптированная рабочая программа
учебного предмета «Литературное чтение на родном языке (русском)»
для обучающихся с задержкой психического развития
(вариант 7.2)
2 класс
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа
начального общего образования обучающихся с ЗПР (решение Федерального
учебно-методического объединения по общему образованию от 22.12.2015 г.
протокол №4/15)

Срок реализации – 1 год

Учитель:
Кремнёва С. В.

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа по литературному чтению на родном языке
(русском) во 2 классе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ),
вариант 7.2, разработана на основе следующих документов:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования (далее – ФГОС НОО) (приказ Министерства образования и науки РФ от
17.12.2010 г. №1897 (с изменениями));
2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ)
(приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. №1598);
3. Примерная основная образовательная программа начального общего образования
(решение Федерального учебно-методического объединения от 08.04.2015 г. протокол
№1/15);
4. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального
общего образования обучающихся с ЗПР (решение Федерального учебно-методического
объединения по общему образованию от 22.12.2015 г. протокол №4/15);
5. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1.- 5-е
изд., перераб. - М.: Просвещение, 2015.
6. Письма Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки
(Рособрнадзор) от 20.06.2018 года №05-192 «Об изучении родных языков из числа языков
народов Российской Федерации»;
7. Рабочие программы. Литературное чтение на родном (русском) языке. Примерные
рабочие программы.1–4 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций
/Кузнецова М.И., Романова В. Ю., Рябинина Л. А., Соколова О. В.–М.:Просвещение,2020;
8. Учебник: Литературное чтение на родном русском языке: 2-й класс учебник / О.М.
Александрова, М.И. Кузнецова, В.Ю.Романова О.В.[и др.], Москва: Просвещение, 2021
Программа направлена на формирование общей культуры, обеспечивающей
разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное,
интеллектуальное, физическое), овладение специфической для младшего школьного
возраста учебной деятельностью в соответствии с принятыми в семье и обществе
духовно- нравственными и социокультурными ценностями.
Обучающиеся с ЗПР имеют стойкие нарушения эмоционально-поведенческих
расстройств. Обучающиеся отличаются малой контактностью в сочетании с внешней
расторможенностью, навязчивостью, эмоциональной возбудимостью, не смотря на это
беспрепятственно позволяет им совместно воспитываться и обучаться с детьми
общеобразовательного класса.
Определение варианта адаптированной программы обучающегося с ЗПР
осуществляется на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссией
(ПМПК), сформулированных по результатам его комплексного психолого-медикопедагогического обследования, с учетом ИПР в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации.
Вариант программы 7.2 АОП в соответствии с ФГОС для ОВЗ, предполагает, что
обучающиеся с ЗПР получают образование, сопоставимое с образованием здоровых
сверстников, находясь в их среде и в пролонгированные сроки обучения. Обучающиеся с
ЗПР полностью включены в общий образовательный процесс.
Актуальность адаптированной программы заключается в том, что умение учиться,
составляющее основу личностного развития учащегося с ЗПР, означает умение учиться
познавать и преобразовывать мир, ставить проблемы, искать и находить новые решения;
учиться сотрудничать с другими людьми на основе уважения и равноправия.
Цель реализации адаптированной рабочей программы по литературному чтению
на родном языке (русском) обучающихся с ЗПР - обеспечение выполнения требований
2

ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального
удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР,
обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
Задачи предмета «Литературное чтение на родном языке (русском)» для младших
школьников с ЗПР:
– понимание русской литературы как одной из основных национальных культурных
ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и
мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
– осознание значимости чтения на русском языке для личного развития;
-формирование представлений о русском мире, национальной истории и культуре,
первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности.

Место учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа составлена на 34 часа (по 1 часу в неделю при 34 учебных
неделях). В соответствии с ПрАООП длительность уроков составляет 40 минут.

