МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА № 7 Г.ФЕОДОСИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ» РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения (протокол № 1 от 30.08.2022г.) Руководитель ШМО ________В.М. Плотникова СОГЛАСОВАНО Заместитель директора ______________ Е.А. Хлюбко 30.08.2022 г. УТВЕРЖДАЮ Директор ___________________ С.А.Хачатрян (приказ №287 от 31.08.2022г.) Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Математика» для умственно отсталых обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) (вариант 6.3) 2 класс Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с НОДА (решение Федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 22.12.2015 г. протокол №4/15) Срок реализации – 1 год Учитель: Мамутова А.А. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Адаптированная рабочая программа по математике для умственно отсталых детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) во 2 классе составлена на основе следующих документов: 1. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями); 2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) (приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. №1598); 3. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с НОДА (решение Федерального учебно- методического объединения по общему образованию от 22.12.2015 г. протокол №4/15). Особенности мыслительных операций у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью и НОДА проявляются в трудностях установления отношений между частями предмета, выделении признаков и их дифференциации, нахождении и сравнении предметов по признакам. Отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью. Внимание отличается сужением объема, малой устойчивостью, трудностями его распределения, замедленностью переключения. В значительной степени нарушено произвольное внимание, что связано с ослаблением волевого напряжения и выражается в неустойчивости внимания. Обнаруживаются трудности сосредоточения на каком-либо одном объекте или виде деятельности. Отличительной особенностью развития памяти данной категории учащихся является то, что обучающиеся лучше запоминают внешние, случайные признаки, труднее осознают и запоминают внутренние логические связи. Формирование произвольного запоминания требует многократных повторений. Вследствие трудностей установления логических отношений полученная информация может воспроизводиться бессистемно, с большим количеством искажений, наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала. Из всех видов мышления у обучающихся с НОДА с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в большей степени недоразвито словесно-логическое мышление. Это выражается в слабости обобщения, трудностях понимания смысла явления или факта. Из-за снижения работы анализаторных систем школьники с НОДА и интеллектуальной недостаточностью часто путают графически сходные буквы, цифры, предметы, сходные по звучанию звуки, слова и т. п. Слабая активность восприятия приводит к тому, что учащиеся с НОДА и интеллектуальной недостаточностью не узнают знакомые геометрические фигуры, если они даются в непривычном положении или их нужно выделить в предметах, найти в окружающей обстановке; также не могут найти в задаче числовые данные, если они записаны не цифрами, а словами, выделить вопрос, если он стоит не в конце, а в начале или в середине задачи, и т. д. Трудности при обучении математике вызываются также несовершенством зрительного восприятия (зрительного анализа и синтеза) и моторики учащихся. Это проявляется в обучении письму вообще и цифр в частности. У школьников с НОДА и интеллектуальной недостаточностью младших классов нередко наблюдается зеркальное письмо цифр: учащиеся часто путают цифры 3, 6 и 9, 2 и 5, 7 и 8 и при чтении, и при письме под диктовку. Причиной слабого различения цифр 7 и 8 является, очевидно, и несовершенство слуховых восприятий: учащиеся не различают на слух слова семь — восемь. Затрудненность письма у некоторых учащихся усугубляется тремором (дрожанием) рук, параличами. Нарушение координации движений у отдельных учащихся нередко служит причиной очень сильного нажима при письме, который приводит к поломке карандаша и далее прорыву бумаги. Несовершенство зрительного восприятия, трудности пространственной ориентировки приводят к тому, что учащиеся не видят строки и не понимают ее значения. Поэтому ученик может начать писать строчку цифр в левом верхнем углу тетради, а закончить ее в правом нижнем углу, т. е. располагает цифры по диагонали также располагает и строчки примеров, не соблюдает высоту цифр, интервалов. В силу пространственных нарушений учащиеся зачастую не могут овладеть навыком пользования линейкой. Учитывая вышеуказанное реализуются следующие цели образовательно- коррекционной работы: Развитие и совершенствование