АРП 6.3 Русский язык 2 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА № 7 Г.ФЕОДОСИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»
РАССМОТРЕНО
на заседании методического
объединения (протокол №1
от 30.08.2022г.)
Руководитель ШМО
________В.М. Плотникова

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
______________
Е.А. Хлюбко
30.08.2022 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор
___________________
С.А.Хачатрян
(приказ №287 от
31.08.2022г.)

Адаптированная рабочая программа
учебного предмета «Русский язык»
для умственно отсталых обучающихся с нарушениями
опорно-двигательного аппарата (НОДА)
(вариант 6.3)
2 класс
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа
начального общего образования обучающихся с НОДА (решение
Федерального учебно-методического объединения по общему образованию
от 22.12.2015 г. протокол №4/15)

Срок реализации – 1 год

Учитель: Мамутова А.А.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа по русскому языку для умственно отсталых
детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) во 2 классе составлена на
основе следующих документов:
1. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями);
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ)
(приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. №1598);
3. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального
общего

образования

обучающихся

с

НОДА

(решение

Федерального

учебно-

методического объединения по общему образованию от 22.12.2015 г. протокол №4/15).
У обучающихся с НОДА и интеллектуальной недостаточностью страдают все
стороны речи, что проявляется в системном нарушении речи школьника. Особенности и
степень выраженности нарушений речи зависят от локализации и тяжести первичного
дефекта, темпа созревания корковых речевых зон. При тяжелом поражении центральной
нервной системы наблюдается полное или почти полное отсутствие возможности
звукопроизношения в результате паралича речедвигательных мышц.
Нарушения артикуляционной моторики задерживают формирование голосовой
активности, влияют на звукопроизносительную сторону речи. Тяжесть нарушений
звукопроизношения может усиливаться за счет дыхательных расстройств, нарушения
голоса. Из-за снижения работы анализаторных систем школьники с НОДА и
интеллектуальной недостаточностью часто путают графически сходные буквы, цифры,
предметы, сходные по звучанию звуки, слова и т. п. Отмечаются трудности звуко буквенного анализа и синтеза, восприятия и понимания речи. Наблюдаются различные
виды расстройства письма, трудности овладения техникой чтения.
У некоторых обучающихся наблюдаются специфические затруднения при письме,
особенности учебной деятельности могут быть обусловлены несформированностью
зрительно-моторной координации, т.е. несогласованной работой руки и глаза.
Большинство

учащихся

с

НОДА

и

интеллектуальной

недостаточностью

пользуются фразовой речью, но предложения часто состоят из одного - трех слов из-за
ограниченности пассивного и активного словаря. Выявляются недостатки актуализации в
речи временных и пространственных связей и отношений. Речевые расстройства
затрудняют коммуникацию, снижают потребность в речевом общении. Используются

экспрессивно мимические (контактный взгляд, мимика, вокализации) и предметно
действенные (жесты) средства общения.
У

детей

значительно

повышен

тонус

мышц,

что

ведет

к

нарушению

звуковоспроизведения. Кроме этого, часто наблюдается слабость речевой мускулатуры,
которая отвечает за дыхание. Оно становится частым и поверхностным, что делает речь
невнятной, одни звуки заменяются другими, близкими по звучанию. Речь замедленна.
Детям трудно формироввать предложения, воспринимать обращенную речь на слух.
Словарный запас очень беден и не соответствует возрасту.
Пространственные нарушения зачастую не компенсируются не только к окончанию
начальной школы, но и к окончанию основной школы.
Цели образовательно-коррекционной работы:
 Развитие и совершенствование движений и сенсомоторики;
 Развитие

зрительного,

тактильного,

кинестетического,

кинезеологического,

барического восприятия;
 Развитие зрительной и слуховой памяти и внимания;
 Развитие пространственной ориентировки;
 Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов и явлений;
 Развитие мыслительных операций, мышления и умения устанавливать логические
связи между предметами, явлениями, событиями
 Развитие мимики посредством знаков препинания: вопрос (удивление), точка
(спокойствие), восклицательный знак (радость), многоточие (спокойствие с
длительной паузой).
Цель обучения: обеспечить целостный процесс обучения письму/печатанию учащегося с
НОДА

