МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА № 7 Г.ФЕОДОСИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ» РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения (протокол №1 от 30.08.2022г.) Руководитель ШМО ________В.М. Плотникова СОГЛАСОВАНО Заместитель директора ______________ Е.А. Хлюбко 30.08.2022 г. УТВЕРЖДАЮ Директор ___________________ С.А.Хачатрян (приказ №287 от 31.08.2022г.) Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Музыка» для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2) 2 класс Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с ЗПР (решение Федерального учебнометодического объединения по общему образованию от 22.12.2015 г. протокол №4/15) Срок реализации – 1 год Учитель: Кремнёва С. В. 1 Пояснительная записка Адаптированная рабочая программа по музыке для обучающихся 2 класса по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для детей с задержкой психического развития (ЗПР) (вариант 7.2) составлена на основе следующих документов: 1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее – ФГОС НОО) (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. №1897 (с изменениями)); 2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) (приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. №1598); 3. Примерная основная образовательная программа начального общего образования (решение Федерального учебно-методического объединения от 08.04.2015 г. протокол №1/15); 4. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с ЗПР (решение Федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 22.12.2015 г. протокол №4/15); 5. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1.- 5-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2015. 6. Рабочая программа «Музыка», авторы Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева - М.: Просвещение, 2015. Программа направлена на формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), овладение специфической для младшего школьного возраста учебной деятельностью в соответствии с принятыми в семье и обществе духовнонравственными и социокультурными ценностями. Обучающиеся с ЗПР имеют стойкие нарушения эмоционально-поведенческих расстройств. Обучающиеся отличаются малой контактностью в сочетании с внешней расторможенностью, навязчивостью, эмоциональной возбудимостью, несмотря на это беспрепятственно позволяет им совместно воспитываться и обучаться с детьми общеобразовательного класса. Определение варианта адаптированной программы обучающегося с ЗПР осуществляется на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссией (ТПМПК), сформулированных по результатам его комплексного психолого-медико-педагогического обследования, с учетом ИПР в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Вариант программы 7.1,7.2 АОП в соответствии с ФГОС для ОВЗ, предполагает, что обучающиеся с ЗПР получают образование, сопоставимое с образованием здоровых сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки обучения. Обучающиеся с ЗПР полностью включены в общий образовательный процесс. Актуальность адаптированной программы заключается в том, что умение учиться, составляющее основу личностного развития учащегося с ЗПР, означает умение учиться познавать и преобразовывать мир, ставить проблемы, искать и находить новые решения; учиться сотрудничать с другими людьми на основе уважения и равноправия. Цель реализации адаптированной программы обучающихся с ЗПР - обеспечение выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта. Достижение поставленной цели при разработке и реализации адаптированной программы обучающихся с ЗПР предусматривает решение следующих основных задач: − формирование основ учебной деятельности; 2 − формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие личности обучающихся (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое) на основе усвоения государственного образовательного стандарта; − адаптация и социализация обучающихся к жизни в обществе; − сохранение и укрепление здоровья; − предоставление обучающимся возможности накопления социального опыта, сформированных в процессе изучения учебных предметов и знаний, умений и способов деятельности; − обеспечение планируемых результатов по освоению целевых установок, приобретению знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, особыми образовательными потребностями; − развитие личности обучающихся с ЗПР в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости. Предмет «Музыка» во 2 классе для учащихся с ЗПР имеет цель - накопление