МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА № 7 Г.ФЕОДОСИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ» РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения (протокол №1 от 30.08.2022г.) Руководитель ШМО ________В.М. Плотникова СОГЛАСОВАНО Заместитель директора ______________ Е.А. Хлюбко 30.08.2022 г. УТВЕРЖДАЮ Директор ___________________ С.А.Хачатрян (приказ №287 от 31.08.2022г.) Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Технология (ручной труд)» для умственно отсталых обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) (вариант 6.3) 2 класс Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с НОДА (решение Федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 22.12.2015 г. протокол №4/15) Срок реализации – 1 год Учитель: Умерова Л.Н. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Адаптированная рабочая программа по технологии (ручной труд) для умственно отсталых детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) во 2 классе составлена на основе следующих документов: 1. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями); 2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) (приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. №1598); 3. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с НОДА (решение Федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 22.12.2015 г. протокол №4/15). Степень тяжести двигательных нарушений, сочетающаяся с психологическими признаками повреждения ЦНС и возможной патологией анализаторов, может быть различной. Среди обучающихся есть школьники, которые передвигаются самостоятельно, у них недостаточно развита манипулятивная деятельность, могут наблюдаться патологические позы, нарушения походки, гиперкинезы и др. Некоторые дети передвигаются с помощью специальных вспомогательных средств (трости, костыли, ходунки и др.), у них так же нарушена манипулятивная функция. Обучающиеся, не имеющие возможность самостоятельно ходить, передвигаются с посторонней помощью в колясках, их манипулятивная деятельность ограничена. Последовательность и темп созревания всех двигательных функций ведёт к задержке формирования произвольных двигательных актов, неспособности произвольно управлять процессом мышечного движения. Познавательная сфера таких обучающихся характеризуется недоразвитием познавательных интересов, которое выражается в том, что они меньше, чем их нормативно развивающиеся сверстники, испытывают потребность в познании. В результате чего эта категория школьников получают неполные, а порой искаженные представления об окружающем, их опыт крайне беден. Учащимся с НОДА и интеллектуальной недостаточностью требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал (картину, текст и т.п.). Замедленность восприятия усугубляется еще и тем, что из-за умственного недоразвития они с трудом выделяют главное, не понимают внутренние связи между частями, персонажами и пр. Поэтому восприятие их отличается и меньшей дифференцированностью. Отмечается также узость объема восприятия. Также возможны трудности восприятия пространства и времени, что мешает школьникам с НОДА и интеллектуальной недостаточностью ориентироваться в окружающем. Особую трудность представляет для них различение оттенков цвета. Из-за несовершенства анализа затруднено формирование целостного образа предметов. Выделяя в предметах отдельные их части, они не устанавливают связи между ними, поэтому затрудняются составить представление о предмете в целом. Отличительной чертой мышления учащихся, имеющих сочетание НОДА и интеллектуальной недостаточности, может быть некритичность, невозможность самостоятельно оценить свою работу. По степени тяжести нарушений двигательных функций и по сформированности двигательных навыков учащиеся с НОДА и интеллектуальной недостаточностью разделяются на две группы: В первую группу входят обучающиеся с НОДА и интеллектуальной недостаточностью, имеющие относительно сохранную моторику рук. Такие обучающиеся самостоятельно могут держать в руке инструменты и материалы для изготовления изделия: ножницы, швейные иглы №17 – 22, шило, линейку, карандаш, бумагу, картон, лоскутки тканей. На уроках требуется незначительная помощь взрослого. Во вторую группу входят обучающиеся с НОДА и интеллектуальной недостаточностью с тяжелыми нарушениями. У таких учащихся грубо нарушена/отсутствует моторика рук. На уроках учащимся требуется постоянная помощь взрослого. Цели образовательно-коррекционной работы Развитие и совершенствование движений и сенсомоторики; Развитие зрительного, тактильного, кинестетического, кинезеологического, барического восприятия Развитие зрительной и слуховой памяти и внимания Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов и явлений Развитие пространственных представлений и ориентации Развитие временных представлений Развитие мыслительных операций, мышления и умения устанавливать логические связи между предметами, явлениями, событиями. Цель: формирование трудовых умений и навыков, духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение национальным культурным наследием. Задачами трудового обучения являются: 1. Коррекция интеллектуальных и физических недостатков обучающихся с учётом их возрастных особенностей. 2. Формирование знаний о различных материалах и умения выбирать способы обработки, в зависимости от свойств материалов. 3. Формирование трудовых умений и навыков. 4. Обогащение ребёнка знаниями и сведениями о поделочных материалах, об окружающем рукотворном предметном мире, созданном из этих материалов. 