МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА № 7 Г.ФЕОДОСИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ» РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения (протокол №1 от 30.08.2022г.) Руководитель ШМО ________В.М. Плотникова СОГЛАСОВАНО Заместитель директора ______________ Е.А. Хлюбко 30.08.2022 г. УТВЕРЖДАЮ Директор ___________________ С.А.Хачатрян (приказ №287 от 31.08.2022г.) Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для умственно отсталых обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) (вариант 6.3) 2 класс Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с НОДА (решение Федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 22.12.2015 г. протокол №4/15) Срок реализации – 1 год Учитель: Умерова Л.Н. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству для умственно отсталых детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) во 2 классе составлена на основе следующих документов: 1. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями); 2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) (приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. №1598); 3. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с НОДА (решение Федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 22.12.2015 г. протокол №4/15). Степень тяжести двигательных нарушений, сочетающаяся с психологическими признаками повреждения ЦНС и возможной патологией анализаторов, может быть различной. Среди обучающихся есть школьники, которые передвигаются самостоятельно, у них недостаточно развита манипулятивная деятельность, могут наблюдаться патологические позы, нарушения походки, гиперкинезы и др. Некоторые дети передвигаются с помощью специальных вспомогательных средств (трости, костыли, ходунки и др.), у них так же нарушена манипулятивная функция. Обучающиеся, не имеющие возможность самостоятельно ходить, передвигаются с посторонней помощью в колясках, их манипулятивная деятельность ограничена. Последовательность и темп созревания всех двигательных функций ведёт к задержке формирования произвольных двигательных актов, неспособности произвольно управлять процессом мышечного движения. Познавательная сфера таких обучающихся характеризуется недоразвитием познавательных интересов, которое выражается в том, что они меньше, чем их нормативно развивающиеся сверстники, испытывают потребность в познании. В результате чего эта категория школьников получают неполные, а порой искаженные представления об окружающем, их опыт крайне беден. Учащимся с НОДА и интеллектуальной недостаточностью требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал (картину, текст и т.п.). Замедленность восприятия усугубляется еще и тем, что из-за умственного недоразвития они с трудом выделяют главное, не понимают внутренние связи между частями, персонажами и пр. Поэтому восприятие их отличается и меньшей дифференцированностью. Отмечается также узость объема восприятия. Также возможны трудности восприятия пространства и времени, что мешает школьникам с НОДА и интеллектуальной недостаточностью ориентироваться в окружающем. Особую трудность представляет для них различение оттенков цвета. Из-за несовершенства анализа затруднено формирование целостного образа предметов. Выделяя в предметах отдельные их части, они не устанавливают связи между ними, поэтому затрудняются составить представление о предмете в целом. Отличительной чертой мышления учащихся, имеющих сочетание НОДА и интеллектуальной недостаточности, может быть некритичность, невозможность самостоятельно оценить свою работу. По степени тяжести нарушений двигательных функций и по сформированности двигательных навыков учащиеся с НОДА и интеллектуальной недостаточностью разделяются на две группы: МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству (вариант 6.3) во 2 классе рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю. При обучении на дому количество аудиторных занятий составляет 50% от общего количества часов, 50% часов выносится на самостоятельное изучение. В соответствии с Примерной АООП длительность уроков 40 минут. ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ Изобразительное искусство по своей сути является комплексным и интегративным учебным предметом. В содержательном плане он предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми предметами начальной школы. Урок изобразительного искусства обладает уникальными возможностями духовно-нравственного развития личности: - освоение проблемы гармоничной среды обитания человека позволяет школьникам получить устойчивые и систематические представления о достойном образе жизни в гармонии с окружающим миром; - воспитанию духовности способствует также активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для мастера; - ознакомление с народными ремёслами, изучение народных культурных традиций также имеет огромный