первоначальных впечатлений от разных видов искусств (музыка, живопись, художественная литература, театр, кино и др.) и получение доступного опыта. Задачи музыкального образования младших школьников с ЗПР: − развитие опыта восприятия и способности получать удовольствие от произведений разных видов искусств, выделение собственных предпочтений в восприятии искусства; − формирование простейших эстетических ориентиров (красиво и некрасиво) в практической жизни ребёнка и их использование в организации обыденной жизни и праздника; Место учебного предмета в учебном плане Рабочая программа составлена на 34 часа (по 1 часу в неделю при 34 учебных неделях). В соответствии с ПрАООП длительность уроков составляет 40 минут. Описание ценностных ориентиров содержания Уникальность и значимость курса определяются нацеленность на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребёнка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания. Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоциональноценностного отношения ребёнка к миру, его духовно-нравственное воспитание. Овладение основа художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического воспитания мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьниками при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом. Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребёнка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству. Планируемые результаты освоения предмета Личностные результаты освоения ПРП для 2-го класса по учебному предмету «Музыка» оцениваются по следующим направлениям: Осознание себя как гражданина России проявляется в: положительном отношении к людям музыкальных профессий, музыке других народов, проживающих в России; стремлении пополнить свои знания о различных музыкальных направлениях, разучивать 3 песни, спеть, родным и близким на праздники, посвященные знаменательным для России датам; коммуникации с детьми, независимо от их этнокультурной принадлежности. Освоение социальной роли ученика проявляется в: умении организовывать пространство (порядок в учебных принадлежностях, бережное отношение к учебникам, школьному имуществу); проявлении ответственного поведения (подготовка к уроку, трансляция заданий учителя дома взрослым, беспокойство по поводу соблюдения требований); стремлении быть успешным (старательность при выполнении заданий); соблюдении школьных правил (сидеть за партой, поднимать руку, действовать в соответствии с инструкцией учителя); подчинении дисциплинарным требованиям; стремлении отвечать на вопросы учителя, быть успешным в учебе, социально одобряемые ответы на вопросы об отношении к музыке и музыкальным произведениям; Сформированность навыков продуктивной межличностной коммуникации проявляется в: способности отвечать на вопросы; умении получать и уточнять информацию от партнера, учителя (обратиться с вопросом, просьбой); умении аргументировать свои решения, описывать, говорить об испытываемых эмоциях, намерениях в отношении прослушанных или исполняемых произведений; умении вербализовать свои впечатления; умении контролировать импульсивные желания, сдерживать неодобряемые инфантильные поведенческие проявления (ябедничать, обзываться, громко плакать), вербальной агрессии; способности объяснять что-либо, выслушивать объяснение или мнение коммуникативного партнера (ребенка и взрослого, знакомого и малознакомого); способность проявлять избирательность при обращении с просьбами, требованиями, предложениями со стороны других людей; способности вежливо отказываться от нежелательных предложений; проявлении внимания к настроению партнера по общению; Сформированность социально одобряемого (этичного) поведения проявляется в: использовании форм речевого этикета в различных учебных ситуациях; уважительном отношении к чужому мнению; умении сочувствовать при затруднениях и неприятностях, выражать согласие (стремление) помочь. развитии доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам одноклассников; уважительном отношении к творческим достижениям; уважительном отношении к культурным традициям, музыкальным произведениям других народов. Сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств проявляется в: различении мелодичного и диссонансного, активном стремлении воспроизводить и слушать мелодичные произведения; проявлении интереса в процессе прослушивания музыкальных произведений, в том числе классической музыки, исполнителей разных жанров, проявлении интереса к музыкальным произведениям и музыкальному творчеству; умении самостоятельно замечать красоту звуков в природе, окружающем мире. Сформированность знаний об окружающем природном и социальном мире и позитивного отношения к нему проявляется в: 4 умении называть и различать основные виды профессиональной музыкальной деятельности человека: музыкант, композитор, исполнитель, певец и т.