движений и сенсомоторики; Развитие зрительного, тактильного, кинестетического, кинезеологического, барического восприятия; Развитие зрительной и слуховой памяти и внимания; Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов и явлений; Развитие пространственных представлений и ориентации; Развитие временных представлений; Развитие мыслительных операций, мышления и умения устанавливать логические связи между предметами, явлениями, событиями. Цели обучения: социальная реабилитация и адаптация учащихся с интеллектуальными нарушениями в современном обществе. Задачи: формирование доступных учащимся математических знаний и умений практически применять их в повседневной жизни, при изучении других учебных предметов; подготовка учащихся к овладению трудовыми знаниями и навыками; максимальное общее развитие учащихся средствами данного учебного предмета, коррекция недостатков развития познавательной деятельности и личностных качеств с учётом индивидуальных возможностей каждого ученика на различных этапах обучения; воспитание у школьников целеустремлённости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, навыков контроля и самоконтроля, аккуратности. Коррекционные задачи: развитие навыков анализа, синтеза, обобщения; формирование пространственно-временных представлений; совершенствование мнестической деятельности; формирование способности к волевым усилиям; развитие внимания и памяти; расширение активного и пассивного словаря. Общая характеристика учебного предмета Изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретенные им знания, первоначальное овладение математическим языком станут фундаментом для дальнейшего обучения этому предмету, а также необходимыми для применения в жизни. Описание места учебного предмета в учебном плане Согласно учебному плану на изучение курса математики во 2 классе отводится 136 часов (4 часа в неделю при 34 учебных неделях). При обучении на дому количество аудиторных занятий составляет 50% от общего количества часов, 50% часов выносится на самостоятельное изучение. Описание ценностных ориентиров учебного предмета В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности математики: понимание - математических отношений является средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе (хронология событий, протяжённость по времени, образование целого из частей, изменение формы, размера и т. д.); - математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы). Личностные и предметные результаты освоения предмета Личностные результаты - готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события, факта); - способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть им успешно решены; - познавательный интерес к математической науке. Предметные результаты Обучающиеся получат возможность усвоить базовые представления: читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до 20; выполнять письменно действия с числами (сложение, вычитание) в пределах 20 без перехода через разряд; определять однозначные и двузначные числа в пределах 20; называть компоненты и результаты примеров на сложение и вычитание; распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, треугольник, прямоугольник, квадрат, круг); Обучающиеся получат возможность научиться: образовывать, читать, записывать, откладывать на счётах числа второго десятка; с опорой на наглядность считать по единице и равными числовыми группами (по 2, по 5, по 3, по 4) в пределах 20 в прямом и обратном порядке (по 3, по 4 – не обязательно); сравнивать числа в пределах 20 (использовать при сравнении чисел знаки не обязательно; при сравнении двузначных чисел с двузначными возможна помощь учителя); пользоваться таблицей состава чисел из десятков и единиц; записывать числа, выраженные одной единицей измерения (стоимости, длины, времени); решать простые текстовые задачи на нахождение суммы и разности (остатка); с помощью учителя решать задачи на уменьшение и увеличение чисел на несколько единиц; показывать стороны, вершины, углы в треугольнике, квадрате, прямоугольнике; измерять отрезки и строить отрезок заданной длины; строить луч, произвольные лучи, прямой угол с помощью чертёжного угольника; с помощью учителя строить треугольники, прямоугольники, квадраты по точкам (вершинам). Регулятивные учебные действия: входить и выходить из учебного помещения со звонком; передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения; ориентироваться в пространстве класса, школы, пользоваться учебной мебелью; работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место; адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.); принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия; работать с учебными принадлежностями по предмету математика (учебник, тетрадь, счеты, счетные палочки, линейка, чертежный треугольник и др.) и