АРП 6.3 ИЗО 2 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА № 7 Г.ФЕОДОСИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»
РАССМОТРЕНО
на заседании методического
объединения (протокол №1
от 30.08.2022г.)
Руководитель ШМО
________В.М. Плотникова

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
______________
Е.А. Хлюбко
30.08.2022 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор
___________________
С.А.Хачатрян
(приказ №287 от
31.08.2022г.)

Адаптированная рабочая программа
учебного предмета «Изобразительное искусство»
для умственно отсталых обучающихся с нарушениями
опорно-двигательного аппарата (НОДА)
(вариант 6.3)
2 класс

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего
образования обучающихся с НОДА (решение Федерального учебно-методического
объединения по общему образованию от 22.12.2015 г. протокол №4/15)

Срок реализации – 1 год

Учитель: Умерова Л.Н.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству для умственно
отсталых детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) во 2 классе
составлена на основе следующих документов:
1. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями);
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ)
(приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. №1598);
3. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального
общего образования обучающихся с НОДА (решение Федерального учебно-методического
объединения по общему образованию от 22.12.2015 г. протокол №4/15).
Степень тяжести двигательных нарушений, сочетающаяся с психологическими
признаками повреждения ЦНС и возможной патологией анализаторов, может быть
различной. Среди обучающихся есть школьники, которые передвигаются самостоятельно,
у них недостаточно развита манипулятивная деятельность, могут наблюдаться
патологические позы, нарушения походки, гиперкинезы и др. Некоторые дети
передвигаются с помощью специальных вспомогательных средств (трости, костыли,
ходунки и др.), у них так же нарушена манипулятивная функция. Обучающиеся, не
имеющие возможность самостоятельно ходить, передвигаются с посторонней помощью в
колясках, их манипулятивная деятельность ограничена. Последовательность и темп
созревания всех двигательных функций ведёт к задержке формирования произвольных
двигательных актов, неспособности произвольно управлять процессом мышечного
движения.
Познавательная сфера таких обучающихся характеризуется недоразвитием
познавательных интересов, которое выражается в том, что они меньше, чем их нормативно
развивающиеся сверстники, испытывают потребность в познании. В результате чего эта
категория школьников получают неполные, а порой искаженные представления об
окружающем, их опыт крайне беден.
Учащимся с НОДА и интеллектуальной недостаточностью требуется значительно
больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал (картину, текст и т.п.).
Замедленность восприятия усугубляется еще и тем, что из-за умственного недоразвития
они с трудом выделяют главное, не понимают внутренние связи между частями,
персонажами
и
пр.
Поэтому
восприятие
их
отличается
и
меньшей
дифференцированностью. Отмечается также узость объема восприятия.
Также возможны трудности восприятия пространства и времени, что мешает
школьникам с НОДА и интеллектуальной недостаточностью ориентироваться в
окружающем. Особую трудность представляет для них различение оттенков цвета. Из-за
несовершенства анализа затруднено формирование целостного образа предметов. Выделяя
в предметах отдельные их части, они не устанавливают связи между ними, поэтому
затрудняются составить представление о предмете в целом.
Отличительной чертой мышления учащихся, имеющих сочетание НОДА и
интеллектуальной недостаточности, может быть некритичность, невозможность
самостоятельно оценить свою работу.
По степени тяжести нарушений двигательных функций и по сформированности
двигательных навыков учащиеся с НОДА и интеллектуальной недостаточностью
разделяются на две группы:
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству (вариант 6.3) во
2 классе рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю. При обучении на дому количество
аудиторных занятий составляет 50% от общего количества часов, 50% часов выносится на

самостоятельное изучение. В соответствии с Примерной АООП длительность уроков 40
минут.
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ
Изобразительное искусство по своей сути является комплексным и интегративным
учебным предметом. В содержательном плане он предполагает реальные взаимосвязи
практически со всеми предметами начальной школы. Урок изобразительного искусства
обладает уникальными возможностями духовно-нравственного развития личности:
- освоение проблемы гармоничной среды обитания человека позволяет школьникам
получить устойчивые и систематические представления о достойном образе жизни в
гармонии с окружающим миром;
- воспитанию духовности способствует также активное изучение образов и
конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для
мастера;
- ознакомление с народными ремёслами, изучение народных культурных традиций
также имеет огромный нравственный смысл.
Учебный предмет «Изобразительное искусство» обеспечивает реальное включение в
образовательный
процесс
различных
структурных
компонентов
личности
(интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в
их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления
психического и физического здоровья подрастающего поколения
Цели образовательно-коррекционной работы
 Развитие и совершенствование движений и сенсомоторики;
 Развитие зрительного, тактильного, кинестетического, кинезеологического,
барического восприятия
 Развитие зрительной и слуховой памяти и внимания
 Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов и явлений
 Развитие пространственных представлений и ориентации
 Развитие временных представлений
 Развитие мыслительных операций, мышления и умения устанавливать логические
связи между предметами, явлениями, событиями.
Цель программы – формирование духовной культуры личности, приобщение к
общечеловеческим ценностям, овладение национальным культурным наследием.
Задачи:
- способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников
путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного
восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в
пространстве;
- способствовать коррекции недостатков моторики и зрительно-двигательной
координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся
графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;
- содействовать развитию у обучающихся аналитико-синтетической деятельности,
умения сравнивать, обобщать;
- развивать у обучающихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к
изобразительной деятельности;
- учить находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и
различие;
- учить ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать
последовательность выполнения рисунка;
- познакомить обучающимся с элементарными основами реалистического рисунка,
формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;

