АРП 7.2 Русский язык 2 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА № 7 Г.ФЕОДОСИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»
РАССМОТРЕНО
на заседании методического
объединения (протокол №1 от
30.08.2022г.)
Руководитель ШМО
________В.М. Плотникова

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
______________
Е.А. Хлюбко
30.08.2022 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор
___________________
С.А.Хачатрян
(приказ №287 от
31.08.2022г.)

Адаптированная рабочая программа
учебного предмета «Русский язык»
для обучающихся с задержкой психического развития
(вариант 7.2)
2 класс
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа
начального общего образования обучающихся с ЗПР (решение Федерального
учебно-методического объединения по общему образованию от 22.12.2015 г.
протокол №4/15)

Срок реализации – 1 год

Учитель:
Кремнёва С. В.

1

Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по русскому языку для обучающихся 2 класса по
адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования
для детей с задержкой психического развития (ЗПР) (вариант 7.2) составлена на основе
следующих документов:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования (далее – ФГОС НОО) (приказ Министерства образования и науки РФ от
17.12.2010 г. №1897 (с изменениями));
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) (приказ
Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. №1598);
3. Примерная основная образовательная программа начального общего образования
(решение Федерального учебно-методического объединения от 08.04.2015 г. протокол №1/15);
4. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального
общего образования обучающихся с ЗПР (решение Федерального учебно-методического
объединения по общему образованию от 22.12.2015 г. протокол №4/15);
5. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1.- 5-е изд.,
перераб. - М.: Просвещение, 2015.
6. Программа Горецкого В. Г., Канакиной В.П., Дементьевой М.Н., Стефаненко Н.А.,
Бойкиной М.В. «Русский язык» М., «Просвещение» (программы общеобразовательных
учреждений. Начальная школа. 1-4 классы; Учебно-методический комплект «Школа России»
М., «Просвещение».)
Программа направлена на формирование общей культуры, обеспечивающей
разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное,
интеллектуальное, физическое), овладение специфической для младшего школьного возраста
учебной деятельностью в соответствии с принятыми в семье и обществе духовнонравственными и социокультурными ценностями.
Обучающиеся с ЗПР имеют стойкие нарушения эмоционально-поведенческих
расстройств. Обучающиеся отличаются малой контактностью в сочетании с внешней
расторможенностью, навязчивостью, эмоциональной возбудимостью, несмотря на это
беспрепятственно позволяет им совместно воспитываться и обучаться с детьми
общеобразовательного класса.
Определение
варианта
адаптированной программы обучающегося
с
ЗПР
осуществляется на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссией
(ТПМПК), сформулированных по результатам его комплексного психолого-медикопедагогического обследования, с учетом ИПР в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации.
Вариант программы 7.2 АОП в соответствии с ФГОС для ОВЗ, предполагает, что
обучающиеся с ЗПР получают образование, сопоставимое с образованием здоровых
сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки обучения. Обучающиеся с ЗПР
полностью включены в общий образовательный процесс.
Актуальность адаптированной программы заключается в том, что умение учиться,
составляющее основу личностного развития учащегося с ЗПР, означает умение учиться
познавать и преобразовывать мир, ставить проблемы, искать и находить новые решения;
учиться сотрудничать с другими людьми на основе уважения и равноправия.
Цель реализации адаптированной программы обучающихся с ЗПР - обеспечение
выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для
максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР,
обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.

2

Достижение
поставленной
цели
при
разработке
и
реализации
адаптированной программы
обучающихся
с
ЗПР
предусматривает
решение
следующих основных задач:
 формировать фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез;
 формировать умения и навыки каллиграфии, грамотного и безошибочного письма;
 уточнять, расширять и активизировать словарный запас путем расширения
непосредственных впечатлений и представлений об окружающем мире;
 развивать связную устную и письменную речь (формировать и совершенствовать
целенаправленность и связность высказываний, точность и разнообразие лексики,
внятности и выразительности речи);
 формировать интерес к родному языку, навыки учебной работы;
 формировать приемы умственной деятельности, необходимые для овладения начальным
курсом русского языка (наблюдения, сравнения и обобщения явлений языка);
 удовлетворять особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР за счет
упрощения учебно-познавательных задач, решаемых в ходе образования, обучения
переносу полученных знаний в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
 способствовать совершенствованию познавательной деятельности и речевой
коммуникации, обеспечивающих преодоление типичных для младших школьников с ЗПР
недостатков сферы жизненной компетенции;
 содействовать достижению личностных, метапредметных и предметных результатов
образования.