5. Воспитание у детей любви и привычки к разнообразным видам труда. Коррекционная работа выражается в развитии ряда умений, необходимых для выполнения трудовых заданий: ориентироваться в задании, предварительно планировать ход работы над изделием, контролировать свою работу. Трудовое обучение необходимо использовать для пополнения знаний познавательной деятельности, в первую очередь наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки. Коррекционного воздействия в процессе обучения ручному труду требуют также недоразвитие моторики, нарушение координации движений. Типологические и личностные особенности школьников с НОДА и УО, различие степени их самостоятельности в труде требуют дифференцированного подхода. Также в ходе обучения труду обязателен индивидуальный подход к учащимся с НОДА и УО, изучение, наблюдение за успехами и выявление возможностей ученика. При обучении труду необходимо также систематически осуществлять эстетическое воспитание. Следует помочь детям понять и почувствовать красоту изделий, красоту материала, особенности его фактуры и т.д. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Обучение труду во 2 классе направлено на решение общих и специальных задач, на подготовку обучающихся к профессионально-трудовому обучению. На занятиях по ручному труду учебные задачи решаются в практической деятельности обучающихся, организованной на основе изготовления ими изделий доступной сложности и понятного назначения. Особенностью обучения практической работе является первоначальное использование безорудийного ручного труда (разрывание, обрывание, сминание, сгибание, скатывание, наматывание, связывание, плетение, лепка и т.д.), затем выполнение работы (лепка, вырезание, конструирование, шитьё и т.д.) с применением инструментов (ножницы, стеки, иголка и т.д.). Учитывая это, учитель поможет детям с ОВЗ постепенно овладеть умением обрабатывать предлагаемые поделочные материалы, при этом рационально используя разнообразные технологические приёмы. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Адаптированная рабочая программа по технологии (вариант 6.3) во 2 классе рассчитана на 68 часов в год, 2 часа в неделю. При обучении на дому количество аудиторных занятий составляет 50% от общего количества часов, 50% часов выносится на самостоятельное изучение. В соответствии с Примерной АООП длительность уроков 40 минут. ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ Технология по своей сути является комплексным и интегративным учебным предметом. В содержательном плане он предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми предметами начальной школы. Урок технологии обладает уникальными возможностями духовно-нравственного развития личности: - освоение проблемы гармоничной среды обитания человека позволяет школьникам получить устойчивые и систематические представления о достойном образе жизни в гармонии с окружающим миром; - воспитанию духовности способствует также активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для мастера; - ознакомление с народными ремёслами, изучение народных культурных традиций также имеет огромный нравственный смысл. Учебный предмет «Технология (ручной труд)» обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья подрастающего поколения ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА Личностные результаты 1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; 2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; 4) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни; 5) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; 8) принятие и освоение социальной роли учащегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности; 9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; 10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; 11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей. Предметные результаты Учащиеся научатся: организовать рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, (рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте); называть инструменты, необходимые на уроках ручного труда, их устройства, соблюдать правила техники безопасной работы с колющими и режущими инструментами; с помощью учителя анализировать объект, подлежащего изготовлению, выделять и называть его признаки и свойства; определять способы соединения деталей; использовать в работе доступные материалы (глина и пластилин; природные материалы; бумага и картон; нитки и ткан); Учащиеся получат возможность научиться: находить необходимую информацию в материалах учебника, рабочей тетради; составлять стандартного плана работы по пунктам; отбирать доступные технологические приемы ручной обработки в зависимости от свойств материалов и поставленных целей; экономно расходовать материалы; осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и корректировать хода практической работы; оценивать свои изделия и изделия одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец). воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей; сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; проявление готовности к самостоятельной жизни. Минимальный уровень С постоянной помощью учителя/воспитателя: Следуют инструкциям при выполнении работы; Отбирают необходимые инструменты и материалы, необходимые для изготовления изделия; Оценивают результаты собственной деятельности и одноклассников; Изготавливают изделие. Регулятивные: организовывать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте; планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью; следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в других информационных источниках различных видов: учебнике, дидактическом материале и пр.; руководствоваться правилами при выполнении работы; устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами и прогнозировать действия для получение необходимых результатов; ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Работа с бумагой и картоном (15 ч) Технические сведения. Применение и назначение картона. Свойства и особенности картона: сгибается, ломается по сгибу, режется; впитывает влагу, более прочный, чем бумага; толщина картона, цвет. Элементарные сведения о короблении картона. Правила оклеивания картона бумагой. Инструменты, применяемые для работы с картоном, их назначение. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы. Приемы работы. Разметка бумаги и картона по трафарету и шаблону. Смазывание клеем бумаги по всей поверхности при оклеивании картона. Резание картона ножницами по линиям разметки. Синхронность работы обеих рук при резании по прямым и кривым линиям. Разметка бумаги и картона по линейке способом откладывания нужного размера на верхней и нижней кромке заготовки и проведения прямой линии между двумя точками параллельно обрезной кромке листа. Ведение отсчета от нулевого деления. Оклеивание картона бумагой с обеих сторон. Работа с глиной и пластилином (18 ч) Технические сведения. Назначение глины и применение этого материала в народном хозяйстве. Глина – строительный материал. Назначение инструментов: киянки, рубанка, молотка. Организация рабочего места при выполнении лепки. Применение глины для изготовления посуды. Ознакомление учащихся с керамическими изделиями из глины. Отделочные работы на изделиях из глины. Пропорции лепных фигур птиц и зверей. Понятие о динамике в скульптурных изображениях. Пространственное положение деталей на макете. Пропорциональное соотношение элементов макета. Значение цвета. Главное и второстепенное в изделии. Приемы работы. Обработка материала с применением резака. Обработка стекой плоскостей и ребер геометрических тел. Соединение деталей способом примазывания. Определение на глаз и с помощью линейки высоты, длины и ширины изделия. Лепка посуды способом вдавливания и расплющивания стенок изделия пальцами. Обработка изделия стекой. Нанесение рисунка с помощью стеки. Отделка изделия цветным пластилином. Окраска изделий из глины гуашевыми красками. Расчленение формы изображения на простые геометрические формы. Нахождение пропорций в изделии. Обработка пластического материала руками и стекой с соблюдением пропорций. Соединение вылепленных деталей в одно целое способом примазывания. Закрепление деталей макета на подставке способом примазывания. Лепка элементов макета по каркасу из палочек и тонкой проволоки. Пластическое и цветовое решение задания. Работа с природными материалами (12 ч) Технические сведения. Свойства материалов, используемые при работе: цвет, форма, твердость, особенности поверхности. Инструменты, применяемые при работе: шило, нож, ножницы. Материалы, используемые для скрепления деталей. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Свойства засушенных листьев, цветов, трав, мха, перьев, используемых в работе. Клеящие составы: БФ, казеиновый клей. Инструменты: нож, ножницы, игла, кисть. Правила работы с режущими инструментами и клеем. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила составление макета. Свойства и применение материалоотходов. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Приемы работы. Соединение деталей с помощью клея, проволоки, ниток, палочек. Соблюдение пропорций. Приклеивание засушенных листьев, цветов, мха, соломы, коры, опилок, перьев на подложку. Составление композиции. Закрепление отдельных деталей и фигур на подставке. Рациональное применение материалоотходов. Соблюдение пропорций в изделии и между деталями макета. Работа с текстильными материалами (23 ч) Технические сведения. Применение и назначение ниток, тесьмы, шпагата, тонкой веревки, сутажа. Свойства ниток: цвет, толщина; разрезаются, разрываются; скручиваются, сплетаются. Виды пуговиц. Инструменты. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы. Применение и назначение тканей в жизни людей. Элементарные понятия о сортах тканей и их назначении. Свойства и особенности тканей как материала. Лицевые и изнаночные стороны тканей. Назначение ручных стежков, их виды. Инструменты, применяемые при работе с тканями, и их назначение: ножницы, иглы, наперсток, булавки. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с текстильными материалами. Виды ручных отделочных стежков: сметочный и «Шнурок» Инструменты, применяемые при работе с тканями. Подбор ниток для вышивки по цвету, толщине. Организация рабочего места. Правила безопасной работы. Приемы работы. Намотка ниток на картон, связывание, перевязывание, разрезание, скручивание; плетение, витье шнурка. Завязывание узелка на конец нити. Пришивание пуговиц с подкладыванием палочки. Составление выкройки по заданным размерам под руководством учителя. Раскрой материала по выкройке. Рациональное использование материала. Выполнение сметочного стежка справа налево, поднимая на иглу и пропуская под нее одинаковое число нитей. Выполнение стежка «шнурок» справа налево: сначала выполнить сметочный стежок, затем вводить иглу с ниткой того же цвета поочередно сверху вниз под каждый стежок первой строчки. Соблюдение порядка вышивания. Основная форма организации учебного процесса – урок. № п/п 1 2 3 4 Тема «Работа с бумагой и картоном» «Работа с глиной и пластилином» «Работа с природными материалами» «Работа с текстильными материалами» ИТОГО Кол-во часов 15 18 12 23 68 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 1. Интернет-ресурсы. http: //pedsovet.org http: //www./k-yroky.ru/load/73-1-0-5219 http: //www. proshkolu.ru 2. Ноутбук. 3. Клей, ножницы, цветная бумага, картон, пластилин, ткань, иголка, нитки.