д. способности к осмыслению значения музыки, осознании её ценности; -знании некоторых названий музыкальных направлений (фольклор, классическая музыка, инструментальная музыка); Сформированность самосознания, в т.ч. адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях проявляется в: осознании своих затруднений (не понимаю, не запомнил, повторите), потребностей (плохо слышно, надо выйти, повторите, пожалуйста); способности анализировать причины успехов и неудач; умении разграничивать ситуации, требующие и не требующие помощи педагога. адекватных представлениях о собственных возможностях в воспроизведении музыкального материала; стремлении получить одобряемый результат своего творчества, Овладение основами музыкальной деятельности, необходимой в разных жизненных сферах проявляется в умениях: организовывать деятельность с помощью учителя для овладения музыкальными навыками; пользоваться простыми музыкальными инструментами и приспособлениями для воспроизведения звука. Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственновременной организации проявляется: в способности замечать новое, принимать и использовать социальный опыт; в способности взаимодействовать с другими людьми, умении делиться своими намерениями, для осуществления поставленной задачи. Метапредметные результаты освоения ПРП для 2-го класса по учебному предмету «Музыка» включают осваиваемые обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. с учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР метапредметные результаты могут быть обозначены следующим образом. Сформированные познавательные универсальные учебные действия проявляются в умении: воспринимать музыку и размышлять о ней; воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкальнопластических композиций, разучивании и исполнении вокально-хоровых произведений, игре на элементарных детских музыкальных инструментах; импровизировать в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности; находить нужную информацию в словарях учебника; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника; ориентироваться в задании и инструкции: определять умения, которые будут необходимы для выполнения задания; осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждения, ориентироваться в известных понятиях. отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в информационном пространстве; сравнивать, группировать предметы, объекты: находить общее и различие; с помощью учителя отличать новое от уже известного; 5 понимать знаки, символы, модели, схемы, используемые на уроках; анализировать музыкальный материал с выделением их существенных признаков; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; обобщать – выделять класс объектов по заданному признаку. Сформированные регулятивные универсальные учебные действия проявляются в умении: определять и формулировать цель выполнения заданий под руководством учителя; выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи); определять успешность выполнения своего задания (в диалоге с учителем). самостоятельно ориентироваться в задании, где ученику предоставляется возможность выбора способов выполнения задания; контролировать свои действия в процессе выполнения творческих заданий и после их завершения; работая по плану, составленному с учителем, использовать необходимые средства (приспособления и музыкальные инструменты); понимать смысл инструкции учителя; определять план выполнения заданий под руководством учителя; проговаривать последовательность действий; использовать простые музыкальные инструменты (ложки, треугольник, бубен, маракасы); выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки, схемы; учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке; оценивать совместно с учителем или одноклассниками свои действия. Сформированные коммуникативные универсальные учебные действия проявляются в умении: выражать собственное эмоциональное отношение к музыкальному произведению; выражать эмпатию и выявлять выраженные в музыке настроения и чувства, передавать свои чувства и эмоции на основе творческого самовыражения; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу, участвовать в диалоге на уроке; соблюдать