Место учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа составлена на 136 часов (по 4 часа в неделю при 34 учебных
неделях). В соответствии с ПрАООП длительность уроков составляет 40 минут.

Описание ценностных ориентиров содержания
Уникальность и значимость курса определяют нацеленность на духовно-нравственное
воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребёнка, формирование
ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников
развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального
оценивания.
Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоциональноценностного отношения ребёнка к миру, его духовно-нравственное воспитание.
Умение грамотно писать, излагать свои мысли, овладение читательской компетенцией
необходимо для полноценной социализации ребенка. Позитивное отношение к правильной
устной и письменной речи, которое необходимо поощрять с самого начала обучения,
способствует формированию общей культуры. Поэтому овладение учебным предметом
«Русский язык» оказывает положительное влияние на общую успеваемость школьника по
всем предметным областям.

Планируемые результаты освоения предмета
В общей системе коррекционно-развивающей работы предмет «Русский язык» позволяет
наиболее достоверно проконтролировать наличие позитивных изменений по следующим параметрам:



расширение сферы жизненной компетенции за счет возможности отвечать на
поставленные вопросы, задавать вопросы, поддерживать диалог, высказываться,
регулировать собственное речевое поведение;
3







развитие возможностей знаково-символического опосредствования, повышающих общий
уровень сформированности учебно-познавательной деятельности (в качестве средств
выступают символические обозначения звуков, слов и т.п.);
улучшение мелкой моторики, зрительно-моторной координации;
совершенствование зрительно-пространственных представлений (ориентировка в тетради,
размещение элементов букв выше или ниже опорной строки и т.п.);
улучшение качества учебного высказывания за счет расширения словарного запаса,
предъявления эталонных речевых образцов;
развитие действий самоконтроля при оценке полученного результата.

Личностные результаты освоения РП по учебному предмету «Русский язык» могут
проявляются в:



принятии и освоении социальной роли обучающегося, формировании и развитии
социально значимых мотивов учебной деятельности;
 формировании эстетических потребностей, ценностей и чувств (на основе овладения
каллиграфией);
 развитии доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и
сопереживания чувствам других людей (одноклассников);
 развитии адекватных представлений о собственных возможностях;
 овладении навыками коммуникации (с учителем, одноклассниками).
Метапредметные результаты освоения РП по учебному предмету «Русский язык»
включают осваиваемые учащимися универсальные учебные действия (познавательные,
регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями
(составляющими основу умения учиться).
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей
учащихся с ЗПР метапредметные результаты могут быть обозначены следующим образом.
Сформированные познавательные универсальные учебные действия проявляются
возможностью:
 осознавать цель выполняемых действий и наглядно представленный способ ее
достижения (ориентировка на заданный образец);
 кодировать и перекодировать информацию (заменять звук буквой, графическим символом
и пр.);
 осуществлять разносторонний анализ объекта (звучащего слова);
 сравнивать звуки и буквы по разным классификационным основаниям (гласныесогласные, глухие-звонкие, твердые-мягкие, заглавные-прописные);
 обобщать (самостоятельно выделять признаки сходства).
Сформированные
возможностью:

регулятивные

универсальные

учебные

действия

проявляются




понимать смысл предъявляемых учебных задач (проанализировать, написать и т.п.);
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее
реализации (например, подбор слов к схеме, предполагающей стечение согласных);
 различать способы и результат действия (записывать слово печатными или письменными
буквами);
 вносить необходимые коррективы в действия на основе их оценки и учета характера
сделанных ошибок;
 осуществлять пошаговый и итоговый контроль результатов под руководством учителя и
самостоятельно.
Сформированные коммуникативные универсальные учебные действия проявляются
возможностью:
 адекватно использовать речевые средства при обсуждении результата деятельности;
 использовать формулы речевого этикета во взаимодействии с соучениками и учителем.
4

