АРП 6.3 Адаптивная физкультура 2 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА № 7 Г.ФЕОДОСИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»
РАССМОТРЕНО
на заседании методического
объединения (протокол №1
от 30.08.2022г.)
Руководитель ШМО
________В.М. Плотникова

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
______________
Е.А. Хлюбко
30.08.2022 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор
___________________
С.А.Хачатрян
(приказ №287 от
31.08.2022г.)

Адаптированная рабочая программа
учебного предмета «Адаптивная физическая культура»
для умственно отсталых обучающихся с нарушениями
опорно-двигательного аппарата (НОДА)
(вариант 6.3)
2 класс

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего
образования обучающихся с НОДА (решение Федерального учебно-методического
объединения по общему образованию от 22.12.2015 г. протокол №4/15)

Срок реализации – 1 год

Учитель: Грибова С.Т.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа по адаптивной физической культуре для
умственно отсталых детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) во 2
классе составлена на основе следующих документов:
1. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями);
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ)
(приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. №1598);
3. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального
общего образования обучающихся с НОДА (решение Федерального учебно-методического
объединения по общему образованию от 22.12.2015 г. протокол №4/15).
Степень тяжести двигательных нарушений, сочетающаяся с психологическими
признаками повреждения ЦНС и возможной патологией анализаторов, может быть
различной. Среди обучающихся есть школьники, которые передвигаются самостоятельно,
у них недостаточно развита манипулятивная деятельность, могут наблюдаться
патологические позы, нарушения походки, гиперкинезы и др. Некоторые дети
передвигаются с помощью специальных вспомогательных средств (трости, костыли,
ходунки и др.), у них так же нарушена манипулятивная функция. Обучающиеся, не
имеющие возможность самостоятельно ходить, передвигаются с посторонней помощью в
колясках, их манипулятивная деятельность ограничена. Последовательность и темп
созревания всех двигательных функций ведёт к задержке формирования произвольных
двигательных актов, неспособности произвольно управлять процессом мышечного
движения.
Познавательная сфера таких обучающихся характеризуется недоразвитием
познавательных интересов, которое выражается в том, что они меньше, чем их нормативно
развивающиеся сверстники, испытывают потребность в познании. В результате чего эта
категория школьников получают неполные, а порой искаженные представления об
окружающем, их опыт крайне беден.
Учащимся с НОДА и интеллектуальной недостаточностью требуется значительно
больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал (картину, текст и т.п.).
Замедленность восприятия усугубляется еще и тем, что из-за умственного недоразвития
они с трудом выделяют главное, не понимают внутренние связи между частями,
персонажами
и
пр.
Поэтому
восприятие
их
отличается
и
меньшей
дифференцированностью. Отмечается также узость объема восприятия.
Также возможны трудности восприятия пространства и времени, что мешает
школьникам с НОДА и интеллектуальной недостаточностью ориентироваться в
окружающем. Особую трудность представляет для них различение оттенков цвета. Из-за
несовершенства анализа затруднено формирование целостного образа предметов. Выделяя
в предметах отдельные их части, они не устанавливают связи между ними, поэтому
затрудняются составить представление о предмете в целом.
Отличительной чертой мышления учащихся, имеющих сочетание НОДА и
интеллектуальной недостаточности, может быть некритичность, невозможность
самостоятельно оценить свою работу.
Адаптивная физическая культура рассматривается как часть общей культуры,
подсистема физической культуры, одна из сфер социальной деятельности, направленная на
удовлетворение потребности лиц с ограниченными возможностями в двигательной
активности и интеллектуальном развитии, восстановлении, укреплении здоровья,
личностного развития, самореализации физических и духовных сил в целях улучшения
качества жизни, социализации и интеграции в общество.
и формирования полноценной личности, включая физкультурное воспитание.