организовывать рабочее место под руководством учителя; участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников самостоятельно и под руководством учителя; соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами под руководством учителя. Коммуникативные учебные действия: вступать в контакт и работать в коллективе (учитель –ученик, ученик –ученик, ученик –класс, учитель-класс); использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; обращаться за помощью и принимать помощь; договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации. слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту. Основное содержание учебного предмета – Первый десяток (23 ч). Числовой ряд от 1 до 10. Свойства чисел в числовом ряду. Прибавление и вычитание 1 в пределах 10. Таблица сложения и вычитания с числом 2, 3, 4. Состав чисел 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10. Десяток. Составление и решение задач по иллюстрациям. Сложение и вычитание с числами 1, 2, 3, 4, 5. Сложение и вычитание как взаимообратные действия. Решение и сравнение пар задач. Дополнение задачи недостающими данными. Число и цифра 0. Число 0 как слагаемое. Сравнение чисел. Сравнение отрезков. – Второй десяток (26ч.) Десяток. Соотношение 10 ед. – 1 дес., 1 дес. – 10 ед. Получение, название, обозначение чисел второго десятка. Нахождение суммы и остатка. Сравнение чисел. Решение задач. Присчитывание и отсчитывание по 1. Решение задач с числами, полученными при измерении стоимости. Однозначные и двузначные числа. Состав чисел из десятков и единиц. Вычитание из двузначного числа всех единиц. Вычитание из двузначного числа десятка. Присчитывание и отсчитывание по 2, 3 единицы. Мера длины- дециметр. – Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц (7 ч.) Увеличение, уменьшение числа на несколько единиц. Составление и решение примеров. Задачи, содержащие отношение «больше на», «меньше на». Дополнение задач недостающими данными. – Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток. (19 ч). Обучение приему сложения/вычитания вида 13+2, 16-2, 17+3, 20-3, 17-12, 20-14. Сложение чисел с числом 0. Увеличение/уменьшение двузначного числа на несколько единиц. Решение задач. Получение суммы 20. Вычерчивание углов. Угол. Элементы угла. Виды углов. – Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении величин (11 ч). Действия с числами, полученными при измерении стоимости, длины, массы, емкости. Решение задач. Меры времени. Сутки, неделя, час. – Составные арифметические задачи (5 ч.). Знакомство с составной задачей. Краткая запись составных задач и их решение. – Сложение однозначных чисел с переходом через десяток (21 ч). Прибавление чисел 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Решение примеров с помощью рисунка, счетных палочек. Сложение однозначных чисел с переходом через десяток. Переместительное свойство сложения. Таблица сложения однозначных чисел с переходом через десяток. Состав чисел 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18. Четырехугольники: квадрат. Свойства углов, сторон. Вычерчивание квадратов по данным вершинам. – Вычитание однозначных чисел из двузначных с переходом через десяток (9 ч). Разложение двузначного числа на десятки и единицы. Вычитание из двузначного числа всех единиц. Вычитание из двузначного числа чисел 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. – Сложение и вычитание с переходом через десяток. Все случаи (7 ч). Сложение и вычитание с переходом через десяток. Все случаи с числами 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19. Треугольник: вершины, углы, стороны. Вычерчивание треугольников по данным вершины. Деление предметных совокупностей на 2 части. Решение задач. – Повторение (8 ч). Основная форма организации учебного процесса – урок. № п/п Тема Кол-во часов 1 «Первый десяток» 23 2 «Второй десяток» 26 3 «Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц» 7 4 «Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода 19 через десяток» 5 «Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении 11 величин» 6 «Составные арифметические задачи» 5 7 «Сложение однозначных чисел с переходом через десяток» 21 8 «Вычитание однозначных чисел из двузначных с переходом 9 через десяток» 9 «Сложение и вычитание с переходом через десяток. Все случаи» 7 10 Повторение. ИТОГО 8 136 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 1. М.И.Моро, С.И.Волкова и другие, Математика, 1- 4, Москва, Просвещение, 2014 год. 2. Предметная линия учебников системы «Школа России». Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Математика. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В двух частях Ч.1,2. Школа России. Москва, Просвещение, 2014. 3. Интернет-ресурсы. http: //pedsovet.org http: //www./k-yroky.ru/load/73-1-0-5219 http: //www. proshkolu.ru 4. Ноутбук.