и

интеллектуальной

недостаточностью,

нуждающегося

в

комплексной

реабилитации.
Задачи:
 овладение элементарными знаниями по грамматике для приобретения
практических навыков устной и письменной речи;
 формирование познавательной деятельности учащихся и коррекция их
недостатков;
 развитие мелкой моторики рук и их координирования;
 приобретение начальных сведений по фонетике и графике: о звуках и буквах, о
гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам, о гласных
ударных и безударных, о согласных звонких и глухих, шипящих и свистящих,
твердых и мягких;

 обучение применению изученных орфографических правил;
 изучение различных разрядов слов – названий предметов, названий действий
предметов, предлогов, слов с непроверяемыми гласными;
 знакомство с предложением, правилам оформления предложения на письме;
 воспитание интереса к родному языку.
Общая характеристика учебного предмета
В младших классах умственно отсталым школьникам даются самые элементарные
сведения по грамматике, усвоение которых важно для выработки у них достаточно
осмысленного отношения к основным элементам языка. Овладение элементарными
знаниями по грамматике прежде всего необходимо для приобретения практических
навыков устной и письменной речи, формирования основных орфографических и
пунктуационных навыков, в воспитании интереса к родному языку.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Согласно учебному плану на изучение русского языка во 2 классе отводится 136
часов (4 часа в неделю при 34 учебных неделях). При обучении на дому количество
аудиторных занятий составляет 50% от общего количества часов, 50% часов выносится на
самостоятельное изучение.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Чтение и развитие речи как учебный предмет в начальной школе имеет большое
значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся
знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень
высок. Одним из результатов обучения чтению является осмысление и интериоризация
(присвоение) учащимся системы ценностей.
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены
бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осмысление постулатов
нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с
тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей
жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на
осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к
ней как к среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии,
совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты
художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского
языка, его выразительных возможностей.
Ценности истины – осознание ценности научного познания как части культуры
человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в
основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого
познания как ценности.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих
корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной
ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие
организованности,

целеустремленности,

ответственности,

самостоятельности,

ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества,
народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и
будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её
народу.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и
частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир,
сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
Личностные и предметные результаты освоения предмета
Личностные результаты:
 осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением,
занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
 самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
 понимание личной ответственности за свои поступки.
Регулятивные учебные действия
 ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
 пользоваться учебной мебелью;
 адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и
выходить из-за парты и т.д.)
 работать с учебными принадлежностями
 организовывать рабочее место;
 передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
 принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать
предложенному плану и работать в общем темпе;

 активно участвовать в деятельности, контролировать свои действия;
 оценивать действия одноклассников;
 соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать
оценку

деятельности,

оценивать

ее

с

учетом

предложенных

критериев,

корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Коммуникативные учебные действия:
 вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик,
ученик – класс, учитель - класс);
 использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и
учителем;
 обращаться за помощью и принимать помощь;
 слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности
и быту;
 договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников
спорной ситуации.
Предметные результаты.
Учащиеся научатся:
 отличать прописные и строчные буквы;
 характеризовать звуки русского языка: гласные; согласные звонкие и глухие,
твердые и мягкие, шипящие и свистящие;
 называть ударный слог, использовать знак ударения при письме/печатании.
 различать предложение, словосочетание, слово;
 правилам переноса слов;
 правилам правописания имен и фамилий людей, кличек животных.
Учащиеся получат возможность научиться:
 анализировать слова по звуковому составу, различать звуки гласные и
согласные, согласные звонкие и глухие, р-л, свистящие и шипящие, аффрикаты,
твердые и мягкие звуки на слух, в произношении, написании;
 списывать по слогам с рукописного и печатного текста;
 писать

под

диктовку

произношением,

слова,

простые

предварительного анализа;

по

написание

которых

не

структуре

предложения,

расходится
текст

с

после

 определять и различать группы слов по вопросам: слова-предметы, словадействия, слова – признаки и предлоги.
 писать предложения с заглавной буквы, в конце предложения ставить точку;
 составлять по заданию предложения, выделять предложения из текста.
 безошибочно списывать текст объемом 10-15 слов;
 писать под диктовку тексты объемом 10-15 слов в соответствии с изученными
правилами правописания;
 проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять
орфографические и пунктуационные ошибки.
 пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в
нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных
словарях и справочниках.
Основное содержание учебного предмета


Повторение – 12ч. Понятие о предложении. Оформление предложения при
письме. Предложение и его схема. Составление схемы предложения.
Распространение предложений. Составление предложений. Слово. Составление
предложений с данным словом. Звуки и буквы. Выделение первого и
последнего звука в заданных словах. Выделение первого звука в слове и
обозначение его буквой. Заглавные буквы. Строчные буквы. Алфавит. Письмо
слов и предложений. Составление предложений из двух – трех слов.

