АРП 6.3 Математика 2 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА № 7 Г.ФЕОДОСИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»
РАССМОТРЕНО
на заседании методического
объединения (протокол № 1
от 30.08.2022г.)
Руководитель ШМО
________В.М. Плотникова

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
______________
Е.А. Хлюбко
30.08.2022 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор
___________________
С.А.Хачатрян
(приказ №287 от
31.08.2022г.)

Адаптированная рабочая программа
учебного предмета «Математика»
для умственно отсталых обучающихся с нарушениями
опорно-двигательного аппарата (НОДА)
(вариант 6.3)
2 класс
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа
начального общего образования обучающихся с НОДА (решение
Федерального учебно-методического объединения по общему образованию
от 22.12.2015 г. протокол №4/15)

Срок реализации – 1 год

Учитель: Мамутова А.А.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа по математике для умственно отсталых детей с
нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) во 2 классе составлена на основе
следующих документов:
1. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями);
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ)
(приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. №1598);
3. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального
общего

образования

обучающихся

с

НОДА

(решение

Федерального

учебно-

методического объединения по общему образованию от 22.12.2015 г. протокол №4/15).
Особенности мыслительных операций у обучающихся с интеллектуальной
недостаточностью и НОДА проявляются в трудностях установления отношений между
частями предмета, выделении признаков и их дифференциации, нахождении и сравнении
предметов по признакам. Отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение
познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических
процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью.
Внимание отличается сужением объема, малой устойчивостью, трудностями его
распределения, замедленностью переключения. В значительной степени нарушено
произвольное внимание, что связано с ослаблением волевого напряжения и выражается в
неустойчивости внимания. Обнаруживаются трудности сосредоточения на каком-либо
одном объекте или виде деятельности. Отличительной особенностью развития памяти
данной категории учащихся является то, что обучающиеся лучше запоминают внешние,
случайные признаки, труднее осознают и запоминают внутренние логические связи.
Формирование

произвольного

запоминания

требует

многократных

повторений.

Вследствие трудностей установления логических отношений полученная информация
может воспроизводиться бессистемно, с большим количеством искажений, наибольшие
трудности вызывает воспроизведение словесного материала.
Из всех видов мышления у обучающихся с НОДА с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) в большей степени недоразвито словесно-логическое
мышление. Это выражается в слабости обобщения, трудностях понимания смысла
явления или факта.

Из-за

снижения

работы

анализаторных

систем

школьники

с

НОДА

и

интеллектуальной недостаточностью часто путают графически сходные буквы, цифры,
предметы, сходные по звучанию звуки, слова и т. п.
Слабая активность восприятия приводит к тому, что учащиеся с НОДА и
интеллектуальной недостаточностью не узнают знакомые геометрические фигуры, если
они даются в непривычном положении или их нужно выделить в предметах, найти в
окружающей обстановке; также не могут найти в задаче числовые данные, если они
записаны не цифрами, а словами, выделить вопрос, если он стоит не в конце, а в начале
или в середине задачи, и т. д. Трудности при обучении математике вызываются также
несовершенством зрительного восприятия (зрительного анализа и синтеза) и моторики
учащихся. Это проявляется в обучении письму вообще и цифр в частности. У школьников
с НОДА и интеллектуальной недостаточностью младших классов нередко наблюдается
зеркальное письмо цифр: учащиеся часто путают цифры 3, 6 и 9, 2 и 5, 7 и 8 и при чтении,
и при письме под диктовку. Причиной слабого различения цифр 7 и 8 является, очевидно,
и несовершенство слуховых восприятий: учащиеся не различают на слух слова семь —
восемь.
Затрудненность письма у некоторых учащихся усугубляется тремором (дрожанием)
рук, параличами. Нарушение координации движений у отдельных учащихся нередко
служит причиной очень сильного нажима при письме, который приводит к поломке
карандаша и далее прорыву бумаги.
Несовершенство

зрительного

восприятия,

трудности

пространственной

ориентировки приводят к тому, что учащиеся не видят строки и не понимают ее значения.
Поэтому ученик может начать писать строчку цифр в левом верхнем углу тетради, а
закончить ее в правом нижнем углу, т. е. располагает цифры по диагонали также
располагает и строчки примеров, не соблюдает высоту цифр, интервалов.
В силу пространственных нарушений учащиеся зачастую не могут овладеть
навыком пользования линейкой.
Учитывая