- знакомить обучающихся с отдельными произведениями изобразительного,
декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоциональноэстетическое отношение к ним.
Общая характеристика учебного предмета
Программа для 2 класса составлены с учётом особенностей познавательной
деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), направлена на
разностороннее развитие личности учащихся, способствуют их умственному развитию,
содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных
знаний и умений, трудовых навыков, который необходим им для социальной адаптации.
Уроки изобразительного искусства проводятся 1 раз в неделю. Изобразительное
искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее
значение. Уроки изобразительного искусства оказывают существенное воздействие на
интеллектуальную, эмоциональную и двигательные сферы, способствуют формированию
личности учащихся с НОДА и интеллектуальной недостаточностью, воспитанию у него
положительных навыков и привычек.
Степень тяжести двигательных нарушений, сочетающаяся с психологическими
признаками повреждения ЦНС и возможной патологией анализаторов, может быть
различной. Среди обучающихся есть школьники, которые передвигаются самостоятельно,
у них недостаточно развита манипулятивная деятельность, могут наблюдаться
патологические позы, нарушения походки, гиперкинезы и др. Некоторые дети
передвигаются с помощью специальных вспомогательных средств (трости, костыли,
ходунки и др.), у них так же нарушена манипулятивная функция. Обучающиеся, не
имеющие возможность самостоятельно ходить, передвигаются с посторонней помощью в
колясках, их манипулятивная деятельность ограничена. Последовательность и темп
созревания всех двигательных функций ведёт к задержке формирования произвольных
двигательных актов, неспособности произвольно управлять процессом мышечного
движения.
Познавательная сфера таких обучающихся характеризуется недоразвитием
познавательных интересов, которое выражается в том, что они меньше, чем их нормативно
развивающиеся сверстники, испытывают потребность в познании. В результате чего эта
категория школьников получают неполные, а порой искаженные представления об
окружающем, их опыт крайне беден.
Учащимся с НОДА и интеллектуальной недостаточностью требуется значительно
больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал (картину, текст и т.п.).
Замедленность восприятия усугубляется еще и тем, что из-за умственного недоразвития
они с трудом выделяют главное, не понимают внутренние связи между частями,
персонажами
и
пр.
Поэтому
восприятие
их
отличается
и
меньшей
дифференцированностью. Отмечается также узость объема восприятия.
Также возможны трудности восприятия пространства и времени, что мешает
школьникам с НОДА и интеллектуальной недостаточностью ориентироваться в
окружающем. Особую трудность представляет для них различение оттенков цвета. Из-за
несовершенства анализа затруднен синтез предметов. Выделяя в предметах отдельные их
части, они не устанавливают связи между ними, поэтому затрудняются составить
представление о предмете в целом.
Отличительной чертой мышления учащихся, имеющих сочетание НОДА и
интеллектуальной недостаточности, может быть некритичность, невозможность
самостоятельно оценить свою работу.
По степени тяжести нарушений двигательных функций и по сформированности
двигательных навыков учащиеся с НОДА и интеллектуальной недостаточностью
разделяются на две группы:

В первую группу входят обучающиеся с НОДА и интеллектуальной
недостаточностью, имеющие относительно сохранную моторику рук. Такие

обучающиеся самостоятельно могут держать в руке инструменты для рисования. На
уроках требуется незначительная помощь взрослого.
При рисовании данная группа школьников с НОДА и легкой степенью
интеллектуальной недостаточностью используют:
 Карандаш; ластик; акварель, гуашь;
 Кисти из шерсти белки № 5-12, кисти из козьей шерсти № 2 – 5, нейлоновые
кисточки;
 Трафареты, шаблоны, набор лекало.