Методика адаптивной физической культуры имеет существенные отличия,
обусловленные аномальным развитием физической и психической сферы ребенка. Медикофизиологические и психологические особенности детей разных нозологических групп,
типичные и специфические нарушения двигательной сферы, специально-методические
принципы работы с данной категорией детей, коррекционная направленность
педагогического процесса определяют концептуальные подходы к построению и
содержанию частных методик адаптивной физической культуры.
Значительная часть обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата это
дети с последствиями детского церебрального паралича (ДЦП), которые имеют
множественные двигательные расстройства:
 нарушения мышечного тонуса,
 спастичность, ригидность (напряжение тонуса мышц-антагонистов и агонистов),
гипотонию мышц конечностей и туловища, ограничение или невозможность произвольных
движений (парезы и параличи), гиперкинезы (непроизвольные насильственные движения),
синкинезии (непроизвольные содружественные движения, сопровождающиеся
выполнением активных произвольных движений),
 тремор пальцев рук и языка, нарушение равновесия и координации движений
(атаксия), нарушение мышечно-суставного чувства, чувства позы, положение собственного
тела в пространстве.
Часто двигательные расстройства сопровождаются нарушением зрения,
вестибулярного аппарата, речи, психики и других функций. Различают три степени тяжести
дефекта: легкую, среднюю, тяжелую.
Дети с поражением спинного мозга характеризуются полной или частичной утратой
произвольных движений, различных видов чувствительности, расстройствами функции
тазовых органов.
Цель образовательной коррекционной работы
- стремление к нормализации двигательной деятельности, способствующей, ускорению
социальной реабилитации детей. Достижение такого уровня развития двигательных
навыков, который даст возможность минимально зависеть от посторонней помощи, вести
более активный образ жизни, общаться с другими людьми.
Общая характеристика учебного предмета
Общие задачи (образовательные, воспитательные, развивающие):
 укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию,
повышению сопротивляемости организма к неблагоприятным условиям внешней среды;
 обучение основам техники движений, формированию жизненно необходимых
навыков и умений;
 развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей;
 формирование необходимых знаний в области физической культуры личности;
 воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими
упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения
работоспособности;
 воспитание нравственных и волевых качеств, приучение к ответственности за
свои поступки, любознательности, активности и самостоятельности.
Специфические задачи (коррекционные, компенсаторные, профилактические):
 коррекция техники основных движений - ходьбы, перемещение на коляске, бега,
перелезания, метания, мелкой моторики рук, симметричных и ассиметричных движений;
 коррекция и развитие координационных способностей - согласованности
движений отдельных звеньев тела, при выполнении физических упражнений, ориентировки
в пространстве, дифференцировки усилий, времени и пространства, расслабления, быстроты
реагирования на изменяющиеся условия, равновесия, ритмичности, точности движений,
мышечно-суставного чувства, зрительно-моторной координации и др.;

 коррекция и развитие физической подготовленности - мышечной силы,
элементарных форм скоростных, скоростно-силовых качеств, ловкости, выносливости,
подвижности в суставах;
 компенсация утраченных или нарушенных функций, формирование новых
видов движений за счет сохранных функций в случае невозможности коррекции;
 профилактика и коррекция соматических нарушений, осанки, сколиоза,
плоскостопия, дыхательной и сердечно-сосудистой систем, профилактика простудных и
инфекционных заболеваний, травматизма, микротравм;
 коррекция и развитие сенсорных систем: дифференцировка зрительных и
слуховых сигналов по силе, расстоянию, направлению; развитие зрительной и слуховой
памяти; развитие устойчивости к вестибулярным раздражениям; дифференцировка
тактильных ощущений, кожно-кинестетических восприятий и т.п.;
 коррекция психических нарушений в процессе деятельности – зрительнопредметного и зрительно-пространственного восприятия, наглядно-образного мышления,
памяти, внимания, речи, воображения, эмоционально-волевой сферы и т.п.
Место учебного предмета АФК в учебном плане.
Адаптированная рабочая программа по адаптивной физической культуре (вариант 6.3)
во 2 классе рассчитана на 102 часа в год, 1,5 часа в неделю. При обучении на дому
количество аудиторных занятий составляет 50% от общего количества часов, 50% часов
выносится на самостоятельное изучение.
В соответствии с Примерной АООП длительность уроков 40 минут.
Описание ценностных ориентиров содержания
Индивидуальное занятие направлено на обучение произвольному и дозированному
напряжению и расслаблению мышц, нормализации координации, опорности и равновесия,
снижение повышенного мышечного тонуса и устранение патологических синкинезий,
предупреждение и борьбу с контрактурами, увеличение амплитуды движений и мышечной
силы, выработку компенсаторных навыков.
Индивидуальные занятия по двигательной коррекции распределяются по
необходимости в зависимости от степени тяжести заболевания, объема оперативного
вмешательства, отсутствия навыков самообслуживания и возможности самостоятельного
передвижения.
Учащиеся, имеющие среднюю и тяжелую степени заболеваний, также посещают уроки
адаптивной физкультуры, которые проводятся согласно расписанию в учебное время. Для
тех, у кого выявляются наиболее тяжелые нарушения, объем учебного материала в процессе
может быть изменен. Необходимость АФК (двигательная коррекция) конкретно для
каждого ученика определяет врач по лечебной физкультуре, невропатолог, ортопед.
Планируемые результаты освоения предмета
Личностные результаты:
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла
учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представления о нравственных нормах;
- развитие этических качеств доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не
создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Предметные результаты:

-формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для
укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее
позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное,
социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и
социализации;
-овладение умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим
дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
-взаимодействие со сверстниками по правилам поведения подвижных игр и
соревнований;
-выполнение технических действий из базовых паралимпийских видов спорта,
применение их в игровой деятельности.
Минимальный уровень:
- представления о физической культуре как средстве укрепления здоровья,
физического развития и физической подготовки человека;
- представления о правильной осанке;
- о видах стилизованной ходьбы;
- о корригирующих упражнениях в постановке головы, плеч, позвоночного столба,
положения тела (стоя, сидя, лёжа), упражнениях для укрепления мышечного корсета;
-представления о двигательных действиях; знание строевых команд; умение вести
подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;
-представления об организации занятий по физической культуре с целевой
направленностью на развитие быстроты, выносливости, силы, координации;
- представление о видах двигательной активности, направленных на преимущественное
развитие основных физических качеств в процессе участия в подвижных и спортивных
играх;
- представления о способах организации и проведения подвижных и спортивных игр и
элементов соревнований со сверстниками;
- представления о спортивных традициях своего народа и других народов;
- понимание особенностей известных видов спорта, показывающих человека в
различных эмоциональных состояниях;
- знакомство с правилами, техникой выполнения двигательных действий;
- представления о бережном обращении с инвентарём и оборудованием, соблюдение
требований техники безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных
мероприятиях.
Достаточный уровень:
-знания о физической культуре как средстве укрепления здоровья, физического
развития и физического совершенствования человека; выполнение комплексов упражнений
для формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развития основных
физических качеств;
- участие в оздоровительных занятиях в режиме дня (физкультминутки);
- знание видов двигательной активности в процессе физического воспитания;
-выполнение двигательных действий;
- умение подавать строевые команды, вести подсчёт при выполнении
общеразвивающих упражнений.
-знание организаций занятий по физической культуре с различной целевой
направленностью: на развитие быстроты, выносливости, силы, координации;
-знание физических упражнений с различной целевой направленностью, их
выполнение с заданной дозировкой нагрузки;
- знание видов двигательной активности, направленных на преимущественное развитие
основных физических качеств в процессе участия в подвижных играх и эстафетах;
-знание форм, средств и методов физического совершенствования;

