АРП 6.3 Технология (ручной труд) 2 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА № 7 Г.ФЕОДОСИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»
РАССМОТРЕНО
на заседании методического
объединения (протокол №1
от 30.08.2022г.)
Руководитель ШМО
________В.М. Плотникова

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
______________
Е.А. Хлюбко
30.08.2022 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор
___________________
С.А.Хачатрян
(приказ №287 от
31.08.2022г.)

Адаптированная рабочая программа
учебного предмета «Технология (ручной труд)»
для умственно отсталых обучающихся с нарушениями
опорно-двигательного аппарата (НОДА)
(вариант 6.3)
2 класс
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа
начального общего образования обучающихся с НОДА (решение
Федерального учебно-методического объединения по общему образованию от
22.12.2015 г. протокол №4/15)

Срок реализации – 1 год

Учитель: Умерова Л.Н.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа по технологии (ручной труд) для умственно
отсталых детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) во 2 классе
составлена на основе следующих документов:
1. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями);
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ)
(приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. №1598);
3. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального
общего образования обучающихся с НОДА (решение Федерального учебно-методического
объединения по общему образованию от 22.12.2015 г. протокол №4/15).
Степень тяжести двигательных нарушений, сочетающаяся с психологическими
признаками повреждения ЦНС и возможной патологией анализаторов, может быть
различной. Среди обучающихся есть школьники, которые передвигаются самостоятельно,
у них недостаточно развита манипулятивная деятельность, могут наблюдаться
патологические позы, нарушения походки, гиперкинезы и др. Некоторые дети
передвигаются с помощью специальных вспомогательных средств (трости, костыли,
ходунки и др.), у них так же нарушена манипулятивная функция. Обучающиеся, не
имеющие возможность самостоятельно ходить, передвигаются с посторонней помощью в
колясках, их манипулятивная деятельность ограничена. Последовательность и темп
созревания всех двигательных функций ведёт к задержке формирования произвольных
двигательных актов, неспособности произвольно управлять процессом мышечного
движения.
Познавательная сфера таких обучающихся характеризуется недоразвитием
познавательных интересов, которое выражается в том, что они меньше, чем их нормативно
развивающиеся сверстники, испытывают потребность в познании. В результате чего эта
категория школьников получают неполные, а порой искаженные представления об
окружающем, их опыт крайне беден.
Учащимся с НОДА и интеллектуальной недостаточностью требуется значительно
больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал (картину, текст и т.п.).
Замедленность восприятия усугубляется еще и тем, что из-за умственного недоразвития
они с трудом выделяют главное, не понимают внутренние связи между частями,
персонажами
и
пр.
Поэтому
восприятие
их
отличается
и
меньшей
дифференцированностью. Отмечается также узость объема восприятия.
Также возможны трудности восприятия пространства и времени, что мешает
школьникам с НОДА и интеллектуальной недостаточностью ориентироваться в
окружающем. Особую трудность представляет для них различение оттенков цвета. Из-за
несовершенства анализа затруднено формирование целостного образа предметов. Выделяя
в предметах отдельные их части, они не устанавливают связи между ними, поэтому
затрудняются составить представление о предмете в целом.
Отличительной чертой мышления учащихся, имеющих сочетание НОДА и
интеллектуальной недостаточности, может быть некритичность, невозможность
самостоятельно оценить свою работу.
По степени тяжести нарушений двигательных функций и по сформированности
двигательных навыков учащиеся с НОДА и интеллектуальной недостаточностью
разделяются на две группы:
 В первую группу входят обучающиеся с НОДА и интеллектуальной
недостаточностью, имеющие относительно сохранную моторику рук. Такие обучающиеся
самостоятельно могут держать в руке инструменты и материалы для изготовления изделия:

