МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА № 7 Г.ФЕОДОСИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ» РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения (протокол №1 от 30.08.2022г.) Руководитель ШМО ________В.М. Плотникова СОГЛАСОВАНО Заместитель директора ______________ Е.А. Хлюбко 30.08.2022 г. УТВЕРЖДАЮ Директор ___________________ С.А.Хачатрян (приказ №287 от 31.08.2022г.) Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Чтение» для умственно отсталых обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) (вариант 6.3) 2 класс Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с НОДА (решение Федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 22.12.2015 г. протокол №4/15) Срок реализации – 1 год Учитель: Мамутова А.А. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Адаптированная рабочая программа по чтению для умственно отсталых детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) во 2 классе составлена на основе следующих документов: 1. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями); 2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) (приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. №1598); 3. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с НОДА (решение Федерального учебно- методического объединения по общему образованию от 22.12.2015 г. протокол №4/15). У обучающихся с НОДА и интеллектуальной недостаточностью страдают все стороны речи, что проявляется в системном нарушении речи школьника. Особенности и степень выраженности нарушений речи зависят от локализации и тяжести первичного дефекта, темпа созревания корковых речевых зон. При тяжелом поражении центральной нервной системы наблюдается полное или почти полное отсутствие возможности звукопроизношения в результате паралича речедвигательных мышц. Нарушения артикуляционной моторики задерживают формирование голосовой активности, влияют на звукопроизносительную сторону речи. Тяжесть нарушений звукопроизношения может усиливаться за счет дыхательных расстройств, нарушения голоса. Из-за снижения работы анализаторных систем школьники с НОДА и интеллектуальной недостаточностью часто путают графически сходные буквы, цифры, предметы, сходные по звучанию звуки, слова и т. п. Отмечаются трудности звуко буквенного анализа и синтеза, восприятия и понимания речи. Наблюдаются различные виды расстройства письма, трудности овладения техникой чтения. У некоторых обучающихся наблюдаются специфические затруднения при письме, особенности учебной деятельности могут быть обусловлены несформированностью зрительно-моторной координации, т.е. несогласованной работой руки и глаза. Большинство учащихся с НОДА и интеллектуальной недостаточностью пользуются фразовой речью, но предложения часто состоят из одного - трех слов из-за ограниченности пассивного и активного словаря. Выявляются недостатки актуализации в речи временных и пространственных связей и отношений. Речевые расстройства затрудняют коммуникацию, снижают потребность в речевом общении. Используются экспрессивно мимические (контактный взгляд, мимика, вокализации) и предметно действенные (жесты) средства общения. Цели образовательно-коррекционной работы: Развитие и совершенствование движений и сенсомоторики; Развитие зрительного, тактильного, кинестетического, кинезеологического, барического восприятия; Развитие пространственной ориентировки; Развитие зрительной и слуховой памяти и внимания; Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов и явлений; Развитие мыслительных операций, мышления и умения устанавливать логические связи между предметами, явлениями, событиями Развитие мимики посредством знаков препинания: вопрос (удивление), точка (спокойствие), восклицательный знак (радость), многоточие (спокойствие с длительной паузой). Цель: научить школьников с НОДА и интеллектуальной недостаточностью читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать его содержание, уметь поделиться впечатлением о прочитанном, пересказывать текст. Задачи: воспитание у детей интереса к уроку чтения и к чтению как процессу; формирование у них техники чтения: правильного (без искажения звукового состава слов и с правильным ударением), выразительного и осмысленного чтения доступных их пониманию текстов с постепенным переходом на более совершенные способы чтения (от по слогового к чтению целым словом); формирование у детей навыков сознательного чтения: читать доступный пониманию текст вслух, шёпотом, а затем и про себя, осмысленно воспринимать содержание прочитанного, сопереживать героям произведения, давать оценку их поступкам во время коллективного анализа; развитие у них умения общаться на уроке чтения: отвечать на вопросы учителя, спрашивать о непонятных словах, делиться впечатлениями о прочитанном, дополнять пересказы текста, рисовать к тексту словесные картинки, коллективно обсуждать предполагаемый ответ; осуществление нравственного, эстетического и экологического воспитания школьников. Общая характеристика учебного предмета Для чтения во 2 классе подбираются доступные для детей произведения устного народного творчества, рассказы и сказки русских и зарубежных писателей, доступные пониманию детей, деловые и научно-популярные статьи. В основе расположения произведений в книгах для чтения лежит тематический принцип. В каждом последующем продолжается и расширяется заявленная в предыдущем классе тематика, тем самым обеспечивается концентричность расположения учебного материала, создающая условия для пошагового расширения знаний и представлений, для регулярного повторения ранее усвоенных тем. Обучение чтению во 2 классе начинается с послебукварного периода. Задачи этого этапа: закреплять навыки плавного послогового чтения ранее усвоенных слоговых структур, учить читать новые слоговые структуры в словах, совершенствовать звуко-буквенный анализ отдельных слов. Продолжать работу над дикцией и выразительностью речи. Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно на каждом году обучения. Постоянное внимание уделять формированию навыка правильного чтения, которым дети с нарушением интеллекта овладевают с большим трудом в силу особенностей психического развития, что затрудняет понимание содержания прочитанного и тормозит развитие темпа чтения. Переход на более совершенные способы чтения вслух осуществляется постепенно и проходит ряд этапов от аналитического (слогового) чтения к синтетическому (целым словом). Каждый из этапов развития навыков чтения имеет свои трудности и требует подбора специальных методов и приёмов обучения. Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведения, направленного на выяснение информации, заложенной в тексте, смысловых связей между описанными событиями и действиями героев. непосредственного В процессе переживания анализа детей за произведения судьбы героев, важно не нарушать добиваясь точности эмоционального восприятия за счёт выразительного чтения текста учителем и вопросов, помогающих адекватно оценивать психологическое состояние действующих лиц, напряжённость ситуации. От класса к классу возрастает уровень требований к самостоятельности учащихся в проведении разбора читаемого, в оценке поступков героев в мотивации этих поступков, в выделении непонятных: слов. Школьники овладевают умением правильно и последовательно пересказывать содержание несложного по фабуле произведения, учатся обмениваться мнениями по теме текста с привлечением собственного опыта. Такая работа обеспечивается подбором текстов, соответствующих интересам учащихся, и целенаправленными вопросами учителя. Для каждого года обучения определяется уровень требований к технике чтения, анализу текстов, навыкам устной речи. Как уже говорилось ранее, эти требования формируются по двум уровням, исходя из возможностей детей и динамики их продвижения. Описание места учебного предмета в учебном плане Согласно учебному плану на изучение учебного предмета «Чтение» во 2 классе отводится 136 часов (4 часа в неделю при 34 учебных неделях). При обучении на дому количество аудиторных занятий составляет 50% от общего количества часов, 50% часов выносится на самостоятельное изучение. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета Чтение и развитие речи как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Одним из результатов обучения чтению является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимся системы ценностей. Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осмысление постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой). Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры. Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как к среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы. Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей. Ценности истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности. Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам. Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремленности, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству. Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу. Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков. Личностные и предметные результаты освоения предмета Личностные результаты: осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; понимание личной ответственности за свои поступки. Предметные результаты: слушать небольшую сказку, стихотворение, рассказ; соотносить прочитанный текст с иллюстрацией; возможно плавное чтение по слогам, чтение коротких текстов с переходом на чтение целым словом двусложных слов, простых по семантике и структуре; пересказывать по вопросам, картинно-символическому плану, серии картинок прочитанный или прослушанный текст; отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного текста; выразительно читать наизусть 3—5 коротких стихотворений. Регулятивные учебные действия: входить и выходить из учебного помещения со звонком; передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения; ориентироваться в пространстве класса, школы, пользоваться учебной мебелью; работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место; адекватно использовать ритуалы школьного поведения; принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия. Коммуникативные учебные действия: вступать в контакт и работать в коллективе (учитель –ученик, ученик –ученик, ученик –класс, учитель-класс); использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; обращаться за помощью и принимать помощь; договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации. Минимальный уровень - узнавать, соотносить и называть букву и звук; - делить слова на слоги; - читать побуквенно, определять количество гласных и согласных в слове; - отвечать на вопросы по прочитанному; - различать интонационную окраску прочитанного произведения с опорой на подсказку. Достаточный уровень - знать и называть буквы (печатные и прописные) и звуки; - делить слова на слоги; - читать по слогам двух-трехсложные слова; - подтверждать ответ на вопрос словами из текста; - читать по ролям; - различать интонационную окраску прочитанного произведения; - пересказ прочитанного по наводящим вопросам. Основное содержание учебного предмета Буквы А, О, У, Ы. Соотнесение буквы и звука. Буквы И, Е, Е, Ю, Я. Буквы П, С, К, В, Р, Н. Чтение слов. Буквы 3, М, Д, Т, Б, Г. Чтение слов. Буквы Л, Ш, И, Ф, X, Ж. Чтение слов Буквы Ц, Щ, й, ь, ъ. Алфавит. А. Шибаев «Беспокойные соседки». Пересказ содержания по вопросам прочитанного. А. Шибаев «Беспокойные соседки» Т. Сапгир «Ёж и ёлочка» (внеклассное чтение). Нахождение в тексте предложений для ответов на вопросы «Кошка и мышка». Рассматривание иллюстраций к тексту. «Кошка и мышка». Ответы на вопросы. «В лесу». Чтение загадок (внекл. чтение). Ответы на вопросы. «Кошка и птичка». Рассматривание иллюстраций. «Кошка и птичка». Рассматривание иллюстраций. «Наш сад» Ответы на вопросы. «Наш сад». Рассматривание иллюстраций. «Заяц и Ворона». Ответы на вопросы. «Заяц и Ворона». В. Безбородов «Киске» (внеклассное чтение). В. Безбородое «Щенку». Л. Пантелеев «АУ!». В. Безбородов «Мальчику» (внеклассное чтение). Подбор рисунков к словам «На хоря напала хворь». Л. Пантелеев «Как поросёнок научился говорить». Е. Благинина «Дождик» (внеклассное чтение). Л. Пантелеев «Как поросёнок научился говорить». А. Шибаев «Буква Я шагает гордо». Чтение загадок (внеклассное чтение). Ответы на вопросы. «Рыбка». О. Григорьев «Яма». Чтение по ролям. А. Введенский «Песенка дождя» (внеклассное чтение). И. Демьянинов «Дразнилка». Чтение сказки «Репка». Изменение слов по образцу. Экскурсия в природу. И. Демьянинов «Этажи». А. Дементьев «Слепой заяц» (внеклассное чтение). И. Демьянинов «ы». Е. Трутнева «Эхо». Украинская сказка «Колосок» (внеклассное чтение). У. Раджаб «Мамочка». Ответы на вопросы. «Лучше всех». Ответы на вопросы. «Мила и мыло». В. Бианки «Муравей». Рассматривание иллюстраций «По грибы». Ответы на вопросы «По грибы». Русская народная сказка «Тетерев» (внеклассное чтение). В. Безбородов «Белка». Чтение загадок. Е. Благинина «Цапля объясняет». А. Шибаев «Гроза». А. Шибаев «Тише, мыши». Чтение загадок (внеклассное чтение). Е. Петрищева «Шишки у Мишки». Н. Сладков «Заяц и белка» (внеклассное чтение). Экскурсия в природу. А. Толстой «Ёж». Ответы на вопросы «Кто что заслужил». Е. Ильина «Три сестры». Чтение загадок (внеклассное чтение). С. Чёрный «На дворе». «Жалко птичек». Ответы на вопросы. С. Чёрный «На дворе». «Воробьишки». Ответы на вопросы. В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович» (внеклассное чтение). Чтение загадок. О. Дриз «Добрые слова». А. Кондратьев «Доброго пути». Чтение загадок (внеклассное чтение). А. Шибаев «А что ещё?». Чтение загадок. А. Шибаев «Два хвостика». В.