Описание ценностных ориентиров содержания










Ведущее место предмета «Литературное чтение на родном языке (русском)» в
системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является
государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа,
средством межнационального общения. Изучение предмета «Литературное чтение на
родном языке (русском)» способствует формированию у обучающихся представлений о
языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и
основе национального самосознания.
В процессе изучения предмета «Литературное чтение на родном языке (русском)»
у обучающихся формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к чтению,
стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и
письменная речь являются показателем общей культуры человека.
На уроках предмета «Литературное чтение на родном языке (русском)» ученики
получают представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого
этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных
языковых средств, для успешного решения коммуникативной задачи.
«Литературное чтение на родном языке (русском)» является для обучающихся
основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения,
интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации
личности. Успехи в изучении предмета во многом определяют результаты обучения по
другим школьным предметам.
Ценностные ориентиры учебного предмета соответствуют основным требованиям
ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и АООП НОО:
патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение
Отечеству;
гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед
Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир,
свобода совести и вероисповедания);
человечность (принятие и уважение многообразия культур и народов мира, равенство и
независимость народов и государств мира, международное сотрудничество);
личность (саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония,
самоприятие и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость,
способность к личностному и нравственному выбору);
честь;
достоинство;
3













свобода, социальная солидарность (свобода личная и национальная; уважение и доверие
к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, равноправие,
милосердие, честь, достоинство (личная и национальная);
доверие (к людям, институтам государства и гражданского общества);
семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и
младших, забота о продолжении рода);
любовь (к близким, друзьям, школе и действия во благо их, даже вопреки собственным
интересам);
дружба;
здоровье (физическое и душевное, психологическое, нравственное, личное, близких и
общества, здоровый образ жизни);
труд и творчество (уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и
настойчивость, трудолюбие, бережливость);
наука – ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира
(познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный
выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля).

Планируемые результаты освоения предмета
Личностные УУД
Обучающийся научится или получит возможность научиться:
-понимать, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное
средство человеческого общения, осознание значения русского языка как
государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
- осознавать необходимость в изучении произведений художественной литературы с
целью формирования чистоты и грамотности речи, важности восприятия окружающей
действительности;
- использовать свои наблюдения с целью выражения собственного мнения и отношения
к изучаемым объектам;
- определять роль художественного произведения в формировании взглядов и
собственного мнения на происходящие события;
- воспринимать свою речь и речь собеседника как часть культуры своего народа;
- формировать потребность в систематическом общении; высказывать своё мнение и
уважать мнение собеседника;
- развивать способности самооценки и оценки деятельности партнёров.
Метапредметные УУД
Познавательные УУД
Обучающийся научится или получит возможность научиться:
- свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей и быстро находить нужную
словарную статью;
- ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить
нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный
фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в
специально выделенных разделах нужную информацию;
- работать с несколькими источниками информации.
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится или получит возможность научиться:
В рамках коммуникации как сотрудничества:
- работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять
свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;
4

- выполнять работу по цепочке.
В рамках коммуникации как взаимодействия:
- видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и
мотивированно присоединяться к одной из них;
- находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.
Регулятивные УУД
Обучающийся научится или получат возможность научиться:
- понимать значимость и роль дополнительных источников получения информации;
- понимать значимость и важность информации в формировании личности читателя;
- подтверждать строчками из текста прозвучавшую точку зрения;
- понимать, что разные точки зрения имеют разные основания.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Обучающийся научится:
-осознавать коммуникативно-эстетическую возможность родного языка на основе
изучения выдающихся произведений культуры своего народа, уметь самостоятельно
выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для
понимания и получения дополнительной информации.
-понимать родную литературу как одной из основных национально-культурных
ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и
мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
-осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения
(удовлетворение читательского интереса и приобретения опыта чтения, поиск фактов и
суждений, аргументации, иной информации);
- осознанно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании)
содержание различных видов текстов, выявлять их специфику (художественный, научнопопулярный, учебный, справочный), определять главную мысль и героев произведения,
отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность
событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному учебному, научнопознавательному и художественному тексту;
- оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объёма
(повествование, описание, рассуждение) с опорой на авторский текст, по предложенной
теме или отвечая на вопрос;
- вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила
речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного
/прочитанного произведения;
- работать со словом (распознать прямое и переносное значение слова, его
многозначность), целенаправленно пополнять свой активный словарный запас;
- читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознать (понимать) смысл
прочитанного;
- читать осознанно и выразительно доступные по объёму произведения;
- ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознать сущность
поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с
нравственными нормами;
- ориентироваться в специфике научно-популярного и учебного текста и использовать
полученную информацию в практической деятельности;
- использовать простейшие приёмы анализа различных видов текстов: устанавливать
причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения; делить текст на
части, озаглавливать их; составлять простой план; находить различные средства
выразительности (сравнение, олицетворение, метафора), определяющие отношение автора
к герою, событию;
- использовать различные формы интерпретации содержания текстов: интегрировать
содержащиеся в разных частях текста детали сообщения; устанавливать связи, не
5

