МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА № 7 Г.ФЕОДОСИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ» РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения (протокол №1 от 30.08.2022г.) Руководитель ШМО ________В.М. Плотникова СОГЛАСОВАНО Заместитель директора ______________ Е.А. Хлюбко 30.08.2022 г. УТВЕРЖДАЮ Директор ___________________ С.А.Хачатрян (приказ №287 от 31.08.2022г.) Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Родной язык (русский)» для умственно отсталых обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) (вариант 6.3) 2 класс Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с НОДА (решение Федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 22.12.2015 г. протокол №4/15) Срок реализации – 1 год Учитель: Мамутова А.А. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Адаптированная рабочая программа по родному языку (русскому) для умственно отсталых детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) во 2 классе составлена на основе следующих документов: 1. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями); 2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) (приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. №1598); 3. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с НОДА (решение Федерального учебно- методического объединения по общему образованию от 22.12.2015 г. протокол №4/15). У обучающихся с НОДА и интеллектуальной недостаточностью страдают все стороны речи, что проявляется в системном нарушении речи школьника. Особенности и степень выраженности нарушений речи зависят от локализации и тяжести первичного дефекта, темпа созревания корковых речевых зон. При тяжелом поражении центральной нервной системы наблюдается полное или почти полное отсутствие возможности звукопроизношения в результате паралича речедвигательных мышц. Нарушения артикуляционной моторики задерживают формирование голосовой активности, влияют на звукопроизносительную сторону речи. Тяжесть нарушений звукопроизношения может усиливаться за счет дыхательных расстройств, нарушения голоса. Из-за снижения работы анализаторных систем школьники с НОДА и интеллектуальной недостаточностью часто путают графически сходные буквы, цифры, предметы, сходные по звучанию звуки, слова и т. п. Отмечаются трудности звуко буквенного анализа и синтеза, восприятия и понимания речи. Наблюдаются различные виды расстройства письма, трудности овладения техникой чтения. У некоторых обучающихся наблюдаются специфические затруднения при письме, особенности учебной деятельности могут быть обусловлены несформированностью зрительно-моторной координации, т.е. несогласованной работой руки и глаза. Большинство учащихся с НОДА и интеллектуальной недостаточностью пользуются фразовой речью, но предложения часто состоят из одного - трех слов из-за ограниченности пассивного и активного словаря. Выявляются недостатки актуализации в речи временных и пространственных связей и отношений. Речевые расстройства затрудняют коммуникацию, снижают потребность в речевом общении. Используются экспрессивно мимические (контактный взгляд, мимика, вокализации) и предметно действенные (жесты) средства общения. У детей значительно повышен тонус мышц, что ведет к нарушению звуковоспроизведения. Кроме этого, часто наблюдается слабость речевой мускулатуры, которая отвечает за дыхание. Оно становится частым и поверхностным, что делает речь невнятной, одни звуки заменяются другими, близкими по звучанию. Речь замедленна. Детям трудно формироввать предложения, воспринимать обращенную речь на слух. Словарный запас очень беден и не соответствует возрасту. Пространственные нарушения зачастую не компенсируются не только к окончанию начальной школы, но и к окончанию основной школы. Цели образовательно-коррекционной работы: Развитие и совершенствование движений и сенсомоторики; Развитие зрительного, тактильного, кинестетического, кинезеологического, барического восприятия; Развитие зрительной и слуховой памяти и внимания; Развитие пространственной ориентировки; Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов и явлений; Развитие мыслительных операций, мышления и умения устанавливать логические связи между предметами, явлениями, событиями Развитие мимики посредством знаков препинания: вопрос (удивление), точка (спокойствие), восклицательный знак (радость), многоточие (спокойствие с длительной паузой). Цель обучения: обеспечить целостный процесс обучения письму/печатанию учащегося с НОДА и интеллектуальной недостаточностью, нуждающегося в комплексной для приобретения реабилитации. Задачи: овладение элементарными знаниями по грамматике практических навыков устной и письменной речи; формирование познавательной деятельности учащихся и коррекция их недостатков; развитие мелкой моторики рук и их координирования; приобретение начальных сведений по фонетике и графике: о звуках и буквах, о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам, о гласных ударных и безударных, о согласных звонких и глухих, шипящих и свистящих, твердых и мягких; обучение применению изученных орфографических правил; изучение различных разрядов слов – названий предметов, названий действий предметов, предлогов, слов с непроверяемыми гласными; знакомство с предложением, правилам оформления предложения на письме; воспитание интереса к родному языку. Общая характеристика учебного предмета В младших классах умственно отсталым школьникам даются самые элементарные сведения по грамматике родного языка, усвоение которых важно для выработки у них достаточно осмысленного отношения к основным элементам языка. Овладение элементарными знаниями по грамматике прежде всего необходимо для приобретения практических навыков устной и письменной речи, формирования основных орфографических и пунктуационных навыков, в воспитании интереса к родному языку. Описание места учебного предмета в учебном плане Согласно учебному плану на изучение родного языка (русского) во 2 классе отводится 34 часа (1 час в неделю при 34 учебных неделях). При обучении на дому количество аудиторных занятий составляет 50% от общего количества часов, 50% часов выносится на самостоятельное изучение. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета Чтение и развитие речи как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Одним из результатов обучения чтению является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимся системы ценностей. Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осмысление постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой). Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры. Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как к среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы. Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей. Ценности истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности. Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам. Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремленности, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству. Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу. Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ У обучающихся будут сформированы - понимание ценности нравственных норм, закреплённых в языке народа, для жизни и здоровья человека, умение соотносить эти нормы с поступками как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту); - понимание сопричастности к языку своего народа (я — носитель языка), восприятие русского языка как основной, главной части культуры русского народа, понимание того, что изменения в культуре народа находят своё отражение в языке, внимание к особенностям народной устной речи (ритмический рисунок, мелодика текста) и изобразительным средствам русского языка (синонимы, антонимы, переносное значение слов); - осознание предложения и текста как средств для выражения мыслей и чувств, понимание разнообразия и богатства языковых средств для выражения мыслей и чувств; - адекватное восприятие оценки собственной деятельности, данной одноклассниками, учителем. Обучающиеся получат возможность для формирования: - осознания русского языка как основного средства мышления и общения; - восприятия русского языка как явления культуры русского народа, понимание связи развития языка с развитием культуры и общества; - понимания богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств, внимание к синонимическим средствам языка при выражении одной и той же мысли; - стремления к соблюдению языковых норм как условию взаимопонимания собеседников; - положительной мотивации к созданию собственных текстов; - положительной мотивации к изучению русского языка как средства общения, к решению различных коммуникативных задач (передавать информацию, просить, доказывать и т. д.); - способности к адекватной самооценке. Планируемые результаты предметной области «Родной язык и чтение на родном языке» обеспечивают формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи на родном языке, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на родном языке. В результате изучения курса «Родной язык (русский)» на уровне начального общего образования обучающийся научится: 1. при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»: - распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; с качествами и чувствами людей; родственными отношениями); - распознавать русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы; осознавать уместность употребления эпитетов и сравнений в речи; - использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова; - понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами; - понимать значение фразеологических оборотов, связанных с изученными темами; осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения; - использовать собственный словарный запас для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения; Обучающиеся получат возможность научиться: - соблюдать произносительные нормы в собственной речи (в объёме представленного в учебнике материала); - использовать свойства значений слов (однозначность, многозначность, слова с прямым и переносным значением, слова с близким и противоположным значением) при создании собственных высказываний; 2. при реализации содержательной линии «Язык в действии»: - соотносить собственную и чужую речь с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного); - соблюдать на письме и в устной речи нормы современного русского литературного языка (в рамках изученного); - произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного); - выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности; - проводить синонимические замены с учётом особенностей текста; заменять синонимическими конструкциями отдельные глаголы, у которых нет формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени; - выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже; с нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени); - соблюдать изученные пунктуационные нормы при записи собственного текста; - пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова; - пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов; - пользоваться учебным этимологическим словарём для уточнения происхождения слова; Обучающиеся получат возможность научиться: при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах; 3. при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»: - различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации; - владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога; - использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление; - использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения; - владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа; - анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами; составлять план текста, не разделённого на абзацы. - пересказывать текст с изменением лица; - создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных праздниках, об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами; - оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; - редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла; - соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинноследственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста; приводить объяснения заголовка текста. Обучающиеся получат возможность научиться: - распознавать типы текстов по их назначению: повествование, описание, рассуждение; - создавать тексты /сочинения/ в 8–12 предложений, правильно оформляя начало и конец предложений. - анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски; - соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи). Основное содержание учебного предмета Русский язык: прошлое и настоящее Слова, связанные с качествами и чувствами людей (например, добросердечный, доброжелательный, благодарный, бескорыстный); слова, связанные с обучением. Слова, называющие родственные отношения (например, матушка, батюшка, братец, сестрица, мачеха, падчерица). Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями (например, от корки до корки; вся семья вместе, так и душа на месте; прописать ижицу и т. д.). Сравнение с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму. Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы. Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова в языках других народов. Язык в действии Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи). Трудные случаи образования формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне). Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне). История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного). Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста. Секреты речи и текста Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы. Информативная функция заголовков. Типы заголовков. Составление плана текста, не разделённого на абзацы. Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица. Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности. Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов. Практический опыт использования учебных словарей в процессе редактирования текста. Основная форма организации учебного процесса – урок. № п/п Тема Кол-во часов 1 Русский язык: прошлое и настоящее 12 2 Язык в действии 8 3 Секреты речи и текста 14 ИТОГО 34 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 1. Примерная программа Родной язык (русский) авторского коллектива О.М. Александрова, Л.А. Вербицкая, С.И. Богданов, Е.И. Казакова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю. Романова, Л.А. Рябинина, О.В. Соколова. 2. Предметная линия системы «Школа России», авторы О.М. Александрова, Л.А. Вербицкая, С.И. Богданов, Е.И. Казакова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю. Романова, Л.А. Рябинина, О.В. Соколова. Русский родной язык. 2 класс. 3. Интернет-ресурсы. http: //pedsovet.org http: //www./k-yroky.ru/load/73-1-0-5219 http: //www. proshkolu.ru 4. Ноутбук.