нормы речевого этикета в творческом взаимодействии; принимать участие в коллективных работах, работе в парах и группах; контролировать свои действия при совместной работе; договариваться с партнерами и приходить к общему решению; осуществлять работу над проектом (думать, рассуждать вслух, спорить, делиться своим жизненным опытом, разбираться в предлагаемом задании, способах его выполнения, выстраивать цепочку своих действий). слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий реализовать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных и художественнопрактических задач, действовать самостоятельно при разрешении проблемно-творческих ситуаций в повседневной жизни. Предметные результаты По итогам обучения во 2 классе можно проверять сформированность следующих знаний, представлений и умений: воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям; 6 понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей; эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; познакомится с достижениями национальной, российской и мировой музыкальной культуры и традициями, многообразием музыкального фольклора России («Музыка в народном стиле»), образцами народной и профессиональной музыки; исполнение певческого материала в диапазоне до 1- до2; интонировать и выравнивать звучание на всем диапазоне. правильно интонировать выученные песни в составе группы и индивидуально, четко выдерживать ритмический рисунок произведения без сопровождения учителя и инструмента. совместно согласованно петь. Одновременное начало и исполнение пения. - правильно формировать гласные и отчетливо произносить согласные звуки в зависимости от смыслового отношения слова в тексте песни. эмоционально отзываться и реагировать на музыку различного характера. различать звуки по высоте (высокие-низкие) и длительности (долгие-короткие). - представления о плавном и отрывистом проведении мелодии в музыкальных произведениях. представления о различных музыкальных коллективах: ансамбль, оркестр. знание названий музыкальных инструментов и их звучания: орган, арфа, флейта. играть на простых доступных музыкальных ударно-шумовых инструментах (ложки, трещотка, треугольник, металлофон, бубен). знать названия и различать музыкальные коллективы (хор, ансамбль, оркестр); различать музыкальные интонации в образах; знать названия произведений для детей П.И. Чайковского. интонационно выделять гласные звуки в зависимости от смыслового отношения слова в тексте песни; - воспринимать музыкальные произведения с ярко выраженным жизненным содержанием, определять их характер и настроение. различать пение соло и хором. различать на слух танец, песню и марш описывать словами разнообразные по содержанию музыкальные произведения: маршевая, плясовая, весёлая, грустная и напевная определять в песне запев, припев, вступление, заключение выразительно петь выученную песню с простыми динамическими оттенками играть на ложках песню-прибаутку на повторяющихся нотах Примеры контрольно-оценочных мероприятий: Определение характера музыкального произведения. Проигрывается (воспроизводится) отрывок музыкального произведения. Дети могут отвечать вербально или по инструкции производить определенные движения (произведения в этом случае следуют одно за другим – по музыкальной строфе каждого). Угадывание музыкального произведения по первым тактам музыки. Проигрывается первая строфа музыкального произведения. Чем раньше дети угадывают, тем лучше. Проверка остальных знаний проводится сходным образом. Текущий контроль: А) оценка качества работы на уроке. Проводится по следующим параметрам (условная балльная оценка): Адекватность действий: 5 – выполняет задания, целенаправлен, решает поставленные задачи адекватным способом. 4 – выполняет задания, может уходить от задания, решать поставленную задачу недостаточно адекватными способами, но подобные проявления удалось скорректировать. 7 3 – затрудняется выполнить задание, но это удается скорректировать. Поведение не способствует выполнению задания. 2 – задание не выполняет, коррекция не удается. Поведение препятствует выполнению задания партнерами по взаимодействию. Правильность действий: 5 – выполняет задание правильно или нужна небольшая (стимулирующая, организующая) помощь 4 - выполняет задание правильно, но нужна небольшая обучающая помощь 3 – выполняет задание правильно, но нужна существенная обучающая помощь 2 – задание не выполняет, помощь не принимает. Вербальное оформление ответов: 5 – оформление ответа грамматически и стилистически правильное или с минимальными недочетами. 