 Звуки и буквы – 71ч. Гласные звуки и буквы. Согласные звуки и буквы.
Различение гласных и согласных звуков и букв. Слово. Выделение звука из
слова. Установление количества звуков и букв в слове. Определение
последовательности звуков и букв в слове (работа с условно-графической
схемой). Слова, которые отличаются одним звуком. Слова, которые отличаются
одним звуком. Слова, которые различаются количеством звуков. Слова,
которые различаются количеством звуков. Слова, которые отличаются
последовательностью звуков. Слова, которые отличаются последовательностью
звуков. Слова с гласной э. Слова с гласной э. Слова со стечением согласных.
Сравнение слов вида сон – слон, мосты – мост. Диктант «Лиса». Работа над
ошибками. Ударение в словах. Ударение в словах. Выделение ударного
гласного в слове. Постановка знака ударения. Выделение ударного гласного в
слове. Постановка знака ударения. Ударные и безударные гласные. Постановка
знака ударения. Ударные и безударные гласные. Постановка знака ударения.

Повторение пройденного материала по теме «Гласные ударные и безударные.
Их различение в двусложных словах. Постановка знака ударения». Слог как
часть слова. Определение количества слогов в слове по числу гласных букв.
Деление слов на слоги. Определение количества слогов в слове по числу
гласных букв. Деление слов на слоги. Слог. Деление слов на слоги. Слог.
Деление слов на слоги. Гласные в образовании слогов. Перенос слов. Перенос
части слова при письме. Перенос слов по слогам. Варианты переноса слова.
Перенос слов по слогам. Правила переноса. Слова с буквами и и й, их
различие, деление слов на слоги Слова с буквами и и й, их различие, деление
слов на слоги. Согласные артикуляторно сходные р – л. Их различение на слух
и в произношении. Написание слов с этими согласными Согласные
артикуляторно сходные р – л. Их различение на слух и в произношении.
Написание слов с этими согласными. Повторение пройденного материала по
теме

«Звуки

и

буквы».

Определение

звонких

и

глухих

согласных

Дифференциация б - п. Дифференциация в – ф. Дифференциация г – к.
Дифференциация д – т. Дифференциация ж – ш. Дифференциация з – с.
Обобщение дифференциации звонких и глухих согласных. Обобщение
дифференциации звонких и глухих согласных. Повторение пройденного
материала по теме «Согласные звонкие и глухие». Контрольное списывание
“Зайка”. Работа над ошибками по теме «Согласные звонкие и глухие».
Шипящие согласные. Различение на слух и в произношении. Написание слов с
этими

согласными.

Шипящие

согласные.

Различение

на

слух

и

в

произношении. Написание слов с этими согласными. Свистящие согласные.
Различение на слух и в произношении. Написание слов с этими согласными.
Дифференциация

свистящих

и

шипящих

согласных:

(ч-ть-щ,

щ-ть-с).

Повторение. Слова с гласными и, е, ю, я в начале слова. Буква е в начале слова
или слога. Буква е в начале слова или слога. Буква ё в начале слова или слога.
Буква ю вначале слова или слога. Буква я вначале слова или слога. Слова с
гласными и, е, ю, я в начале слова и после гласных. Деление слов на слоги.
Слова с гласными и, е, ю, я в начале слова и после гласных. Деление слов на
слоги. Согласные твердые и мягкие, их различение на слух и в произношении.
Обозначение мягкости согласных гласными буквами е, ё, и, ю, я. Различение на
слух и произношению твердых и мягких согласных. Обозначение мягкости
согласных гласными буквами е, ё, и, ю, я. Гласные ы – и после твердых и
мягких согласных. Гласные о - ё после твердых и мягких согласных. Гласные у