Учебный предмет «Русский язык» имеет большое значение для формирования сферы
жизненной компетенции, мониторинг становления которой оценивается по представленным
ниже направлениям.
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях проявляется в
умениях:
– организовать себя на рабочем месте (правильная посадка при письме, удержание ручки,
расположение тетради и т.п.);
– задать вопрос учителю при неусвоении материала урока или его фрагмента;
– распределять время на выполнение задания в обозначенный учителем отрезок времени;
– словесно обозначать цель выполняемых действий и их результат.
Овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия проявляется в умениях:
– слушать внимательно и адекватно реагировать на обращенную речь;
–
отвечать на вопросы учителя, адекватно реагировать на его одобрение и порицание,
критику со стороны одноклассников.
Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственновременной организации проявляется в понимании роли письменной речи в трансляции
культурного наследия.
Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей проявляется в стремлении
научиться красиво и правильно писать.
Предметные результаты в целом оцениваются в конце начального образования. Они
обозначаются в АООП как:
1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и
культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
2) формирование интереса к изучению родного (русского) языка;
3) овладение первоначальными представлениями о правилах речевого этикета;
4) овладение основами грамотного письма;
5) овладение обучающимися коммуникативно-речевыми умениями, необходимыми для
совершенствования их речевой практики;
6) формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как
показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
7) использование знаний в области русского языка и сформированных грамматикоорфографических умений для решения практических задач.
Критерии выставления отметки за контрольные и проверочные работы (время на
проведение контрольных и проверочных работ увеличено)
Диктанты
Оценка "5" ставится за диктант, в котором нет ошибок, допускается 1-2 исправления; работа
написана аккуратно, в соответствии с требованиями письма.
Оценка "4" ставится за диктант, в котором допущено не более 2 орфографических ошибок или
4 недочетов, работа выполнена чисто, но допущены небольшие отклонения от норм
каллиграфии.
Оценка "3" ставится за диктант, в котором допущено 3-5 орфографических ошибок или 8
недочетов. Работа написана небрежно.
Оценка "2" ставится за диктант, в котором 6 и более орфографических ошибок или более 8
недочетов, работа написана неряшливо.
Ошибкой в диктанте следует считать:
- нарушение правил орфографии при написании слов;
 неправильное написание слов с непроверяемыми написаниями;
 пропуск, перестановка, замена букв, слогов в словах;
 замену слов
5

 отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса
За ошибку в диктанте не считаются:
- ошибки на разделы орфографии и пунктуации, которые не изучались;
 единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего
предложения записано с заглавной буквы;
- единичный случай замены одного слова другим без искажения смысла.
За одну ошибку в диктанте считаются:
- два исправления;
 две пунктуационные ошибки;
 повторение ошибок в одном и том же слове.
Негрубыми ошибками считаются следующие:
- повторение одной и той же буквы в слове (например, картофель);
 дважды записанное одно и то же слово в предложении;
 неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на
одно и то же правило;
- перенос слова.
Грамматические задания.
Оценка "5" ставится за безошибочное выполнение всех заданий, допускается 1 ошибка и
исправления. Высокий уровень: 90% -100%.
Оценка "4" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 3/4 заданий. Уровень выше
среднего: 65%- 89%.
Оценка"3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 1/2 заданий. Средний уровень:
51% - 64%.
Оценка "2" ставится, если ученик не справился с большинством грамматических заданий.
Низкий уровень: менее 50%
Словарный диктант.
Оценка «5» – работа без ошибок.
Оценка «4» – 1 ошибка и 1 исправление.
Оценка «3» – 2 ошибки и 1 исправление.
Оценка «2» – 3–5 ошибок.
Ошибкой считается любая допущенная орфографическая ошибка, включая пропуск и замену
букв.
Изложения и сочинения.
К работам творческого характера относятся свободный диктант, изложение, сочинение,
рассказ по картинкам, личному опыту и т.д. на начальной ступени школы все творческие
работы носят обучающий характер, поэтому отрицательные оценки за них не выставляются.
Во 2 классе за обучающие изложения и сочинения выставляется одна отметка с учѐтом
содержания, речевого оформления и грамотности написания слов.
Оценка "5" ставится: а) по содержанию и речевому оформлению:
правильное и
последовательное воспроизведение авторского текста, логически последовательное
раскрытие темы, отсутствие фактических ошибок, богатство словаря, правильность речевого
оформления (допускается 1 речевая неточность); б) грамотность:
нет грубых
орфографических и пунктуационных ошибок; допускается 1 -2 исправления.
Оценка "4" ставится: а) по содержанию и речевому оформлению: правильное и достаточно
полное воспроизведение авторского текста, раскрыта тема, но имеются незначительные
нарушения последовательности изложения мыслей;
допускается 1-2 речевых или
фактических недочета, или недочѐт в содержании и построении текста. б) грамотность: 1-2
орфографические и 1-2 пунктуационные ошибки, 1-2 исправления.
Оценка "3" ставится: а) по содержанию и речевому оформлению: имеются отступления от
авторского текста; отклонение от темы; допущены отдельные нарушения в
последовательности изложения мыслей, в построении 1-2 предложений; беден словарь;
6