ножницы, швейные иглы №17 – 22, шило, линейку, карандаш, бумагу, картон, лоскутки
тканей. На уроках требуется незначительная помощь взрослого.
 Во вторую группу входят обучающиеся с НОДА и интеллектуальной
недостаточностью с тяжелыми нарушениями.
У таких учащихся грубо
нарушена/отсутствует моторика рук. На уроках учащимся требуется постоянная помощь
взрослого.
Цели образовательно-коррекционной работы
 Развитие и совершенствование движений и сенсомоторики;
 Развитие зрительного, тактильного, кинестетического, кинезеологического,
барического восприятия
 Развитие зрительной и слуховой памяти и внимания
 Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов и явлений
 Развитие пространственных представлений и ориентации
 Развитие временных представлений
 Развитие мыслительных операций, мышления и умения устанавливать логические
связи между предметами, явлениями, событиями.
Цель: формирование трудовых умений и навыков, духовной культуры личности,
приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение национальным культурным
наследием.
Задачами трудового обучения являются:
1. Коррекция интеллектуальных и физических недостатков обучающихся с учётом их
возрастных особенностей.
2. Формирование знаний о различных материалах и умения выбирать способы
обработки, в зависимости от свойств материалов.
3. Формирование трудовых умений и навыков.
4. Обогащение ребёнка знаниями и сведениями о поделочных материалах, об
окружающем рукотворном предметном мире, созданном из этих материалов.
5. Воспитание у детей любви и привычки к разнообразным видам труда.
Коррекционная работа выражается в развитии ряда умений, необходимых для
выполнения трудовых заданий: ориентироваться в задании, предварительно планировать
ход работы над изделием, контролировать свою работу. Трудовое обучение необходимо
использовать для пополнения знаний познавательной деятельности, в первую очередь
наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки. Коррекционного
воздействия в процессе обучения ручному труду требуют также недоразвитие моторики,
нарушение координации движений.
Типологические и личностные особенности школьников с НОДА и УО, различие
степени их самостоятельности в труде требуют дифференцированного подхода. Также в
ходе обучения труду обязателен индивидуальный подход к учащимся с НОДА и УО,
изучение, наблюдение за успехами и выявление возможностей ученика.
При обучении труду необходимо также систематически осуществлять эстетическое
воспитание. Следует помочь детям понять и почувствовать красоту изделий, красоту
материала, особенности его фактуры и т.д.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Обучение труду во 2 классе направлено на решение общих и специальных задач, на
подготовку обучающихся к профессионально-трудовому обучению.
На занятиях по ручному труду учебные задачи решаются в практической
деятельности обучающихся, организованной на основе изготовления ими изделий
доступной сложности и понятного назначения. Особенностью обучения практической
работе является первоначальное использование безорудийного ручного труда (разрывание,
обрывание, сминание, сгибание, скатывание, наматывание, связывание, плетение, лепка и
т.д.), затем выполнение работы (лепка, вырезание, конструирование, шитьё и т.д.) с

применением инструментов (ножницы, стеки, иголка и т.д.). Учитывая это, учитель
поможет детям с ОВЗ постепенно овладеть умением обрабатывать предлагаемые
поделочные материалы, при этом рационально используя разнообразные технологические
приёмы.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Адаптированная рабочая программа по технологии (вариант 6.3) во 2 классе
рассчитана на 68 часов в год, 2 часа в неделю. При обучении на дому количество
аудиторных занятий составляет 50% от общего количества часов, 50% часов выносится на
самостоятельное изучение.
В соответствии с Примерной АООП длительность уроков 40 минут.
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ
Технология по своей сути является комплексным и интегративным учебным
предметом. В содержательном плане он предполагает реальные взаимосвязи практически
со всеми предметами начальной школы. Урок технологии обладает уникальными
возможностями духовно-нравственного развития личности:
- освоение проблемы гармоничной среды обитания человека позволяет школьникам
получить устойчивые и систематические представления о достойном образе жизни в
гармонии с окружающим миром;
- воспитанию духовности способствует также активное изучение образов и
конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для
мастера;
- ознакомление с народными ремёслами, изучение народных культурных традиций
также имеет огромный нравственный смысл.
Учебный предмет «Технология (ручной труд)» обеспечивает реальное включение в
образовательный
процесс
различных
структурных
компонентов
личности
(интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в
их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления
психического и физического здоровья подрастающего поколения
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Личностные результаты
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою
Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
5) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия;
8) принятие и освоение социальной роли учащегося, проявление социально значимых
мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других
людей.
Предметные результаты
Учащиеся научатся:

 организовать рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы,
(рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе,
сохранять порядок на рабочем месте);
 называть инструменты, необходимые на уроках ручного труда, их устройства,
соблюдать правила техники безопасной работы с колющими и режущими инструментами;
 с помощью учителя анализировать объект, подлежащего изготовлению, выделять
и называть его признаки и свойства; определять способы соединения деталей;
 использовать в работе доступные материалы (глина и пластилин; природные
материалы; бумага и картон; нитки и ткан);
Учащиеся получат возможность научиться:
 находить необходимую информацию в материалах учебника, рабочей тетради;
 составлять стандартного плана работы по пунктам;
отбирать доступные технологические приемы ручной обработки в зависимости от
свойств материалов и поставленных целей; экономно расходовать материалы;
 осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и
корректировать хода практической работы;
 оценивать свои изделия и изделия одноклассников (красиво, некрасиво,
аккуратно, похоже на образец).
 воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
 развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других
людей;
 сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
 проявление готовности к самостоятельной жизни.
Минимальный уровень
С постоянной помощью учителя/воспитателя:
 Следуют инструкциям при выполнении работы;
 Отбирают необходимые инструменты и материалы, необходимые для
изготовления изделия;
 Оценивают результаты собственной деятельности и одноклассников;
 Изготавливают изделие.
Регулятивные:
организовывать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой
работы, сохранять порядок на рабочем месте; планировать предстоящую практическую
работу, соотносить свои действия с поставленной целью; следовать при выполнении
работы инструкциям учителя или представленным в других информационных источниках
различных видов: учебнике, дидактическом материале и пр.; руководствоваться
правилами при выполнении работы; устанавливать причинно-следственные связи между
выполняемыми действиями и их результатами и прогнозировать действия для получение
необходимых результатов;
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Работа с бумагой и картоном (15 ч)
Технические сведения. Применение и назначение картона. Свойства и особенности
картона: сгибается, ломается по сгибу, режется; впитывает влагу, более прочный, чем
бумага; толщина картона, цвет. Элементарные сведения о короблении картона. Правила
оклеивания картона бумагой. Инструменты, применяемые для работы с картоном, их
назначение. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических
требований. Правила безопасной работы.