- ю после твердых и мягких согласных Гласные а - я после твердых и мягких
согласных. Гласная е после мягких согласных. Различение твердых и мягких
согласных. Различение твердых и мягких согласных. Буква ь для обозначения
мягкости согласных в конце слова. Различение на слух и произношению
твердых и мягких согласных. Обозначение мягкости согласных в конце слова.
Сравнение пар слов типа угол – уголь по смыслу, произношению. Правила
правописания мягкого знака на конце слова. Правописание слов с мягким
знаком на конце слова. Практические упражнения в чтении и написании слов с
разделительным мягким знаком. Повторение по теме: “Разделительный мягкий
знак на конце слов”. Практические упражнения в чтении и написании слов с
разделительным твердым знаком. Различение слов с твердыми и мягкими
согласными на конце.
 Слово – 34ч. Предмет и его название. Названия предметов, отвечающие на
вопрос что это? Различение названий частей предмета. Различение сходных
предметов и их названий. Обобщающие слова для группы однородных
предметов. Названия предметов, отвечающие на вопрос кто это? Названия
предметов, отвечающие на вопрос кто это? Обобщающие слова для группы
однородных предметов. Различение слов, отвечающих на вопросы кто это? что
это? Различение слов, обозначающих один и несколько одинаковых предметов.
Большая буква в именах людей. Большая буква в именах и фамилиях.
Правописание имен и фамилий людей, употребление их в предложении.
Большая буква в кличках животных. Большая буква в именах и фамилиях
людей, кличках животных. Контрольное списывание. Работа над ошибками по
теме «Большая буква в именах, фамилиях людей, кличках животных». Действие
и его название. Название действий предметов по вопросам что делает?
Название действий предметов по вопросам что делают? Название действий
предметов по вопросам что делает?

что делают? Слова, обозначающие

действия предметов. Повторение пройденного материала по теме «Слово».
Группировка действий по признаку их однородности (кто как голос подает, кто
как передвигается). Различение предметов по их действиям (птица летает, а
рыба плавает). Согласование слов, обозначающих действия со словами,
обозначающими предметы. Согласование слов, обозначающих действия со
словами,

обозначающими

предметы.

Название

предметов

и

действий.

Выделение названий предметов и действий по вопросам. Согласование слов,
обозначающих действия, со словами, обозначающими предметы. Согласование

слов, обозначающих действия, со словами, обозначающими предметы. Предлог.
Предлог - как отдельное слово. Предлоги в, из, на, у, с. Раздельное написание
предлогов со словами, к которым они относятся. Раздельное написание
предлогов со словами, к которым они относятся. Правописание слов с
непроверяемыми написаниями в корне, взятых из словаря. Выделение
«трудной» гласной в словах. Написание гласных в словах-родственниках.
 Предложение – 10ч. Понятие о предложении. Выделение предложения из
текста.

Правила

записи

предложения.

Правила

записи

предложения.

Предложение и его схема. Связь слов в предложении. Порядок слов в
предложении. Заканчивание начатого предложения. Составление предложений
по предметной картинке. Составление предложений по сюжетной картинке.
 Повторение пройденного за год – 9ч. Звонкие и глухие согласные.
Обозначение мягкости согласных (все случаи). Слова, обозначающие название
предметов и название действий. Большая буква в именах, фамилиях людей,
кличках животных. Раздельное написание предлога со словом, к которому он
относится. Предложение. Написание прописной буквы в начале предложения и
точки в конце предложения. Обобщение пройденного материала.
Основная форма организации учебного процесса – урок.
№ п/п

Тема

Кол-во часов

1

«Повторение»

12

2

«Звуки и буквы»

71

3

«Слово»

34

4

«Предложение»

10

5

«Повторение пройденного за год»

9

ИТОГО

136

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
1. В.П.Канакина,В.Г.Горецкий и др.,

Русский язык, рабочие программы 1-4 классы,

Москва, Просвещение, 2014 год.
2. Предметная линия системы «Школа России», авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.
Русский язык. 2 класс. Учебник для общеобразоваетльный учреждений. В двух частях.
Ч.1,2. Школа России. Москва, Просвещение, 2014.
3. Интернет-ресурсы.
http: //pedsovet.org

http: //www./k-yroky.ru/load/73-1-0-5219
http: //www. proshkolu.ru
4.

Ноутбук.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».