высказанные в тексте напрямую; объяснять (пояснять) их, соотнося с общей идеей и
содержанием текста;
- формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь не
только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, язык;
- передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики
научно- популярного, учебного и художественного текстов; передавать содержание текста
в виде пересказа (полного или выборочного);
- коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на
текст или собственный опыт;
- ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений
от авторской книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;
Обучающийся получит возможность научиться:
- воспринимать художественную литературу как вид искусства;
-осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текса и
высказывать собственное суждение;
- осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное,
поисковое) в зависимости от цели чтения;
- определять авторскую позицию и высказывать своё отношение к герою и его
поступкам;
- доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение;
- на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи
(повествование - создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на
вопрос, описание – характеристика героя);
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Обучающийся научится:
- сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, выделяя
два-три существенных признака;
- отличать прозаический текст от поэтического;
- распознавать особенности построения фольклорных форм (загадки, сказки,
пословицы).
Обучающийся получит возможность научиться:
- сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя
ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста,
герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение,
метафора);
- определять позиции героев и автора художественного текста;
- создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского
текста, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста).
Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»
Обучающийся научится:
- читать по ролям литературное произведение;
- использовать различные способы работы с деформированным текстом (устанавливать
причинно-следственные связи, последовательность событий, этапность в выполнении
действий; давать характеристику героя; составлять текст на основе плана);
- создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукций
картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.
Обучающийся получит возможность научиться:
- творчески пересказывать текс (от лица героя, от автора), дополнять текст;
- создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения;
- работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты;
6

- способам написания изложения.
Система оценки достижения планированных результатов
Для объективной оценки образовательных результатов используется критериальноуровневая система, которая реализуется через личностно-ориентированный подход к
обучению всех возрастных категорий учащихся.
Для реализации критериально-уровневой системы оценивания образовательных
результатов используется разнообразный инструментарий: творческие самостоятельные
задания, тестовые работы, проектные работы.
В начале года в программе не предусмотрено проведение входной контрольной работы и
промежуточной аттестации. По предмету «Литературное чтение на родном языке
(русском)» выбранной формой проведения промежуточной итоговой аттестации в
соответствии с учебным планом, является итоговый тест 1 раз в год (апрель, май). Для
оценки уровня сформированности метапредметных результатов 1 раз в год, в 1-4 классах
проводится комплексная работа с текстом (в рамках промежуточной итоговой
аттестации).
Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или
фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно,
кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на
материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны
и письменные работы – небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или
события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением.
Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа «закончи предложение»,
«найди правильный ответ», «найди ошибку» и т.п.
Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может
проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть
проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.
Со 2 класса для оценки знаний, умений, навыков и всех видов учебной деятельности
учащихся используются четырёх бальная система: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3
(удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно);
К итоговому контролю относятся и комплексные работы. Данные работы позволяют
быстро проверить усвоение материала у большого количества учащихся, объективно
оценить результаты работы, повторить пройденный материал, углубить и
систематизировать знания учащихся. На выполнение работы отводится 30-40 минут (в
зависимости от уровня подготовленности учащихся).
Способами оценивания результативности обучения чтению являются:
-ответы учащихся на вопросы по содержанию, структуре, языковому оформлению и
жанровой принадлежности литературных произведений;
-выразительность чтения (умение передать общий характер текста с помощью
интонационных средств – мелодики, темпа и ритма, пауз, логических ударений, громкости
и эмоциональной окраски голоса);
–выполнение заданий на составление плана пересказа, собственного высказывания;
-выполнение заданий по ориентировке в книгах;
-наблюдение учителя за продуктивностью участия детей в коллективной творческой
деятельности (в составлении книжных выставок, конкурсах чтецов, драматизации,
воображаемой экранизации и т.п.);
-наблюдение учителя за соблюдением учащимися правил коллективной и групповой
работы;
-наблюдения за читательской деятельностью учащихся;
-анализ отзывов учащихся о прочитанном, аннотаций, презентаций;
-анализ творческих работ учащихся (в том числе входящих в рабочие тетради и в
хрестоматии).
Характеристика цифровой оценки (отметки)
7