- умение оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам в
процессе участия в подвижных играх и соревнованиях;
-знание спортивных традиций своего народа и других народов;
- знание некоторых фактов из истории развития физической культуры, понимание её
роли и значения в жизнедеятельности человека;
- знание способов использования различного спортивного инвентаря в основных видах
двигательной активности;
-знание правил, техники выполнения двигательных действий;
-знание правил бережного обращения с инвентарём и оборудованием;
-соблюдение требований техники безопасности в процессе участия в физкультурноспортивных мероприятиях.
Ввиду особенностей детей с ОВЗ и интеллектуальной недостаточности по учебному
предмету «Адаптивная физическая культура» система оценивания в ходе промежуточной
аттестации осуществляется по системе усвоил/не усвоил на основании индивидуальных
достижений учащегося.
Основное содержание учебного предмета
Учебный материал составлен с учетом физического и уровня интеллектуального
развития, моторики, соматического состояния учащихся данного типа школы. Он дает
возможность оказывать избирательное воздействие на различные дефекты в элементарных
движениях учеников и содействует развитию способности организовать сложные
двигательные комплексы, особенно те, которые необходимы в учебной и трудовой
деятельности.
Весь материал условно разделен на следующие разделы: основы знаний, развитие
двигательных способностей (ОФП), профилактические и корригирующие упражнения,
гимнастика с элементами акробатики, подвижные и спортивные игры, легкая атлетика.
Профилактические и корригирующие упражнения составлены таким образом, чтобы была
возможность избирательного воздействия на ослабленные и спастические группы мышц с
целью коррекции нарушенных двигательных функций. В самостоятельный подраздел
вынесены дыхательные упражнения для расслабления мышц, для формирования функций
равновесия, вертикализации, поддержание подвижности суставов, для формирования свода
стоп (их подвижности и опороспособности), а также упражнения для развития
пространственной ориентировки и точности движений.
Упражнения этих подразделов в силу особой значимости должны быть включены в
каждый урок. Независимо от общих задач и содержания его основной части.
2. Раздел «Развитие двигательных способностей (ОФП)» направлен на развитие
физических качеств и на формирование возрастных локомоторно-статических функций,
необходимых, прежде всего в быту, в учебном процессе и трудовой деятельности, в нем
выделены подразделы: построения и перестроения, ходьба и бег, перелизанные и пере
ползание, ритмические и танцевальные упражнения. Упражнения с предметами в силу их
особого значения для детей, вынесены в данный раздел и представлены большим
практическим материалом, который необходимо освоить с учениками для обогащения их
двигательного опыта. Это упражнения с гимнастическими палками, малыми мячами, с
флажками, обручами. При прохождении программы особое внимание нужно уделять
формированию правильной, устойчивой ходьбе, с индивидуальной коррекцией дефектов
походки.
3. Из подвижных игр в настоящую программу включены наиболее распространенные
игры среди младшего школьного возраста, проводить которые можно по упрощенным
правилам в зависимости от состава класса, а также спортивные игры бочча, напольный
теннис.
4.Раздел «Легкая атлетика» включает: бег на колясках, метание малого мяча, толкание
набивного мяча.

5. Раздел «Гимнастика с элементами акробатики» включает: упоры, седы, группировка,
лежа на спине, перекаты в группировке вперед-назад, вправо-влево; ОРУ
(общеразвивающие упражнения) на развитие силы мышц туловища и плечевого пояса и
мышц нижних конечностей.
Система адаптивной физической культуры направлена на обеспечение рациональной
организации двигательного режима обучающихся, улучшение функциональных
двигательных возможностей всех возрастов, повышение адаптивных возможностей
организма, сохранение и поддержание здоровья обучающихся и формирование культуры
здоровья.
Сложившаяся система включает:
- полноценную и эффективную работу с учащимися на уроках АФК
- рациональную организацию на уроках АФК
- организацию утренней зарядки, физкультминуток на уроках способствующих
эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности.
Основная форма организации учебного процесса – урок.
Учебно-тематический план по АФК
Вид программного материала

№ п/п

Кол-во асов

1.

Общая физическая подготовка

25

2.

Гимнастика с элементами акробатики

24

3.

Подвижные игры

29

4.

Легкоатлетические упражнения

24

Итого

102

Основы
знаний.
Теоретические
сведения.

Теоретические сведения.
Коррекционная
Требования
к
уровню
подготовки направленность
учащихся.
Ориентироваться в понятиях физическая
культура. Знать правила поведения в
спортивном зале. Требования к спортивной
форме. Понимать роль и значение уроков
АФК и занятий спортом для укрепления
здоровья.

Развитие
двигательных
способностей
(ОФП).

Организационные команды и приемы.
Основные виды
передвижения.
Основные
исходные
положения. Элементы строевой подготовки.
Развитие
силы,
гибкости,
общей
подвижности.
ОРУ без предметов, с предметами.
Развитие координационных способностей,
основные виды передвижения, Развитие силы
мышц и гибкости.

Дифференцировка
расстояния, глазомер.
Развитие равновесия,
точности движений.
Концентрация
внимания,
двигательная память,
согласованность
движений, усвоение
ритма. Ориентировка
в пространстве.