4 – недочеты в построении фразы или словоупотреблении, не затрудняющие понимание. 3 – неточное словоупотребление, смысл фраз улавливается с трудом или шаблонный ответ, копирование ответа предшественника. 2 – ответ представляет собой отдельные, иногда не связанные по смыслу, слова. Качество выполнения работы. 5 – определяет музыкальные образы произведений, примерное содержание прослушанных музыкальных произведений, основные музыкальные профессии, специальности, жанровые особенности программной музыки, основные понятия и музыкальные термины, эмоционально откликается на музыку разных жанров, самостоятельно выделяет незнакомые слова в текстах песен и выясняет их значения, сопоставляет характер настроения произведений, не нарушает вокальную линию песни. 4 – определяет музыкальные образы любимых сказочных героев, основные понятия и музыкальные термины, знает определения: «песня», «мелодия», «аккомпанемент», различает высокие, низкие, долгие и короткие звуки. 3 –определяет роль музыки в повседневной жизни человека, музыкальные инструменты и их звучание, жанры музыки (песня, танец, марш). Итоговая оценка может быть установлена с учетом балльных показателей: 18-20 баллов – «отлично». 13-17 баллов – «хорошо». 10-12 баллов - «удовлетворительно». Текущий контроль должен быть постоянным, а не эпизодическим. Рубежный контроль (по завершению раздела). Успешность выполнения заданий на обобщающих уроках, ориентировка в представляемых проектах. Оценка «отлично» ставится при основном соответствии перечисленным выше требованиям текущего контроля. Оценка «хорошо» ставится при наличии различных недочетов по выделенным параметрам. Оценка «удовлетворительно» ставится при соответствии минимальным требованиям по всем выделенным разделам. Оценка «неудовлетворительно» означает отсутствие необходимых навыков. Форма проведения занятий – комбинированный урок. Основное содержание учебного предмета 1. «Россия – Родина моя» - 3 ч. 2. «День, полный событий» -6 ч. 3. «О России петь – что стремиться в храм» -7 ч. 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» -3 ч. 5. «В музыкальном театре» -5 ч. 6. «В концертном зале» -5 ч. 8 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» -5ч. Раздел 1. «Россия — Родина моя» Музыкальные образы родного края. Песенность как отличительная черта русской музыки. Песня. Мелодия. Аккомпанемент. Раздел 2. «День, полный событий» Мир ребенка в музыкальных интонациях, образах. Детские пьесы П. Чайковского и С. Прокофьева. Музыкальный материал — фортепиано. Раздел 3. «О России петь — что стремиться в храм» Колокольные звоны России. Святые земли Русской. Праздники Православной церкви. Рождество Христово. Молитва. Хорал. Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» Мотив, напев, наигрыш. Оркестр русских народных инструментов. Вариации в русской народной музыке. Музыка в народном стиле. Обряды и праздники русского народа: проводы зимы, встреча весны. Опыты сочинения мелодий на тексты народных песенок, закличек, потешек. Раздел 5. «В музыкальном театре» Опера и балет. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете. Симфонический оркестр. Роль дирижера, режиссера, художника в создании музыкального спектакля. Темыхарактеристики действующих лиц. Детский музыкальный театр. Раздел 6. «В концертном зале» Музыкальные портреты и образы в симфонической и фортепианной музыке. Развитие музыки. Взаимодействие тем. Контраст. Тембры инструментов и групп инструментов симфонического оркестра. Партитура. Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» Композитор — исполнитель — слушатель. Музыкальная речь и музыкальный язык. Выразительность и изобразительность музыки. Жанры музыки. Международные конкурсы. Содержание музыкального материала «Рассвет на Москве-реке», вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский. «Гимн России». А. Александров, слова С. Михалкова. «Здравствуй, Родина моя». Ю. Чичков, слова К. Ибряева. «Моя Россия». Г. Струве, слова Н. Соловьевой. Пьесы из «Детского альбома». П. Чайковский. Пьесы из «Детской музыки». С. Прокофьев. «Прогулка» из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский. «Начинаем перепляс». С. Соснин, слова П. Синявского. «Сонная песенка». Р. Паулс, слова И. Ласманиса. «Спят усталые игрушки». А. Островский, слова З. Петровой. «Ай-я, жу-жу», латышская народная песня. «Колыбельная медведицы». Е. Крылатов, слова Ю. Яковлева. «Великий колокольный звон» из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский. Кантата «Александр Невский», фрагменты: «Песня об Александре Невском», «Вставайте, люди русские». С. Прокофьев. Народные песнопения о Сергии Радонежском. «Утренняя молитва», «В церкви». П. Чайковский. «Вечерняя песня». А. Тома, слова К. Ушинского. Народные славянские песнопения: «Добрый тебе вечер», «Рождественское чудо», «Рождественская песенка». Слова и музыка П. Синявского. Плясовые наигрыши: «Светит месяц», «Камаринская». «Наигрыш». А. Шнитке. Русские народные песни: «Выходили красны девицы», «Бояре, а мы к вам пришли». «Ходит месяц над лугами». С. Прокофьев. «Камаринская». П. Чайковский. 