нравственный смысл. Учебный предмет «Изобразительное искусство» обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья подрастающего поколения Цели образовательно-коррекционной работы Развитие и совершенствование движений и сенсомоторики; Развитие зрительного, тактильного, кинестетического, кинезеологического, барического восприятия Развитие зрительной и слуховой памяти и внимания Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов и явлений Развитие пространственных представлений и ориентации Развитие временных представлений Развитие мыслительных операций, мышления и умения устанавливать логические связи между предметами, явлениями, событиями. Цель программы – формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение национальным культурным наследием. Задачи: - способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве; - способствовать коррекции недостатков моторики и зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала; - содействовать развитию у обучающихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать; - развивать у обучающихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности; - учить находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие; - учить ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка; - познакомить обучающимся с элементарными основами реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования; - знакомить обучающихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоциональноэстетическое отношение к ним. Общая характеристика учебного предмета Программа для 2 класса составлены с учётом особенностей познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствуют их умственному развитию, содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, трудовых навыков, который необходим им для социальной адаптации. Уроки изобразительного искусства проводятся 1 раз в неделю. Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательные сферы, способствуют формированию личности учащихся с НОДА и интеллектуальной недостаточностью, воспитанию у него положительных навыков и привычек. Степень тяжести двигательных нарушений, сочетающаяся с психологическими признаками повреждения ЦНС и возможной патологией анализаторов, может быть различной. Среди обучающихся есть школьники, которые передвигаются самостоятельно, у них недостаточно развита манипулятивная деятельность, могут наблюдаться патологические позы, нарушения походки, гиперкинезы и др. Некоторые дети передвигаются с помощью специальных вспомогательных средств (трости, костыли, ходунки и др.), у них так же нарушена манипулятивная функция. Обучающиеся, не имеющие возможность самостоятельно ходить, передвигаются с посторонней помощью в колясках, их манипулятивная деятельность ограничена. Последовательность и темп созревания всех двигательных функций ведёт к задержке формирования произвольных двигательных актов, неспособности произвольно управлять процессом мышечного движения. Познавательная сфера таких обучающихся характеризуется недоразвитием познавательных интересов, которое выражается в том, что они меньше, чем их нормативно развивающиеся сверстники, испытывают потребность в познании. В результате чего эта категория школьников получают неполные, а порой искаженные представления об окружающем, их опыт крайне беден. Учащимся с НОДА и интеллектуальной недостаточностью требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал (картину, текст и т.п.). Замедленность восприятия усугубляется еще и тем, что из-за умственного недоразвития они с трудом выделяют главное, не понимают внутренние связи между частями, персонажами и пр. Поэтому восприятие их отличается и меньшей дифференцированностью. Отмечается также узость объема восприятия. Также возможны трудности восприятия пространства и времени, что мешает школьникам с НОДА и интеллектуальной недостаточностью ориентироваться в окружающем. Особую трудность представляет для них различение оттенков цвета. Из-за несовершенства анализа затруднен синтез предметов. Выделяя в предметах отдельные их части, они не устанавливают связи между ними, поэтому затрудняются составить представление о предмете в целом. Отличительной чертой мышления учащихся, имеющих сочетание НОДА и интеллектуальной недостаточности, может быть некритичность, невозможность самостоятельно оценить свою работу. По степени тяжести нарушений двигательных функций и по сформированности двигательных навыков учащиеся с НОДА и интеллектуальной недостаточностью разделяются на две группы: В первую группу входят обучающиеся с НОДА и интеллектуальной недостаточностью, имеющие относительно сохранную моторику рук. Такие обучающиеся самостоятельно могут держать в руке инструменты для рисования. На уроках требуется незначительная помощь взрослого. При рисовании данная группа школьников с НОДА и легкой степенью интеллектуальной недостаточностью используют: Карандаш; ластик; акварель, гуашь; Кисти из шерсти белки № 5-12, кисти из козьей шерсти № 2 – 5, нейлоновые кисточки; Трафареты, шаблоны, набор лекало. Во вторую группу входят обучающиеся с НОДА и интеллектуальной недостаточностью с тяжелыми нарушениями. У таких учащихся грубо нарушена/отсутствует моторика рук. На уроках учащимся требуется постоянная помощь взрослого. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА Личностные результаты - осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; - по возможности самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; понимание личной ответственности за свои поступки. Предметные результаты Минимальный уровень: С постоянной помощью учителя/воспитателя: Следуют инструкциям при выполнении работы; Ориентируются в пространстве листа; Оценивают результаты собственной деятельности и одноклассников; Рисуют с натуры/образца при помощи трафаретов, шаблонов, лекало. по возможности научится: правильно располагать лист бумаги (по вертикали или горизонтали) в зависимости от пространственного расположения изображаемого; с помощью учителя рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате (по образцу); различать и отбирать нужные цвета изображаемого предмета. Достаточный уровень: С постоянной помощью учителя/воспитателя: Следуют инструкциям при выполнении работы; Ориентируются в пространстве листа; Оценивают результаты собственной деятельности и одноклассников; Рисуют с натуры/образца при помощи трафаретов, шаблонов, лекало. По возможности: Принимать участие в беседе: отвечать на вопросы; сообщать алгоритм выполнения; указывать на место расположения рисунка на листе бумаги. Делать выбор нужных инструментов из предлагаемых взрослым. С помощью взрослого участвовать в совместной деятельности с учащимися. правильно располагать лист бумаги (по вертикали или горизонтали) в зависимости от пространственного расположения изображаемого. Коммуникативные базовые учебные действия: участвовать в диалоге на уроке; выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства в высказываниях; оформлять свои мысли в устной речи; соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться; обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, взаимодействовать с коллективом на уроках изобразительной деятельности. Регулятивные : работать с учебными принадлежностями (альбомами, кисточкой, краской) и организовывать рабочее место под руководством учителя; принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе с помощью учителя; определить план выполнения заданий на уроках изобразительного искусства под руководством учителя; корректировать выполнение задания в соответствии с планом под руководством учителя; проверка работы по образцу. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Рисование с натуры – 10 часов Умение правильно размещать изображение на листе бумаги; различать и называть формы квадратных, прямоугольных, круглых и треугольных предметов; развивать умения замечать и передавать в рисунке квадратную и прямоугольную формы отдельных предметов; соблюдать пространственные отношения предметов; определять существенные признаки предмета, выявляя характерные детали путем расчленения относительно сложной формы; аккуратно раскрашивать рисунок, подбирая цветные карандаши в соответствии с натурой. Декоративное рисование – 7 часов Умение проводить от руки прямые линии, делить отрезок на равные части, развивать умения рисовать от руки основные геометрические фигуры и составлять из них узор в полосе, соблюдая чередование по форме и цвету; составлять узоры из растительных элементов в полосе, квадрате, круге; совершенствовать навык раскрашивания рисунка; равномерно накладывать штрихи без излишнего нажима в одном направлении, не выходя за контур; учить использовать в узорах красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, оранжевый, фиолетовый цвета. Рисование на темы - 10 часов Умение передавать в рисунке основную форму знакомых предметов; развивать умения объединять эти предметы в одном рисунке; а также передавать пространственные отношения предметов и их частей. Беседы об изобразительном искусстве -7 часов Развитие умения узнавать в иллюстрациях персонажей народных сказок, называть действующих лиц; называть и дифференцировать цвета. Знакомство с иллюстрациями к народным сказкам (иллюстрации художников Ю. Васнецова, В. Ватагина, Е. Чарушина и др.) Основная форма организации учебного процесса – урок. № п/п Тема Кол-во часов 1 Рисование с натуры 10 2 Декоративное рисование 7 3 Рисование на темы 10 4 Беседы об изобразительном искусстве 7 ИТОГО 34 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 1. Интернет-ресурсы. http: //pedsovet.org http: //www./k-yroky.ru/load/73-1-0-5219 http: //www. proshkolu.ru 2. Ноутбук. 3. Краски акварельные, гуашь, кисти, альбом. 4. Фонотека с записями звуков природы, классической музыки.