М. Гаршин «Лягушка - путешественница» (внеклассное чтение). Чтение загадок. А. Шибаев «Одна буква». Л. Татьяничева «Северные гости» (внеклассное чтение). А. Шибаев «Буква заблудилась». Чтение слов парами. Г. Юдин «Отец и мать». Г. Юдин «Отец и мать». Г. Трейлиб «Доверие- вещь хрупкая» (внеклассное чтение). А.Майков «Ласточка». «Крошка-воин». Ответы на вопросы. Чтение загадок. А. Борченко «Обновка» (внеклассное чтение). Чтение загадок. Е. Пермяк «Первая рыбка». С. Гершуни «Куцый» (внеклассное чтение). А. Блок «Ветхая избушка». В. Берестов «Кошкин щенок». В. Берестов «Кошкин щенок» Н. Шилов «Божья коровка» (внеклассное чтение) Н. Горелова «Зайчик» О. Безручко «Кот-мечтатель» Сказка «Почему кот моется после еды» А. Горская «Сосчитай-ка» (внеклассное чтение). С. Чёрный «Кто у кого?» Сказки Ганса Христиана Андерсена (внеклассное чтение) С. Чёрный «Жеребёнок» В. Орлов «Как малыши маму нашли». О братьях наших меньших (внеклассное чтение). Как малышу маму нашли (В. Орлов). Н. Сладков «Белка и медведь». Что говорят стихи (внеклассное чтение). Е. Чарушин «Тошкины сны». «Кто первый». Е. Пермяк «Как Маша стала большой». Е. Ховив «Слон в тапочках» (внеклассное чтение). К. Ушинский «Сила - не право». К. Ушинский «Сила - не право». П. Бажов «Про Великого Полоза» (внеклассное чтение). Сказка «Пузырь, соломинка и лапоть». Е. Пермяк «Про нос и язык». Е. Пермяк «Про нос и язык» Знай и люби родную природу (внеклассное чтение). К. Ушинский «Гусь и журавль». Смешные рассказы (внеклассное чтение). Я. Аким «Жадина». Г. Снегирёв «Медвежата». С. Погореловский «Апрельский дождик». В. Сутеев «Кораблик». Е. Пермяк «Для чего руки нужны». В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо» (внеклассное чтение). В. Берестов «Серёжа и гвозди». Волшебные сказки братьев Гримм (внеклассное чтение) С. Баруздин «Нужный гвоздь». Е. Пермяк «Торопливый ножик». «Мои любимые книжки». Что почитать летом? 1. Техника чтения Составление и чтение слов со сходными по звучанию и артикуляции звуками, со стечением согласных, с разделительными ь и ъ знаками. Осознанное, правильное чтение слов по слогам. Постепенный переход к чтению целыми словами. Соблюдение при чтении интонации в соответствии со знаками препинания. 2. Понимание читаемого Ответы на вопросы по содержанию прочитанного в связи с рассматриванием иллюстраций к тексту, картин; нахождение в тексте предложений для ответа на вопросы; элементарная оценка прочитанного. 3. Развитие устной речи Пересказ содержания прочитанного по вопросам учителя с постепенным переходом к самостоятельному пересказу, близкому к тексту. Разучивание по учебнику или с голоса учителя коротких стихотворений, чтение их перед классом. 4. Внеклассное чтение Развитие интереса к книгам. Знакомство с доступными детскими книгами в чтении учителя; рассматривание читаемой книги, правильное называние книги, автора; ответы на вопросы: о ком она, о чем в ней рассказывается? 5. Примерная тематика Небольшие по объему произведения, отрывки из произведений о жизни детей в школе, об обязанностях и делах школьников; о хороших и плохих поступках детей; о дружбе и товарищеской взаимопомощи; о семье; о труде взрослых; об участии в домашнем труде детей; о знаменательных событиях; об изменениях в природе, о жизни животных и растений в разное время года. Основная форма организации учебного процесса – урок. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 1. Л.Ф.КлимановаМ.В.Байкина, Литературное чтение, рабочие программы 1-4 классы, Москва, Просвещение, 2014 год. 2. Предметная линия учебников системы «Школа России» Климанов Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В двух частях ч. 1, 2. Школа России. Москва, Просвещение, 2014. 3. Быкова Н.И., Дули Д., Поспелова М.Д. Английский язык . 2 класс.Учебник для общеобразовательных организаций. Английский в фокусе. Москва, Просвещение, 2014. 4. Интернет-ресурсы. http: //pedsovet.org http: //www./k-yroky.ru/load/73-1-0-5219 http: //www. proshkolu.ru 5. Ноутбук.