«5»
(«отлично») –
уровень
выполнения
требований
значительно
выше
удовлетворительного: отсутствие ошибок, как по текущему, так и по предыдущему
учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.
«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного:
использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса:
самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения.
Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2
ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики
изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи;
отдельные неточности в изложении материала.
«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения
требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов
по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по
пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала;
неполнота раскрытия вопроса.
«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие
более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8
недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость
обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных
положений.
Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)
Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников.
Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику
результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание.
Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы
школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем
эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.
Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу
работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также
пути устранения недочетов и ошибок.

Основное содержание учебного предмета
Основная форма организации учебных занятий по изобразительному искусству –
комбинированный урок.

Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух и понимание художественных произведений, отражающих
национально-культурные ценности, богатство русской речи; умения отвечать на вопросы
по воспринятому на слух тексту и задавать вопросы по содержанию воспринятого на слух
текста.
Чтение
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному
правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с
индивидуальным темпом чтения, позволяющим осознать текст). Соблюдение
орфоэпических норм чтения. Передача с помощью интонирования смысловых
особенностей разных по виду и типу текстов.
Чтение про себя. Осознание при чтении про себя смысла доступных по объему и
жанру произведений. Понимание особенностей разных видов чтения.
Чтение произведений устного народного творчества: русский фольклорный текст
как источник познания ценностей и традиций народа.
8

Чтение текстов художественных произведений, отражающих нравственноэтические ценности и идеалы, значимые для национального сознания и сохраняющиеся в
культурном пространстве на протяжении многих эпох: любовь к Родине, вера,
справедливость, совесть, сострадание и др. Черты русского национального характера:
доброта, бескорыстие, трудолюбие, честность, смелость и др. Русские национальные
традиции: единение, взаимопомощь, открытость, гостеприимство и др. Семейные
ценности: лад, любовь, взаимопонимание, забота, терпение, почитание родителей.
Отражение в русской литературе культуры православной семьи. Мир русского детства:
взросление, особенность отношений сокружающим миром, взрослыми и сверстниками;
осознание себя как носителя и продолжателя русских традиций. Эмоциональнонравственная оценка поступков героев.
Понимание особенностей русской литературы: раскрытие внутреннего мира героя,
его переживаний; обращение к нравственным проблемам. Поэтические представления
русского народа о мире природы (солнце, поле, лесе, реке, тумане, ветре, морозе, грозе и
др.), отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе.
Сопоставление состояния окружающего мира с чувствами и настроением человека.
Чтение информационных текстов: историко-культурный комментарий к произведениям,
отдельные факты биографии авторов изучаемых текстов.
Говорение (культура речевого общения)
Диалогическая и монологическая речь. Участие в коллективном обсуждении
прочитанных текстов, доказательство собственной точки зрения с опорой на текст;
высказывания, отражающие специфику русской художественной литературы. Пополнение
словарного запаса. Воспроизведение услышанного или прочитанного текста с опорой на
ключевые слова, иллюстрации к тексту (подробный, краткий, выборочный пересказ
текста).
Соблюдение в учебных ситуациях этикетных форм и устойчивых формул‚
принципов этикетного общения, лежащих в основе национального речевого этикета.
Декламирование (чтение наизусть) стихотворных произведений по выбору
учащихся.
Письмо (культура письменной речи)
Создание небольших по объему письменных высказываний по проблемам,
поставленным в изучаемых произведениях.
Библиографическая культура
Выбор книг по обсуждаемой проблематике, в том числе с опорой на список
произведений для внеклассного чтения, рекомендованных в учебнике. Использование
соответствующих возрасту словарей и энциклопедий, содержащих сведения о русской
культуре.
Круг чтения
Произведения русского устного народного творчества; произведения классиков
русской литературы XIX–ХХ вв. и современной отечественной литературы, отражающие
национально-культурные ценности и традиции русского народа, особенности его
мировосприятия. Основные темы детского чтения: художественные произведения о
детстве, о становлении характера, о Родине, о выдающихся представителях русского
народа (первооткрывателях, писателях, поэтах, художниках, полководцах), о праздниках,
значимых для русской культуры, о детских фантазиях и мечтах.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Жанровое разнообразие изучаемых произведений: малые и большие фольклорные
формы; литературная сказка; рассказ, притча, стихотворение. Прозаическая и поэтическая
речь; художественный вымысел; сюжет; тема; герой произведения; портрет; пейзаж; ритм;
рифма. Национальное своеобразие сравнений и метафор; их значение в художественной
речи.
Творческая деятельность обучающихся (на основе изученных литературных
9