9 Прибаутки. В. Комраков, слова народные. Масленичные песенки. Песенки-заклички, игры, хороводы. «Волк и семеро козлят», фрагменты из детской оперы-сказки. М. Коваль. «Золушка», фрагменты из балета. С. Прокофьев. «Марш» из оперы «Любовь к трем апельсинам». С. Прокофьев. «Марш» из балета «Щелкунчик». П. Чайковский. «Руслан и Людмила», фрагменты из оперы. М. Глинка. «Песня-спор». Г. Гладков, слова В. Лугового. Симфоническая сказка «Петя и волк». С. Прокофьев. «Картинки с выставки». Пьесы из фортепианной сюиты. М. Мусоргский. Симфония № 40, экспозиция 1-й части. В.-А. Моцарт. Увертюра к опере «Свадьба Фигаро». В.-А. Моцарт. Увертюра к опере «Руслан и Людмила». М. Глинка. «Песня о картинах». Г. Гладков, слова Ю. Энтина. «Волынка»; «Менуэт» из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах»; менуэт из Сюиты № 2; «За рекою старый дом», русский текст Д. Тонского; токката (ре минор) для органа; хорал; ария из Сюиты № 3. И.-С. Бах. «Весенняя». В.-А. Моцарт, слова Овербек, пер. Т. Сикорской. «Колыбельная». Б. Флис — В.-А. Моцарт, русский текст С. Свириденко. «Попутная», «Жаворонок». М. Глинка, слова Н. Кукольника. «Песня жаворонка». П. Чайковский. Концерт для фортепиано с оркестром № 1, фрагменты 1-й части. П. Чайковский. «Тройка», «Весна. Осень» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов. «Кавалерийская», «Клоуны», «Карусель». Д. Кабалевский. «Музыкант». Е. Зарицкая, слова В. Орлова. «Пусть всегда будет солнце». А. Островский, слова Л. Ошанина. «Большой хоровод». Б. Савельев, слова Лены Жигалкиной и А. Хайта. Тематическое планирование № п/п Тема урока Содержание Характеристика деятельности учащихся «РОССИЯ – РОДИНА МОЯ» 1. Мелодия. 2. Здравствуй, Родина моя! 3. Гимн России. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Средства музыкальной выразительности (мелодия). Различные виды музыки – инструментальность, песенность. Композитор – исполнитель – слушатель. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Элементы нотной грамоты. Формы построения музыки (освоение куплетной формы: запев, припев). Региональные музыкально-поэтические традиции. Определять характер, настроение и средства выразительности (мелодия) в музыкальном произведении. Участвовать в коллективном пении. Эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свое впечатление в пении, показывать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса. Гимн России как один из основных Знакомство с символами России – государственных символов страны, Флаг, Герб, Гимн. 10 4. 5. 6. 7. 8. известных всему миру. Выявление общности интонаций, Сочинения отечественных ритмов, характера и настроения композиторов о Родине. этих произведений «ДЕНЬ, ПОЛНЫЙ СОБЫТИЙ» Музыкальные Тембровая окраска наиболее Узнавать изученные инструменты популярных музыкальных произведения, называть их (фортепиано) инструментов. Музыкальные авторов, сравнивать характер, инструменты (фортепиано). Элементы настроение и средства нотной грамоты. выразительности в музыкальных Музыкальные инструменты произведениях. (фортепиано). Природа и Знакомство с творчеством Воплощать в звучании голоса или музыка. отечественных композиторов. инструмента образы природы и Прогулка. Выразительность и изобразительность окружающей жизни, в музыке. Песенность, танцевальность, продемонстрировать понимание маршевость. интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике. Передавать настроение музыки в пении, музыкально-пластическом движении. Танцы, танцы, Песня, танец и марш как три основные Определять основные жанры танцы… области музыкального искусства, музыки (песня, танец, марш). неразрывно связанные с жизнью Уметь сравнивать контрастные человека. произведения разных композиторов, определять их жанровую основу. Наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов. Уметь отличать по ритмической основе эти танцы. Эти разные Песенность, танцевальность, Исполнять музыкальные