Во вторую группу входят обучающиеся с НОДА и интеллектуальной
недостаточностью с тяжелыми нарушениями.
У таких учащихся грубо
нарушена/отсутствует моторика рук. На уроках учащимся требуется постоянная помощь
взрослого.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Личностные результаты
- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением,
занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
- по возможности самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений,
договоренностей; понимание личной ответственности за свои поступки.
Предметные результаты
Минимальный уровень:
С постоянной помощью учителя/воспитателя:
 Следуют инструкциям при выполнении работы;
 Ориентируются в пространстве листа;
 Оценивают результаты собственной деятельности и одноклассников;
 Рисуют с натуры/образца при помощи трафаретов, шаблонов, лекало.
по возможности научится:
 правильно располагать лист бумаги (по вертикали или горизонтали) в
зависимости от пространственного расположения изображаемого;
 с помощью учителя рисовать узоры из геометрических и растительных форм в
полосе и квадрате (по образцу);
 различать и отбирать нужные цвета изображаемого предмета.
Достаточный уровень:
С постоянной помощью учителя/воспитателя:
 Следуют инструкциям при выполнении работы;
 Ориентируются в пространстве листа;
 Оценивают результаты собственной деятельности и одноклассников;
 Рисуют с натуры/образца при помощи трафаретов, шаблонов, лекало.
По возможности:
 Принимать участие в беседе: отвечать на вопросы; сообщать алгоритм
выполнения; указывать на место расположения рисунка на листе бумаги.
 Делать выбор нужных инструментов из предлагаемых взрослым.
С помощью взрослого участвовать в совместной деятельности с учащимися.
правильно располагать лист бумаги (по вертикали или горизонтали) в зависимости от
пространственного расположения изображаемого.
Коммуникативные базовые учебные действия:
 участвовать в диалоге на уроке;
 выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства в
высказываниях;
 оформлять свои мысли в устной речи;
 соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться;

 обращаться за помощью и принимать помощь;
 слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности
и быту;
 сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
 доброжелательно относиться, взаимодействовать с коллективом на уроках
изобразительной деятельности.
Регулятивные :
 работать с учебными принадлежностями (альбомами, кисточкой, краской) и
организовывать рабочее место под руководством учителя;
 принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать
предложенному плану и работать в общем темпе с помощью учителя;
 определить план выполнения заданий на уроках изобразительного искусства под
руководством учителя;
 корректировать выполнение задания в соответствии с планом под руководством
учителя;
 проверка работы по образцу.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Рисование с натуры – 10 часов
Умение правильно размещать изображение на листе бумаги; различать и называть
формы квадратных, прямоугольных, круглых и треугольных предметов; развивать умения
замечать и передавать в рисунке квадратную и прямоугольную формы отдельных
предметов; соблюдать пространственные отношения предметов; определять существенные
признаки предмета, выявляя характерные детали путем расчленения относительно сложной
формы; аккуратно раскрашивать рисунок, подбирая цветные карандаши в соответствии с
натурой.
Декоративное рисование – 7 часов
Умение проводить от руки прямые линии, делить отрезок на равные части, развивать
умения рисовать от руки основные геометрические фигуры и составлять из них узор в
полосе, соблюдая чередование по форме и цвету; составлять узоры из растительных
элементов в полосе, квадрате, круге; совершенствовать навык раскрашивания рисунка;
равномерно накладывать штрихи без излишнего нажима в одном направлении, не выходя
за контур; учить использовать в узорах красный, желтый, зеленый, синий, коричневый,
оранжевый, фиолетовый цвета.
Рисование на темы - 10 часов
Умение передавать в рисунке основную форму знакомых предметов; развивать
умения объединять эти предметы в одном рисунке; а также передавать пространственные
отношения предметов и их частей.
Беседы об изобразительном искусстве -7 часов
Развитие умения узнавать в иллюстрациях персонажей народных сказок, называть
действующих лиц; называть и дифференцировать цвета. Знакомство с иллюстрациями к
народным сказкам (иллюстрации художников Ю. Васнецова, В. Ватагина, Е. Чарушина и
др.)
Основная форма организации учебного процесса – урок.
№ п/п
Тема
Кол-во часов
1
Рисование с натуры
10
2
Декоративное рисование
7
3
Рисование на темы
10
4
Беседы об изобразительном искусстве
7
ИТОГО
34

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
1. Интернет-ресурсы.
http: //pedsovet.org
http: //www./k-yroky.ru/load/73-1-0-5219
http: //www. proshkolu.ru
2. Ноутбук.
3. Краски акварельные, гуашь, кисти, альбом.
4. Фонотека с записями звуков природы, классической музыки.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».