имеются речевые неточности; 3-5 речевых недочетов в содержании и построении текста. б)
грамотность: 3-5 орфографических и не более 2 пунктуационных ошибок, 1-2 исправления.
Оценка «2» ставится: а) по содержанию и речевому оформлению: работа не соответствует
теме; имеются значительные отступления от авторского текста; много фактических
неточностей; нарушена последовательность изложения мыслей; отсутствует связь между
частями работы, отдельными предложениями; словарь однообразен; более 6 речевых
недочетов и ошибок в содержании и построении текста; б) грамотность: более 5
орфографических и 3-4 пунктуационных ошибок, 3-5 исправлений.
Контрольное списывание.
Оценка "5" ставится: нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно, в соответствии с
требованиями каллиграфии письма.
Оценка «4» –1 ошибка или 1-2 исправления (2 - 4 кл.);
Оценка «3» –2-3 ошибки и 1 исправление (2 - 4 кл.);
Оценка «2» – 4 и более ошибок (2 - 4 кл.);
За ошибку в списывании считается практически любая допущенная ошибка орфографического
и пунктуационного характера. За одну ошибку в списывании считаются те же варианты
недочетов, которые даны для оценивания диктантов.

Основное содержание учебного предмета
Виды речевой деятельности Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения.
Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в
предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по
вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного
решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи.
Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.
Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с
учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого
этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение,
благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной
интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого
материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование
простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение
содержащейся в тексте информации
Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учѐтом гигиенических требований к
этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными
правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов
(подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по
интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных
картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и
т.п.).
Обучение грамоте Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его
значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов,
различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов.
Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определѐнной модели. Различение
гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твѐрдых и мягких,
звонких и глухих. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги.
Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом
обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твѐрдости-мягкости согласных
7

звуков. Функция букв е, ѐ, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего
согласного звука. Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв. Чтение.
Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук).
Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей
индивидуальному темпу ребѐнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и
коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания.
Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и
стихотворений. Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми
словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме
под диктовку и при списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев
и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради
и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных
(заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с
соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо
под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением.
Усвоение приѐмов и последовательности правильного списывания текста. Овладение
первичными навыками клавиатурного письма. Понимание функции небуквенных графических
средств: пробела между словами, знака переноса.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа.
Наблюдение над значением слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением:
выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование
предложения в соответствии с заданной интонацией.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:
• раздельное написание слов;
• обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);
• прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
• перенос слов по слогам без стечения согласных;
• знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его
прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии
сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных
слов.
Систематический курс Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков.
Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твѐрдых
согласных звуков, определение парных и непарных по твѐрдости-мягкости согласных звуков.
Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по
звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественнойхарактеристики звука:
гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твѐрдый — мягкий,
парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на
слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое)
ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение
звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного
языка. Фонетический анализ слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твѐрдости и мягкости согласных
звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ. Установление соотношения звукового
и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ѐ, ю, я; в
словах с непроизносимыми согласными. Использование небуквенных графических средств:
пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в
пределах изученного). Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность.
Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
8

Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение
которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с
помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о
прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах.
Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова».
Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение
однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями.
Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки,
суффикса (постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов.
Представление о значении суффиксов и приставок.Образование однокоренных слов помощью
суффиксов и приставок.Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с
чередованием согласных в корне.Разбор слова по составу.
Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имѐн
существительныходушевлѐнных и неодушевлѐнных по вопросам кто?и что? Выделение имѐн
существительных собственных и нарицательных. Различение имѐн существительных
мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная
форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение
падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых
(синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имѐн существительных к 1, 2, 3-му
склонению. Словообразование имѐн существительных.Морфологический разбор имѐн
существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам,
числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени
прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени
прилагательного. Словообразование имѐн прилагательных.Морфологический разбор имѐн
прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и
употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного
числа. Склонение личных местоимений.
Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи
количественных и порядковых числительных.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределѐнная форма глагола. Различение
глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по
временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в
настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения І и ІІ спряжения глаголов
(практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.
Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический
разбор глаголов.
Наречие. Значение и употребление в речи.
Предлог.Знакомство с наиболее употребительными предлогами.Функция предлогов:
образование падежных форм имѐн существительных и местоимений. Отличие предлогов от
приставок.
Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.
Частица. Частица не, еѐ значение.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и
различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса.
Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и
побудительные;
по
эмоциональной
окраске
(интонации):
восклицательные
и
невосклицательные.
9

Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое.
Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи
смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения
распространѐнные и нераспространѐнные. Синтаксический анализ простого предложения с
двумя главными членами. Нахождение однородных членов и самостоятельное составление
предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления
в предложениях с однородными членами. Нахождение в предложении обращения (вначале, в
середине или в конце предложения).
Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных
предложений.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование
разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове.
Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания и пунктуации:
• сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щув положении под ударением;
• сочетания чк—чн, чт, нч, щни др.;
• перенос слов;
• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
• проверяемые безударные гласные в корне слова;
• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
• непроизносимые согласные;
• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);
(непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова
• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
• разделительные ъ и ь;
• мягкий знак после шипящих на конце имѐн существительных (речь, рожь, мышь);
• соединительные о и е, в сложных словах (самолѐт, вездеход)
• е и ив суффиксах имен существительных (ключик — ключика, замочек-замочка).
• безударные падежные окончания имѐн существительных (кроме существительных на -мя, ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
• безударные падежные окончания имѐн прилагательных;
• раздельное написание предлогов с именами существительными;
• раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
• раздельное написание частицы не с глаголами;
• мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единственного числа (читаешь,
учишь);
• мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;
• безударные личные окончания глаголов;
• раздельное написание предлогов с другими словами;
• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;
• знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;
• запятая при обращении в предложениях;
• запятая между частями в сложном предложении.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит
общение? Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного
мнения, его аргументация с учѐтом ситуации общения. Овладение умениями ведения
разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение
нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание,
извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью
средств ИКТ. Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное
монологическое высказывание на определѐнную тему с использованием разных типов речи
(описание, повествование, рассуждение). Текст. Признаки текста. Смысловое единство
10

предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев). Комплексная работа над структурой текста:
озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев). План
текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по
предложенным и самостоятельно составленным планам. Типы текстов: описание,
повествование, рассуждение, их особенности. Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учѐтом точности,
правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах
синонимов и антонимов. Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без
заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с
элементами
сочинения;
сочинение-повествование,
сочинение-описание,
сочинениерассуждение.
Слова с непроверяемыми написаниями: Алфавит, апрель, берѐза, быстро, вдруг, ветер,
город, декабрь, дорога, до свидания, жѐлтый, завод, здравствуйте, земляника, извините, иней,
капуста, картина, коньки, лопата, лягушка, магазин, малина, мебель, месяц, метро, молоток,
морковь, мороз, народ, ноябрь, обед, обезьяна, облако, одежда, октябрь, осина, отец, платок,
посуда, рисунок, родина, Россия, русский, сапоги, сахар, сентябрь, скоро, снегирь, спасибо,
стакан, суббота, товарищ, топор, улица, урожай, фамилия, февраль, шѐл, щавель, яблоня,
ягода, январь.

Тематическое планирование
№ п/п
1

2

Тема
Наша речь (3 ч.)
Виды речи.
Требования к речи.
Диалог и монолог.

Основные виды учебной деятельности:
Воспринимать и понимать звучащую речь. Знание,
что предложение является единицей речи,
выражающей
законченную
мысль;
умение
оформлять на письме начало и конец предложения,
соблюдать правильную интонацию при устных
высказываниях; составлять предложения; умение
устанавливать связь между словами в предложении
при помощи вопросов. Собирать требуемую
информацию
из
указанных
источников;
фиксировать результаты разными способами;
сравнивать и обобщать информацию. Отличать
диалог от монолога, используя их в речи.
Участвовать в учебном диалоге. Составлять по
рисункам диалог и монолог. Оценивать результаты
выполненного задания. Умение ориентироваться в
целях, задачах, средствах и условиях общения
,выбирать адекватные языковые средства для
успешного решения коммуникативных задач при
составлении
несложных
монологических
высказываний и письменных текстов. Планировать
,контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями
её реализации ,определять наиболее эффективные
способы
достижения
результата.
Проявлять
готовность слушать собеседника.