вышеуказанное

реализуются

следующие

цели

образовательно-

коррекционной работы:
 Развитие и совершенствование движений и сенсомоторики;
 Развитие зрительного, тактильного, кинестетического, кинезеологического,
барического восприятия;
 Развитие зрительной и слуховой памяти и внимания;
 Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов и явлений;
 Развитие пространственных представлений и ориентации;

 Развитие временных представлений;
 Развитие мыслительных операций, мышления и умения устанавливать логические
связи между предметами, явлениями, событиями.
Цели обучения:
социальная реабилитация и адаптация учащихся с интеллектуальными нарушениями в
современном обществе.
Задачи:
 формирование доступных учащимся математических знаний и умений
практически применять их в повседневной жизни, при изучении других
учебных предметов; подготовка учащихся к овладению трудовыми
знаниями и навыками;
 максимальное общее развитие учащихся средствами данного учебного
предмета, коррекция недостатков развития познавательной деятельности и
личностных качеств с учётом индивидуальных возможностей каждого
ученика на различных этапах обучения;
 воспитание

у

школьников

целеустремлённости,

трудолюбия,

самостоятельности, терпеливости, навыков контроля и самоконтроля,
аккуратности.
Коррекционные задачи:
 развитие навыков анализа, синтеза, обобщения;
 формирование пространственно-временных представлений;
 совершенствование мнестической деятельности;
 формирование способности к волевым усилиям;
 развитие внимания и памяти;
 расширение активного и пассивного словаря.
Общая характеристика учебного предмета
Изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника.
Приобретенные им знания, первоначальное овладение математическим языком станут
фундаментом для дальнейшего обучения этому предмету, а также необходимыми для
применения в жизни.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Согласно учебному плану на изучение курса математики во 2 классе отводится 136
часов (4 часа в неделю при 34 учебных неделях). При обучении на дому количество

аудиторных занятий составляет 50% от общего количества часов, 50% часов выносится на
самостоятельное изучение.
Описание ценностных ориентиров учебного предмета
В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности математики:
понимание

-

математических

отношений

является

средством

познания

закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений,
происходящих в природе и в обществе (хронология событий, протяжённость по времени,
образование целого из частей, изменение формы, размера и т. д.);
- математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах
являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники
архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы).
Личностные и предметные результаты освоения предмета
Личностные результаты
- готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной
жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события, факта);
- способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы,
устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть им успешно
решены;
- познавательный интерес к математической науке.
Предметные результаты
Обучающиеся получат возможность усвоить базовые представления:
 читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до 20;
 выполнять письменно действия с числами (сложение, вычитание) в пределах 20
без перехода через разряд;
 определять однозначные и двузначные числа в пределах 20;
 называть компоненты и результаты примеров на сложение и вычитание;
 распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок,
треугольник, прямоугольник, квадрат, круг);
Обучающиеся получат возможность научиться:
 образовывать, читать, записывать, откладывать на счётах числа второго
десятка;
 с опорой на наглядность считать по единице и равными числовыми группами
(по 2, по 5, по 3, по 4) в пределах 20 в прямом и обратном порядке (по 3, по 4 –
не обязательно);

 сравнивать числа в пределах 20 (использовать при сравнении чисел знаки не
обязательно; при сравнении двузначных чисел с двузначными возможна
помощь учителя);
 пользоваться таблицей состава чисел из десятков и единиц;
 записывать числа, выраженные одной единицей измерения (стоимости, длины,
времени);
 решать простые текстовые задачи на нахождение суммы и разности (остатка);
 с помощью учителя решать задачи на уменьшение и увеличение чисел на
несколько единиц;
 показывать стороны, вершины, углы в треугольнике, квадрате, прямоугольнике;
 измерять отрезки и строить отрезок заданной длины;
 строить луч, произвольные лучи, прямой угол с помощью чертёжного
угольника;
 с помощью учителя строить треугольники, прямоугольники, квадраты по
точкам (вершинам).
Регулятивные учебные действия:
 входить и выходить из учебного помещения со звонком; передвигаться по
школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
 ориентироваться в пространстве класса, школы, пользоваться учебной мебелью;
 работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место;
 адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку,
вставать и выходить из-за парты и т.д.);
 принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать
предложенному плану и работать в общем темпе;
 активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои
действия;
 работать с учебными принадлежностями по предмету математика (учебник,
тетрадь, счеты, счетные палочки, линейка, чертежный треугольник и др.) и
организовывать рабочее место под руководством учителя;
 участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и
действия одноклассников самостоятельно и под руководством учителя;
 соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами под
руководством учителя.
Коммуникативные учебные действия:

 вступать в контакт и работать в коллективе (учитель –ученик, ученик –ученик,
ученик –класс, учитель-класс);
 использовать

принятые

ритуалы

социального

взаимодействия

с

одноклассниками и учителем;
 обращаться за помощью и принимать помощь;
 договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других
участников спорной ситуации.
 слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах
деятельности и быту.
Основное содержание учебного предмета
– Первый десяток (23 ч). Числовой ряд от 1 до 10. Свойства чисел в числовом ряду.
Прибавление и вычитание 1 в пределах 10. Таблица сложения и вычитания с числом 2, 3,
4. Состав чисел 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10. Десяток. Составление и решение задач по
иллюстрациям. Сложение и вычитание с числами 1, 2, 3, 4, 5. Сложение и вычитание как
взаимообратные действия.

Решение и сравнение пар задач. Дополнение задачи

недостающими данными. Число и цифра 0. Число 0 как слагаемое. Сравнение чисел.
Сравнение отрезков.
– Второй десяток (26ч.) Десяток. Соотношение 10 ед. – 1 дес., 1 дес. – 10 ед.
Получение, название, обозначение чисел второго десятка. Нахождение суммы и остатка.
Сравнение чисел. Решение задач. Присчитывание и отсчитывание по 1. Решение задач с
числами, полученными при измерении стоимости. Однозначные и двузначные числа.
Состав чисел из десятков и единиц. Вычитание из двузначного числа всех единиц.
Вычитание из двузначного числа десятка. Присчитывание и отсчитывание по 2, 3
единицы. Мера длины- дециметр.
– Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц (7 ч.)

Увеличение,

уменьшение числа на несколько единиц. Составление и решение примеров. Задачи,
содержащие отношение «больше на», «меньше на». Дополнение задач недостающими
данными.
– Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток. (19 ч).
Обучение приему сложения/вычитания вида 13+2, 16-2, 17+3, 20-3, 17-12, 20-14.
Сложение чисел с числом 0. Увеличение/уменьшение двузначного числа на несколько
единиц. Решение задач. Получение суммы 20.
Вычерчивание углов.

Угол. Элементы угла. Виды углов.

– Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении величин (11 ч).
Действия с числами, полученными при измерении стоимости, длины, массы, емкости.
Решение задач. Меры времени. Сутки, неделя, час.
– Составные арифметические задачи (5 ч.). Знакомство с составной задачей. Краткая
запись составных задач и их решение.
– Сложение однозначных чисел с переходом через десяток (21 ч). Прибавление чисел
2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Решение примеров с помощью рисунка, счетных палочек. Сложение
однозначных чисел с переходом через десяток. Переместительное свойство сложения.
Таблица сложения однозначных чисел с переходом через десяток. Состав чисел 11, 12,
13, 14, 15, 16, 17, 18.

Четырехугольники: квадрат. Свойства углов, сторон.

Вычерчивание квадратов по данным вершинам.
– Вычитание однозначных чисел из двузначных с переходом через десяток (9 ч).
Разложение двузначного числа на десятки и единицы. Вычитание из двузначного числа
всех единиц. Вычитание из двузначного числа чисел 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.
– Сложение и вычитание с переходом через десяток. Все случаи (7 ч). Сложение и
вычитание с переходом через десяток. Все случаи с числами 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18,
19. Треугольник: вершины, углы, стороны. Вычерчивание треугольников по данным
вершины. Деление предметных совокупностей на 2 части. Решение задач.
– Повторение (8 ч).
Основная форма организации учебного процесса – урок.
№ п/п

Тема

Кол-во часов

1

«Первый десяток»

23

2

«Второй десяток»

26

3

«Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц»

7

4

«Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода

19

через десяток»
5

«Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении

11

величин»
6

«Составные арифметические задачи»

5

7

«Сложение однозначных чисел с переходом через десяток»

21

8

«Вычитание однозначных чисел из двузначных с переходом

9

через десяток»
9

«Сложение и вычитание с переходом через десяток. Все
случаи»

7

10

Повторение.
ИТОГО

8
136

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
1. М.И.Моро, С.И.Волкова и другие, Математика, 1- 4, Москва, Просвещение, 2014 год.
2. Предметная линия учебников системы «Школа России». Моро М.И., Бантова М.А.,
Бельтюкова Г.В. Математика. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В
двух частях Ч.1,2. Школа России. Москва, Просвещение, 2014.
3. Интернет-ресурсы.
http: //pedsovet.org
http: //www./k-yroky.ru/load/73-1-0-5219
http: //www. proshkolu.ru
4.

Ноутбук.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».