Приемы работы. Разметка бумаги и картона по трафарету и шаблону. Смазывание
клеем бумаги по всей поверхности при оклеивании картона. Резание картона ножницами
по линиям разметки. Синхронность работы обеих рук при резании по прямым и кривым
линиям.
Разметка бумаги и картона по линейке способом откладывания нужного размера на
верхней и нижней кромке заготовки и проведения прямой линии между двумя точками
параллельно обрезной кромке листа. Ведение отсчета от нулевого деления. Оклеивание
картона бумагой с обеих сторон.
Работа с глиной и пластилином (18 ч)
Технические сведения. Назначение глины и применение этого материала в народном
хозяйстве. Глина – строительный материал. Назначение инструментов: киянки, рубанка,
молотка. Организация рабочего места при выполнении лепки.
Применение глины для изготовления посуды. Ознакомление учащихся с
керамическими изделиями из глины. Отделочные работы на изделиях из глины.
Пропорции лепных фигур птиц и зверей. Понятие о динамике в скульптурных
изображениях.
Пространственное положение деталей на макете. Пропорциональное соотношение
элементов макета. Значение цвета. Главное и второстепенное в изделии.
Приемы работы. Обработка материала с применением резака. Обработка стекой
плоскостей и ребер геометрических тел. Соединение деталей способом примазывания.
Определение на глаз и с помощью линейки высоты, длины и ширины изделия.
Лепка посуды способом вдавливания и расплющивания стенок изделия пальцами.
Обработка изделия стекой. Нанесение рисунка с помощью стеки. Отделка изделия цветным
пластилином. Окраска изделий из глины гуашевыми красками. Расчленение формы
изображения на простые геометрические формы. Нахождение пропорций в изделии.
Обработка пластического материала руками и стекой с соблюдением пропорций.
Соединение вылепленных деталей в одно целое способом примазывания.
Закрепление деталей макета на подставке способом примазывания. Лепка элементов
макета по каркасу из палочек и тонкой проволоки. Пластическое и цветовое решение
задания.
Работа с природными материалами (12 ч)
Технические сведения. Свойства материалов, используемые при работе: цвет, форма,
твердость, особенности поверхности. Инструменты, применяемые при работе: шило, нож,
ножницы. Материалы, используемые для скрепления деталей. Организация рабочего места.
Соблюдение санитарно-гигиенических требований.
Свойства засушенных листьев, цветов, трав, мха, перьев, используемых в работе.
Клеящие составы: БФ, казеиновый клей. Инструменты: нож, ножницы, игла, кисть. Правила
работы с режущими инструментами и клеем. Организация рабочего места. Соблюдение
санитарно-гигиенических требований.
Правила составление макета. Свойства и применение материалоотходов.
Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований.
Приемы работы. Соединение деталей с помощью клея, проволоки, ниток, палочек.
Соблюдение пропорций.
Приклеивание засушенных листьев, цветов, мха, соломы, коры, опилок, перьев на
подложку. Составление композиции.
Закрепление отдельных деталей и фигур на подставке. Рациональное применение
материалоотходов. Соблюдение пропорций в изделии и между деталями макета.
Работа с текстильными материалами (23 ч)
Технические сведения. Применение и назначение ниток, тесьмы, шпагата, тонкой
веревки, сутажа.

Свойства ниток: цвет, толщина; разрезаются, разрываются; скручиваются,
сплетаются. Виды пуговиц. Инструменты. Организация рабочего места. Соблюдение
санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы.
Применение и назначение тканей в жизни людей. Элементарные понятия о сортах
тканей и их назначении. Свойства и особенности тканей как материала. Лицевые и
изнаночные стороны тканей. Назначение ручных стежков, их виды. Инструменты,
применяемые при работе с тканями, и их назначение: ножницы, иглы, наперсток, булавки.
Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при
работе с текстильными материалами. Виды ручных отделочных стежков: сметочный и
«Шнурок»
Инструменты, применяемые при работе с тканями. Подбор ниток для вышивки по
цвету, толщине. Организация рабочего места. Правила безопасной работы.
Приемы работы. Намотка ниток на картон, связывание, перевязывание, разрезание,
скручивание; плетение, витье шнурка. Завязывание узелка на конец нити. Пришивание
пуговиц с подкладыванием палочки.
Составление выкройки по заданным размерам под руководством учителя. Раскрой
материала по выкройке. Рациональное использование материала. Выполнение сметочного
стежка справа налево, поднимая на иглу и пропуская под нее одинаковое число нитей.
Выполнение стежка «шнурок» справа налево: сначала выполнить сметочный стежок,
затем вводить иглу с ниткой того же цвета поочередно сверху вниз под каждый стежок
первой строчки. Соблюдение порядка вышивания.
Основная форма организации учебного процесса – урок.
№ п/п
1
2
3
4

Тема
«Работа с бумагой и картоном»
«Работа с глиной и пластилином»
«Работа с природными материалами»
«Работа с текстильными материалами»
ИТОГО

Кол-во часов
15
18
12
23
68

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
1. Интернет-ресурсы.
http: //pedsovet.org
http: //www./k-yroky.ru/load/73-1-0-5219
http: //www. proshkolu.ru
2. Ноутбук.
3. Клей, ножницы, цветная бумага, картон, пластилин, ткань, иголка, нитки.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».