Отличать текст от других записей по его признакам.
Текст (3 ч)
Текст. Признаки текста. Осмысленно читать текст. Составлять текст по
Тема и главная мысль заданной теме. Выделять части текста и
11

3

4

текста.
Части
текста. обосновывать
правильность
их
выделения.
Построение
текста. Составление рассказа по рисунку и опорным словам.
Воспроизведение текста.
Перечислять признаки текста. Анализировать текст ,
находить его главную мысль и тему текста.
Подбирать заголовок к тексту. Обсуждать тему
текста. Составлять небольшие тексты по рисунку, на
заданную тему, по данному началу и концу. Умение
ориентироваться в целях, задачах, средствах и
условиях общения, выбирать адекватные языковые
средства для успешного решения коммуникативных
задач при составлении несложных монологических
высказываний и письменных текстов. Принимать и
осваивать социальную роль обучающегося, мотивы
учебной деятельности и личностный смысл учения.
Проявлять
готовность
слушать
собеседника.
Соотносить текст и заголовок. Подбирать заголовок к
заданному тексту. Знание того, что правильная
устная и письменная речь, показатель общей
культуры и гражданской позиции человека.
Различать слова, словосочетания и предложения.
Предложение (11 ч)
Предложение.
Знаки Умение вычленять предложения из потока речи;
препинания
конца составлять предложения по деформированному
предложения
тексту; оформлять предложения в письменной речи.
(вопросительный,
Распознавать
разновидность
предложения.
восклицательный
знаки, Обосновывать выбор знака препинания в конце
точка).
Члены предложения. Написание заглавной буквы в начале
предложения.
предложения. Умение составлять предложения из
Распространённые
и одного или нескольких слов. Находить главные
нераспространенные
члены
предложения.
Обозначать
графически
предложения.
грамматическую
основу.
Различать
Связь слов в предложении. распространенные
и
нераспространенные
предложения. Составлять распространенные и
нераспространенные предложения.
Определять значение слова по толковому словарю.
Слова, слова, слова…(17
Объяснять лексическое значение слова. Находить в
ч)
Слово и его значение. тексте незнакомые слова. Классифицировать слова по
Однозначные
и тематическим группам. Распознавать многозначные
многозначные
слова. слова, слова в прямом и переносном значениях.
Прямое и
переносное Наблюдение над этимологией слова лопата. Работать
значение слов.
с толковым и орфографическим словарями.
Синонимы и антонимы. Распознавать синонимы, антонимы, формировать
Однокоренные
слова. умения
работать
со
словарём
синонимов,
Корень
слова
(первое способствовать
запоминанию
правописания
представление). Выделение словарных слов: синонимы, осина. Подбирать к слову
корня в однокоренных синонимы, антонимы. Находить однокоренные слова
словах. Слог. Ударение. в тексте и среди других слов. Выделять корень в
Перенос слова. Ударение однокоренных словах. Доказывать правильность
словесное и логическое. выделения корня в однокоренных словах. Делить
Перенос слова по слогам.
слова на слоги. Определять количество слогов в
слове. Классифицировать слова по количеству в них
слогов. Определять ударение в слове. Различать
ударные и безударные слоги. Наблюдать над
12

5

Звуки и буквы (60 ч)
Звуки и буквы (повторение,
уточнение).
Русский
алфавит,
или
Азбука.
Гласные
звуки.
Правописание
слов
с
безударным
гласным
звуком в корне слова.
Согласные
звуки.
Согласный звук [й] и буква
«и краткое». Слова с
удвоенными согласными.
Твердый
и
мягкий
согласные звуки и буквы
для
их
обозначения.
Буквосочетания «чк, чн, чт,
щн, нч». Буквосочетания
жи—ши, ча—ща, чу—щу.
Звонкие и глухие согласные
звуки (парные и непарные)
и их обозначение буквами.
Разделительный
мягкий
знак (ь).