марши. маршевость. Основные средства произведения отдельных форм и Звучащие музыкальной выразительности (ритм, жанров (пение, музыкальнокартины. пульс). Интонация – источник пластическое движение), элементов музыкальной речи. продемонстрировать понимание Музыкальная речь как сочинения интонационно-образной природы композиторов, передача информации, музыкального искусства, выраженной в звуках. взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств, эмоционально откликнуться на музыкальное произведение. Расскажи Определять на слух основные жанры Интонации музыкальные и сказку. музыки (песня, танец и марш), речевые. Их сходство и различие. Колыбельные. определять и сравнивать характер, Мама. настроение и средства 11 9. 10. Обобщающий урок 1 четверти. выразительности в музыкальных произведениях, передавать настроение музыки в пении, музыкальнопластическом движении, игре на элементарных музыкальных инструментах. . . «О РОССИИ ПЕТЬ, ЧТО СТРЕМИТЬСЯ В ХРАМ» Великий Композитор как создатель музыки. Выступать в роли слушателей, колокольный Духовная музыка в творчестве эмоционально откликаясь на звон. Звучащие композиторов. Музыка религиозной исполнение музыкальных картины. традиции. произведений. 11. Русские народные инструменты. Музыкальный фольклор народов России. Особенности звучания оркестра народных инструментов. Оркестр народных инструментов. 12. Святые земли русской. Князь Александр Невский. Сергий Радонежский. Народные музыкальные традиции Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Кантата. 13. Молитва. 14. С Рождеством Христовым! Духовная музыка в творчестве композиторов Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Музыка в народных обрядах и традициях. Народные музыкальные традиции Отечества. Праздники Русской православной церкви. 15. Музыка на Новогоднем празднике. 16. Обобщающий урок 2 четверти Народные музыкальные традиции Отечества. Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Накопление и обобщение музыкальнослуховых впечатлений второклассников. Передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на музыкальных инструментах, определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях Продемонстрировать личностноокрашенное эмоциональнообразное восприятие музыки, исполнять в хоре вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения, кантилена, пение а-capella. Определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях. Охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов; эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике. Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам исторического прошлого в слове, рисунке, пении и др. Продемонстрировать знания о музыке, охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов; продемонстрировать личностноокрашенное эмоциональнообразное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально- 12 17. Плясовые наигрыши. Разыграй песню. Наблюдение народного творчества. Музыкальные инструменты. Оркестр народных инструментов. Народные музыкальные традиции Отечества. 18. Музыка в народном стиле. Сочини песенку. Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни, танцы, хороводы, игрыдраматизации. 19. Проводы зимы. Встреча весны… Музыка в обычаях. народных обрядах и «В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ» Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперы. Интонации музыкальные и речевые. 20. Детский музыкальный театр. Опера 21. Балет. Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – балет. 22. Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера. Опера «Руслан и Людмила» Сцены из оперы. Музыкальные театры. Опера, балет. Симфонический оркестр. 23. Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Различные творческой деятельностью; развитие умений и навыков хорового и ансамблевого пения. Передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на музыкальных инструментах, определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях, исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (инструментальное музицирование, импровизация). Обнаруживать и выявлять общность истоков народной и профессиональной музыки, характерные свойства народной и композиторской музыки, различать музыку по характеру и настроению. Воплощать художественно-образное содержание музыкального народного творчества в песнях и играх. Передавать настроение музыки и его изменение в пении, музыкально-пластическом движении, игре на музыкальных инструментах, исполнять несколько народных песен. Передавать настроение музыки в пении, исполнять в хоре вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения. Определять и сравнивать характер, настроение, выразительные средства музыки. Исполнять различные по характеру музыкальные произведения во время вокальнохоровой работы, петь легко, напевно не Определять на слух основные жанры (песня, танец, марш), определять и сравнивать характер, настроение, выразительные средства музыки. Определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных фрагментах, 13 виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Формы построения музыки. Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. «В КОНЦЕРТНОМ ЗАЛЕ» Музыкальные инструменты. Симфонический оркестр. Музыкальные портреты и образы в симфонической музыке. Основные средства музыкальной выразительности (тембр). 24. Увертюра. Финал. 25. Симфоническая сказка. С. Прокофьев «Петя и волк». 26. Обобщающий урок 3 четверти. 27. Картинки с Выразительность и изобразительность выставки. в музыке. Музыкальные портреты и Музыкальное образы в симфонической и впечатление фортепианной музыке. 28. 29. 30. эмоционально исполнение произведений. откликаясь на музыкальных Узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных фрагментах. Передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений. Узнавать изученные музыкальные произведения и называть их авторов, продемонстрировать понимание интонационнообразной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке. «Звучит Постижение общих закономерностей Узнавать изученные музыкальные нестареющий музыки: развитие музыки – движение произведения и называть имена их Моцарт». музыки. Знакомство учащихся с авторов, определять и сравнивать творчеством великого австрийского характер, настроение и средства композитора В.А.Моцарта. выразительности в музыкальных произведениях. Симфония № Знакомство учащихся с Передавать собственные 40. Увертюра к произведениями великого музыкальные впечатления с опере «Свадьба австрийского композитора помощью какого-либо вида Фигаро». В.А.Моцарта. музыкально-творческой Развитие музыки в исполнении. деятельности, выступать в роли Музыкальное развитие в слушателей, эмоционально сопоставлении и столкновении откликаясь на исполнение человеческих чувств, тем, музыкальных произведений. художественных образов. «ЧТОБ МУЗЫКАНТОМ БЫТЬ, ТАК НАДОБНО УМЕНЬЕ» Волшебный Интонация – источник элементов Узнавать изученные музыкальные цветикмузыкальной речи. Музыкальные произведения и называть имена их семицветик. инструменты (орган). авторов, исполнять в хоре Музыкальные вокальные произведения с инструменты сопровождением и без (орган). сопровождения. И все это – Бах. 14 31. 32. 33. 34. Все в движении. Попутная песня. Музыка учит людей понимать друг друга. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях, узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов. Два лада. Музыкальная речь как способ общения Определять на слух основные Легенда. между людьми, ее эмоциональное жанры (песня, танец, марш), Природа и воздействие на слушателей. эмоционально откликнуться на музыка. Печаль музыкальное произведение и моя светла. выразить свое впечатление в пении, игре или пластике. Мир Музыкальная речь как сочинения Уметь сравнивать контрастные композитора. композиторов, передача информации, произведения по характеру. (П.Чайковский, выраженной в звуках. Региональные Делать самостоятельный разбор С.Прокофьев). музыкально-поэтические традиции: музыкальных произведений содержание, образная сфера и (характер, средства музыкальной музыкальный язык. выразительности). Могут ли Конкурсы и фестивали музыкантов. Передавать собственные иссякнуть Своеобразие (стиль) музыкальной речи музыкальные впечатления с мелодии? композиторов (С.Прокофьева, помощью какого-либо вида Обобщающий П.Чайковского). музыкально-творческой урок. деятельности, выступать в роли слушателей, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений. Учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности. 1. Рабочая программа «Музыка», авторы Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева - М.: Просвещение, 2015. 2. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Учебник для учащихся 2 класса начальной школы – М.: Просвещение, 2014 3. Интернет-ресурсы. 4. 5. 6. 7. http://www.proshkolu.ru http://pedsovet.org http://www.k-yroky.ru/load/73-1-0-5219 http://www.deti-66.ru/forteachers/educstudio/presentation/918.html Интерактивная доска Ноутбук Колонки Фонотека с записями классической музыки, звуков природы. 15