Требования
к
уровню
подготовки
учащихся.
Знать и уметь правильно принимать
исходные положения, ориентироваться в
пространстве (право, лево, верх, вниз, вперед,
назад).
Знать понятия колонна, шеренга. Знать и
уметь выполнять строевые упражнения,
повороты на месте, передвижения, выполнять
ОРУ с предметами и без.
Профилак
Дыхательная гимнастика. Упражнения
тические
и для формирования правильной осанки.
корригирующие
Упражнения
для
увеличения
упражнения
подвижности
суставов
конечностей.
Упражнения для развития вестибулярного
аппарата.
Упражнения
для
развития
координационных
способностей.
Упражнения для формирования свода стопы
(распределено равными частями в течение
учебного года).
Требования
к
уровню
подготовки
учащихся.
Иметь представления об осанке и
правилах
использования
комплексов
физических упражнений на формирование
правильной осанки.
Выполнять индивидуальные комплексы
корригирующей и дыхательной гимнастики,
общеразвивающие упражнения на развитие
основных физических качеств.

Понимание
механизма
полного
дыхания. Увеличение
глубины
дыхания.
Гибкость
позвоночника,
укрепление
мышечного корсета,
вестибулярная
устойчивость,
координация
движений,
дифференцировка
мышечных
ощущений,
ориентировка
в
пространстве.
Координация
движений
рук,
коррекция осанки.

Гимнастик
Основные исходные положения. Смена
а с элементами исходных положений лежа. Основные
акробатики
движения из исходного положения лежа,
смена направления. Строевые упражнения.
Прикладные упражнения в пере
ползание, в лазанье. Полоса препятствий.
Акробатические упражнения.
Группировка лежа на спине, перекат назад.
Упоры, стойка на коленях. Простые и
смешанные висы.
Упражнения в равновесии.
Требования
к
уровню
подготовки
учащихся.
Знать и уметь:
Принимать
исходные
основные
положения, выполнять основные движения.
Знать и уметь выполнять акробатические
упражнения
группировка,
перекаты,

Согласованность
и ритмичность
движений,
дифференцировка
усилий. Координация
движений, точность
кинестетических
ощущений.
Координация и
ритм движений,
укрепление стопы,
ориентировка в
пространстве.

упражнения
в
равновесии,
иметь
представление о простых и смешанных висах.
Уметь
преодолевать
препятствие
произвольным способом.
Подвижны
ОРУ с большими и малыми мячами.
е и спортивные Подвижные игры: «Напольный теннис»,
игры
«Ручной мяч» (адаптированный).
Элементы игры Бочча.
Техника броска мяча сверху в бочча.
Бросок, ввод мяча на расстояние, на точность
в горизонтальную цель.
ОРУ с большими и малыми мячами.
Передача и ловля мяча в парах и тройках (на
месте). Ведение мяча на месте. Броски в цель.
Требования
к
уровню
подготовки
учащихся.
Уметь удерживать большой мяч, уметь
выполнять основные движения с мячом, иметь
представление о передаче мяча различными
способами, иметь представление о правилах
игры в «бочча» и способах броска мяча
«бочча».
Иметь представление о правилах игры в
«напольный теннис». Техника нападения и
защиты.

Дифференцировка
мышечных
ощущений,
способность
регулировать
положение тела в
пространстве,
различать
и
отмеривать
расстояние. Развитие
силы мышц плечевого
пояса,
координация
движений и дыхания,
переключение
на
расслабление в фазе
отдыха.

Легкая
атлетика

Концентрация
внимания,
двигательная память,
согласованность
движений, усвоение
ритма. Ориентировка
в пространстве.

Передвижение в коляске разного типа.
Техника метание малого мяча, метание в цель,
на дальность.
ОРУ с малым мячом на развитие
координации силы и силовой выносливости.
Требования
к
уровню
подготовки
учащихся.
Знать и уметь метать малый мяч в
вертикальную и горизонтальную цель и на
дальность.

Используемые в рабочей программе сокращения:
АФК – адаптивная физическая культура
ОФП – общая физическая подготовка
Л/А – легкая атлетика
ОРУ – общеразвивающие упражнения
ТБ – техника безопасности
типы/формы урока:
ИНМ – изучение нового материала
ПИМ – повторение изученного материала
ФР – фронтальная работа
ИД – индивидуальная работа
виды/формы контроля:
Т – тест

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
1.
Интернет-ресурсы.
http: //pedsovet.org
http: //www. proshkolu.ru
2.
Ноутбук.
3.
Мячи большой и малый.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».