разноместностью
и
подвижностью
русского
ударения. Переносить слова по слогам. Знание
правила деления слов на слоги.
Различать звуки и буквы. Распознавать условные
обозначения звуков речи. Сопоставлять звуковое и
буквенное обозначения слов. Называть буквы
правильно и располагать их в алфавитном порядке.
Классифицировать буквы по сходству в их названии,
по характеристике звука. Определять положение
заданной буквы в алфавите, называть соседние буквы
по отношению к заданной букве. Находить в слове
гласные буквы. Правильно произносить гласные
звуки. Объяснять причины разного количества звуков
и букв в слове. Наблюдать, из каких языков пришли в
нашу речь слова. Определять безударный гласный в
слове и его место в слове. Находить в двусложных
словах букву безударного гласного звука, написание
которой надо проверить. Знание, что в ударном и
безударном слогах звуки обозначаются одной и той
же буквой. Знание правила проверки безударных
гласных. Уметь распознавать ед. и мн. число.
Различать проверочное и проверяемое слова.
Подбирать проверочные слова путем изменения
формы слова и подбора однокоренных слов.
Объяснять правописание слова с безударным
гласным в корне. Умение самостоятельно объяснять
написание гласных, проверяемых
ударением.
Различать
проверяемые
и
непроверяемые
орфограммы. Запоминать написание непроверяемой
орфограммы, работать с орфографическим словарем
учебника. Умение объяснять написание гласных, не
проверяемых ударением. Находить в слове согласные
звуки. Правильно произносить согласные звуки.
Различать
согласные
звуки
и
буквы,
их
обозначающие. Знание отличительных признаков
согласных звуков и букв. Наблюдать над
произношением и правописанием слов с удвоенными
согласными. Использовать правила переноса слов с
удвоенными согласными. Определять и правильно
произносить твердые и мягкие согласные. Различать
твердые и мягкие согласные. Объяснять как
обозначена мягкость согласных на письме.
Обозначать мягкость согласных звуков на письме
буквами и, е, ё, ю, я, ь. Подбирать примеры слов с
мягким знаком. Переносить слова с мягким знаком.
Различать непарные мягкие шипящие звуки.
Находить в словах буквосочетания чн, чк, щн, нч, нщ,
подбирать примеры слов с такими сочетаниями.
Соблюдать в речи правильное орфоэпическое
произношение слов с сочетаниями чн, чт. Работать с
орфоэпическим словарём. Различать непарные
твёрдые и мягкие шипящие звуки. Находить в словах
13

6

Части речи (52 ч)
Части
речи.
Имя
существительное.
Одушевленные
и
неодушевленные
имена
существительные.
Собственные
и
нарицательные
имена
существительные.
Число
имен
существительных.
Глагол. Глагол как часть
речи. Число глагола. Текстповествование и роль в нем
глаголов.
Имя
прилагательное.
Имя
прилагательное как часть
речи.
Единственное
и
множественное число имен
прилагательных.
Текстописание и роль в нем имен
прилагательных.
Местоимение.
Личное
местоимение как часть
речи. Текст-рассуждение.
Предлоги.

буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, подбирать
примеры слов с такими буквосочетаниями. Умение
писать сочетания жи-ши, ча–ща, чу –щу. Различать
непарные твёрдые и мягкие шипящие звуки.
Находить в словах буквосочетания жи-ши, ча-ща, чущу,
подбирать
примеры
слов
с
таким
буквосочетаниями. Умение писать сочетания жи-ши,
ча–ща,
чу–щу,
отработать
до
автоматизма
безошибочное
написание
слов
с
данными
сочетаниями. Знание правила проверки парных
согласных на конце слова. Находить в словах букву
парного согласного звука, написание которой надо
проверять. Знание правила проверки парных
согласных на конце слова и перед согласным,
выполнять звуко-буквенный анализ слова. Различать
проверочное и проверяемое слова. Подбирать
проверочные слова путем изменения формы слова и
подбора однокоренных слов.
Соотносить слова-названия, вопросы, на которые они
отвечают, с частями речи. Выявлять слова, которые
обозначают предметы. Умение различать предмет и
слово как часть речи; умение соотносить вопросы
КТО? и ЧТО? и слово – название предмета. Находить
имена существительные среди слов по правилу.
Знание, что такое имя существительное; умение
находить его в предложении; знание, что слово
способно назвать все в окружающем мире. Различать
имена существительные по вопросам «кто?», «что?».
Познакомиться с терминами «одушевлённые имена
существительные» и «неодушевлённые имена
существительные». Познакомиться с терминами
«имена
собственные»
и
«нарицательные».
Упражняться в написании имён собственных. Знание
правил правописания заглавных букв в именах
собственных; умение отличать имена собственные от
нарицательных. Умение выделять из речи имена
собственные,
обозначающие
географические
названия, и писать их с заглавной буквы. Различать
имена существительные в единственном и во
множественном числе. Менять число имён
существительных. Наблюдать за словами. Выявлять
слова, которые обозначают действие предмета.
Умение сопоставлять вопрос и значение слова;
самостоятельно сделать вывод: слова, отвечающие на
вопросы ЧТО ДЕЛАЮТ? ЧТО ДЕЛАЕТ? обозначают
действие предмета. Распознавать глагол среди других
частей речи по лексическому значению и вопросу.
Распознавать глаголы, употреблённые в прямом и
переносном значении. Определять, каким членом
предложения является глагол в предложении.
Наблюдать за изменением глагола по числам. Знание
понятия «глагол». Знание вопросов, на которые
14