произведений)
Интерпретация литературного произведения в творческой деятельности учащихся:
чтение по ролям, инсценирование; создание собственного устного и письменного текста
на основе художественного произведения с учетом коммуникативной задачи (для разных
адресатов); с опорой на серию иллюстраций к произведению, на репродукции картин
русских художников.
РАЗДЕЛ 1. МИР ДЕТСТВА (22ч)
Я и книги (5ч)
Не торопись отвечать, торопись слушать
О.С.Бундур. «Я слушаю».
Е.Н.Егорова. «Детство Александра Пушкина» (глава «Нянины сказки»).
Т.А.Луговская. «Как знаю, как помню, как умею» (фрагмент).
Я взрослею (6ч)
Как аукнется, так и откликнется
Пословицы об отношении к другим людям.
В.В.Бианки. «Сова».
Л. И. Кузьмин. «Дом с колокольчиком».
Кто идёт вперёд, того страх не берёт
Пословицы о смелости.
С.П.Алексеев. «Медаль».
В.В.Голявкин. «Этот мальчик».
В.Ю.Драгунский. «Рабочие дробят камень».
Воля и труд дивные всходы дают
Пословицы о труде.
Е.А.Пермяк. «Маркел-самодел и его дети».
Б.В.Шергин. «Пословицы в рассказах».
Я и моя семья (4ч)
Семья крепка ладом
С.Г.Георгиев. «Стрекот кузнечика».
В.В.Голявкин. «Мой добрый папа» (фрагмент).
М.В.Дружинина. «Очень полезный подарок».
Л.Н.Толстой. «Отец и сыновья».
Я фантазирую и мечтаю (4 ч)
Мечты, зовущиев высь
Н.К.Абрамцева. «Заветное желание».
Е.В.Григорьева. «Мечта».
Л.Н.Толстой. «Воспоминания» (глава«Фанфаронова гора»)
Резерв на вариативную часть программы —3ч
РАЗДЕЛ 2. РОССИЯ—РОДИНАМОЯ (12ч)
Родная страна во все времена сынами сильна (3ч)
Люди земли русской
В.А.Бахревский. «Виктор Васнецов» (глава «Рябово»).
М.А.Булатов, В.И.Порудоминский. «Собирал человек слова…Повесть о В.И.Дале»
(фрагмент).
М.Л.Яковлев. «Сергий Радонежский приходит на помощь» (фрагмент).
10

Народные праздники, связанные с временами года (3ч)
Хорош праздник после трудов праведных
Песни-веснянки.
Л.Ф.Воронкова. «Девочка из города» (глава «Праздник весны»).
В.А.Жуковский. «Жаворонок».
А.С.Пушкин. «Птичка».
И.С.Шмелёв. «Лето Господне» (фрагмент главы «Масленица»).
О родной природе (4ч)
К зелёным далям с детства взор приучен
Русские народные загадки о поле, цветах.
Ю. И. Коваль. «Фарфоровые колокольчики».
И. С. Никитин. «В чистом поле тень шагает».
М.С.Пляцковский. «Колокольчик».
В.А.Солоухин. «Трава» (фрагмент).
Ф.И.Тютчев. «Тихой ночью, поздним летом…»
Резерв на вариативную часть программы —2 ч