7

Повторение (5ч)

отвечают глаголы в ед. числе и во мн. числе.
Способствовать формированию умения писать
частицу не раздельно с глаголом. Распознавать текстповествование. Наблюдать над ролью глаголов в
повествовательном тексте. Выявлять слова, которые
обозначают
признак
предмета.
Умение
самостоятельно распространять предложения с
помощью слов, обозначающих признак предмета.
Наблюдать за связью имён прилагательных с
именами
существительными.
Знакомство
с
прилагательными, близкими и противоположными по
значению. Наблюдать за изменением имён
прилагательных по числам. Знание смыслового
значения имен прилагательных; умение изменять
имена
прилагательные
по
числам;
знание
зависимости имени прилагательного от имени
существительного. Распознавать текст-описание.
Наблюдать над ролью имён прилагательных в текстеописании. Распознавать личные местоимения среди
других слов и в предложении. Различать
местоимения и имена существительные. Заменять
повторяющиеся в тексте имена существительные
личными местоимениями. Распознавать текстрассуждение. Создавать устные и письменные
тексты-рассуждения. Выяснить роль предлогов в
речи. Умение оформлять предложения на письме;
систематизировать знания о предлогах.
Повторить, обобщить и закрепить знания о типах
текста, распознавать текст –описание, текст –
рассуждение, составить рассказ по репродукции
картины. Повторить, обобщить и закрепить знания о
предложении, знаках препинания; создать условия
для распознавания диалога и монолога, объяснение
орфограмм. Повторить, обобщить и закрепить знания
о слове, синонимах; распознавать многозначные
слова и слова в переносном значении, определять
лексическое значение слов. Повторить, обобщить и
закрепить
знания
о
частях
речи,
имени
существительном, составить рассказ об имени
существительном по плану. Повторить, обобщить и
закрепить
знания
о
частях
речи,
имени
прилагательном, составить рассказ об имени
прилагательном по плану, подбор синонимов.
Повторить, обобщить и закрепить знания частях речи
,глаголе ,местоимении, составить рассказ о глаголе
по плану, подбор синонимов, нахождение в тексте
местоимений. Повторить, обобщить и закрепить
знания о звуках и буквах, выполнять звуко–
буквенный анализ, деление слов на слоги,
располагать буквы и слова в алфавитном порядке.
Использовать алгоритм и правило для проверки
безударных гласных в корне слова. Знание правил
15

написания гласных и согласных, стоящих в слабой
позиции; умение подбирать проверочные слова.
Отработать алгоритм написания парных согласных в
корне слова. Знание правил написания гласных и
согласных, стоящих в слабой позиции; умение
подбирать проверочные слова. Отработать алгоритм
написания гласных и согласных, стоящих в слабой
позиции. Знание правописание слов на изученные
темы.

Учебно-методического и материально-технического обеспечения
образовательной деятельности.
1. Канакина, В. П. Русский язык. Рабочие программы. 1–4 классы : пособие для учителей
общеобразоват. организаций / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, М. В. Бойкина, М. Н.
Дементьева, Н. А. Стефаненко. – М. : Просвещение, 2014.
2. Канакина, В. П. Русский язык. 1-4 класс : учеб.дляобщеобразоват. организаций с прил. на
электрон. носителе : в 2 ч. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М. : Просвещение, 2014.
3. Канакина, В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 1-4 класс : пособие для учащихся
общеобразоват. организаций : в 2 ч. / В. П. Канакина. – М. : Просвещение, 2014.
4. Канакина, В. П. Русский язык. 1–4 классы : сборник диктантов и самостоятельных работ / В.
П. Канакина, Г. С. Щеголева. – М. : Просвещение, 2014
5. Интернет-ресурсы.
http://www.proshkolu.ru
http://pedsovet.org
http://www.k-yroky.ru/load/73-1-0-5219
http://www.deti-66.ru/forteachers/educstudio/presentation/918.html
6. Интерактивная доска
7. Ноутбук
8. Колонки

.

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».