Тематическое планирование
Количество часов
№

Тема раздела
авторская
программа

рабочая
программа

1

Мир детства

22

22

2

Россия – моя Родина

12

12

Итого

34

34

№
урока

Содержание

урока

Мир детства (22 ч)
1
2
3
4
5
6
7

Я и книги (5 ч)
Не торопись отвечать, торопись слушать. О. С. Бундур «Я слушаю».
Е. Н. Егорова «Детство Александра Пушкина» (глава «Нянины сказки»).
Е. Н. Егорова «Детство Александра Пушкина» (глава «Нянины сказки»).
Т. А. Луговская «Как знаю, как помню, как умею» (фрагмент).
Т. А. Луговская «Как знаю, как помню, как умею» (фрагмент).
Я взрослею (6 ч)
Как аукнется, так и откликнется. Пословицы об отношении к другим людям.
Л. И. Кузьмин «Дом с колокольчиком».
В. В. Бианки «Сова».
11

8
9

Воля и труд дивные всходы дают. Б.В.Шергин «Пословицы в рассказах».

10

Кто идёт вперёд, того страх не берёт. Пословицы о смелости. В.В.Голявкин
«Этот мальчик».
С.П. Алексеев «Медаль». В.Ю. Драгунский «Рабочие дробят камень».
Я и моя семья (4 ч)
Семья крепка ладом. Л. Н. Толстой «Отец и сыновья».
М. В. Дружинина «Очень полезный подарок».
С. Г. Георгиев «Стрекот кузнечика».
В. В. Голявкин «Мой добрый папа» (фрагмент).
Я фантазирую и мечтаю (7 ч)
Мечты, зовущие ввысь. Н. К. Абрамцева «Заветное желание».
Н. К. Абрамцева «Заветное желание».
Н. К. Абрамцева «Заветное желание» (резерв).
Е. В. Григорьева «Мечта».
Л. Н. Толстой. «Воспоминания» (глава «Фанфаронова гора»).
Л. Н. Толстой. «Воспоминания» (глава «Фанфаронова гора») (резерв).
Проверочная работа по итогам изучения раздела.

11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22

Е. А. Пермяк «Маркел-самодел и его дети».

Россия—Родина моя (12 ч)

30
31
32
33

Родная страна во все времена сынами сильна (3 ч)
Люди земли русской. В. А. Бахревский «Виктор Васнецов» (глава «Рябово»).
М. А. Булатов, В. И. Порудоминский «Собирал человек слова… Повесть о В.
И. Дале» (фрагмент).
М. Л. Яковлев «Сергий Радонежский приходит на помощь» (фрагмент).
Народные праздники, связанные с временами года (3 ч)
Хорош праздник после трудов праведных. Песни-веснянки И. С. Шмелёв
«Лето Господне» (фрагмент главы «Масленица»).
Л. Ф. Воронкова «Девочка из города» (глава «Праздник весны»). В. А.
Жуковский. «Жаворонок».
А. С. Пушкин «Птичка».
О родной природе (6 ч)
К зелёным далям с детства взор приучен. Русские народные загадки о поле,
цветах. И. С. Никитин «В чистом поле тень шагает».
Ю. И. Коваль «Фарфоровые колокольчики».
М. С. Пляцковский «Колокольчик».
В. А. Солоухин «Трава» (фрагмент).
Ф. И. Тютчев «Тихой ночью, поздним летом…»

34

Проверочная работа по итогам изучения раздела.

23
24
25
26
27
28
29

Учебно-методического и материально-технического обеспечения
образовательной деятельности
1. Авторская рабочая программа: Литературное чтение на родном (русском) языке.
Примерные рабочие программы.1–4 классы: учеб. пособие для общеобразоват.
организаций /Кузнецова М.И., Романова В. Ю., Рябинина Л. А.,Соколова О. В.–
М.:Просвещение,2020;

12

2. Учебник: Литературное чтение на родном русском языке: 2-й класс учебник /
О.М. Александрова, М.И. Кузнецова, В.Ю.Романова О.В.[и др.], Москва: Просвещение,
2021
3. Интернет-ресурсы.
http://www.proshkolu.ru
http://pedsovet.org
http://www.k-yroky.ru/load/73-1-0-5219
http://www.deti-66.ru/forteachers/educstudio/presentation/918.html
4. Интерактивная доска
5. Ноутбук
6. Колонки

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».