МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА № 7 Г.ФЕОДОСИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ» РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения (протокол №1 от 30.08.2022г.) Руководитель ШМО ________В.М. Плотникова СОГЛАСОВАНО Заместитель директора ______________ Е.А. Хлюбко 30.08.2022 г. УТВЕРЖДАЮ Директор ___________________ С.А.Хачатрян (приказ №287 от 31.08.2022г.) Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Чтение на родном языке (русском)» для умственно отсталых обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) (вариант 6.3) 2 класс Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с НОДА (решение Федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 22.12.2015 г. протокол №4/15) Срок реализации – 1 год Учитель: Мамутова А.А. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Адаптированная рабочая программа по чтению на родном языке (русском) для умственно отсталых детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) во 2 классе составлена на основе следующих документов: 1. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями); 2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) (приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. №1598); 3. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с НОДА (решение Федерального учебно- методического объединения по общему образованию от 22.12.2015 г. протокол №4/15). У обучающихся с НОДА и интеллектуальной недостаточностью страдают все стороны речи, что проявляется в системном нарушении речи школьника. Особенности и степень выраженности нарушений речи зависят от локализации и тяжести первичного дефекта, темпа созревания корковых речевых зон. При тяжелом поражении центральной нервной системы наблюдается полное или почти полное отсутствие возможности звукопроизношения в результате паралича речедвигательных мышц. Нарушения артикуляционной моторики задерживают формирование голосовой активности, влияют на звукопроизносительную сторону речи. Тяжесть нарушений звукопроизношения может усиливаться за счет дыхательных расстройств, нарушения голоса. Из-за снижения работы анализаторных систем школьники с НОДА и интеллектуальной недостаточностью часто путают графически сходные буквы, цифры, предметы, сходные по звучанию звуки, слова и т. п. Отмечаются трудности звуко буквенного анализа и синтеза, восприятия и понимания речи. Наблюдаются различные виды расстройства письма, трудности овладения техникой чтения. У некоторых обучающихся наблюдаются специфические затруднения при письме, особенности учебной деятельности могут быть обусловлены несформированностью зрительно-моторной координации, т.е. несогласованной работой руки и глаза. Большинство учащихся с НОДА и интеллектуальной недостаточностью пользуются фразовой речью, но предложения часто состоят из одного - трех слов из-за ограниченности пассивного и активного словаря. Выявляются недостатки актуализации в речи временных и пространственных связей и отношений. Речевые расстройства затрудняют коммуникацию, снижают потребность в речевом общении. Используются экспрессивно мимические (контактный взгляд, мимика, вокализации) и предметно действенные (жесты) средства общения. Цели образовательно-коррекционной работы: Развитие и совершенствование движений и сенсомоторики; Развитие зрительного, тактильного, кинестетического, кинезеологического, барического восприятия; Развитие пространственной ориентировки; Развитие зрительной и слуховой памяти и внимания; Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов и явлений; Развитие мыслительных операций, мышления и умения устанавливать логические связи между предметами, явлениями, событиями Развитие мимики посредством знаков препинания: вопрос (удивление), точка (спокойствие), восклицательный знак (радость), многоточие (спокойствие с длительной паузой). Цель: научить школьников с НОДА и интеллектуальной недостаточностью читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать его содержание, уметь поделиться впечатлением о прочитанном, пересказывать текст. Задачи: воспитание у детей интереса к уроку чтения и к чтению как процессу; формирование у них техники чтения: правильного (без искажения звукового состава слов и с правильным ударением), выразительного и осмысленного чтения доступных их пониманию текстов с постепенным переходом на более совершенные способы чтения (от по слогового к чтению целым словом); формирование у детей навыков сознательного чтения: читать доступный пониманию текст вслух, шёпотом, а затем и про себя, осмысленно воспринимать содержание прочитанного, сопереживать героям произведения, давать оценку их поступкам во время коллективного анализа; развитие у них умения общаться на уроке чтения: отвечать на вопросы учителя, спрашивать о непонятных словах, делиться впечатлениями о прочитанном, дополнять пересказы текста, рисовать к тексту словесные картинки, коллективно обсуждать предполагаемый ответ; осуществление нравственного, эстетического и экологического воспитания школьников. Планируемые результаты предметной области «Чтение на родном русском языке» обеспечивают формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи на родном языке, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на родном языке. Общая характеристика учебного предмета Для чтения на родном языке (русском) во 2 классе подбираются доступные для детей произведения устного народного творчества, рассказы и сказки русских писателей, доступные пониманию детей, деловые и научно-популярные статьи. В основе расположения произведений в книгах для чтения лежит тематический принцип. В каждом последующем продолжается и расширяется заявленная в предыдущем классе тематика, тем самым обеспечивается концентричность расположения учебного материала, создающая условия для пошагового расширения знаний и представлений, для регулярного повторения ранее усвоенных тем. Обучение чтению во 2 классе начинается с послебукварного периода. Задачи этого этапа: закреплять навыки плавного послогового чтения ранее усвоенных слоговых структур, учить читать новые слоговые структуры в словах, совершенствовать звуко-буквенный анализ отдельных слов. Продолжать работу над дикцией и выразительностью речи. Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно на каждом году обучения. Постоянное внимание уделять формированию навыка правильного чтения, которым дети с нарушением интеллекта овладевают с большим трудом в силу особенностей психического развития, что затрудняет понимание содержания прочитанного и тормозит развитие темпа чтения. Переход на более совершенные способы чтения вслух осуществляется постепенно и проходит ряд этапов от аналитического (слогового) чтения к синтетическому (целым словом). Каждый из этапов развития навыков чтения имеет свои трудности и требует подбора специальных методов и приёмов обучения. Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведения, направленного на выяснение информации, заложенной в тексте, смысловых связей между описанными событиями и действиями героев. непосредственного В процессе переживания анализа детей за произведения судьбы героев, важно не нарушать добиваясь точности эмоционального восприятия за счёт выразительного чтения текста учителем и вопросов, помогающих адекватно оценивать психологическое состояние действующих лиц, напряжённость ситуации. От класса к классу возрастает уровень требований к самостоятельности учащихся в проведении разбора читаемого, в оценке поступков героев в мотивации этих поступков, в выделении непонятных: слов. Школьники овладевают умением правильно и последовательно пересказывать содержание несложного по фабуле произведения, учатся обмениваться мнениями по теме текста с привлечением собственного опыта. Такая работа обеспечивается подбором текстов, соответствующих интересам учащихся, и целенаправленными вопросами учителя. Для каждого года обучения определяется уровень требований к технике чтения, анализу текстов, навыкам устной речи. Как уже говорилось ранее, эти требования формируются по двум уровням, исходя из возможностей детей и динамики их продвижения. Описание места учебного предмета в учебном плане Согласно учебному плану на изучение учебного предмета «Чтение на родном русском языке» во 2 классе отводится 34 часа (1 час в неделю при 34 учебных неделях). При обучении на дому количество аудиторных занятий составляет 50% от общего количества часов, 50% часов выносится на самостоятельное изучение. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета Чтение и развитие речи как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Одним из результатов обучения чтению является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимся системы ценностей. Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осмысление постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой). Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры. Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как к среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы. Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей. Ценности истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности. Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам. Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремленности, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству. Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу. Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков. Личностные и предметные результаты освоения предмета Личностные результаты: осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; понимание личной ответственности за свои поступки. Предметные результаты: слушать небольшую сказку, стихотворение, рассказ; соотносить прочитанный текст с иллюстрацией; возможно плавное чтение по слогам, чтение коротких текстов с переходом на чтение целым словом двусложных слов, простых по семантике и структуре; пересказывать по вопросам, картинно-символическому плану, серии картинок прочитанный или прослушанный текст; отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного текста; выразительно читать наизусть 3—5 коротких стихотворений. Регулятивные учебные действия: входить и выходить из учебного помещения со звонком; передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения; ориентироваться в пространстве класса, школы, пользоваться учебной мебелью; работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место; адекватно использовать ритуалы школьного поведения; принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия. Коммуникативные учебные действия: вступать в контакт и работать в коллективе (учитель –ученик, ученик –ученик, ученик –класс, учитель-класс); использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; обращаться за помощью и принимать помощь; договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации. Основное содержание учебного предмета Не торопись отвечать, торопись слушать. О. С. Бундур «Я слушаю». Е. Н. Егорова «Детство Александра Пушкина» (глава «Нянины сказки»). Е. Н. Егорова «Детство Александра Пушкина» (глава «Нянины сказки»). Т. А. Луговская «Как знаю, как помню, как умею» (фрагмент). Т. А. Луговская «Как знаю, как помню, как умею» (фрагмент). Как аукнется, так и откликнется. Пословицы об отношении к другим людям. Л. И. Кузьмин «Дом с колокольчиком». В. В. Бианки «Сова». Воля и труд Б.В.Шергин «Пословицы в рассказах». Е. А. Пермяк дивные всходы дают. «Маркел-самодел и его дети». Кто идёт вперёд, того страх не берёт. Пословицы о смелости. В.В.Голявкин «Этот мальчик». С.П. Алексеев «Медаль». В.Ю. Драгунский «Рабочие дробят камень».Семья крепка ладом. Л. Н. Толстой «Отец и сыновья». М. В. Дружинина «Очень полезный подарок». С. Г. Георгиев «Стрекот кузнечика». В. В. Голявкин «Мой добрый папа» (фрагмент). Мечты, зовущие ввысь. Н. К. Абрамцева «Заветное желание». Н. К. Абрамцева «Заветное желание». Н. К. Абрамцева «Заветное желание» (резерв). Е. В. Григорьева «Мечта». Л. Н. Толстой. «Воспоминания» (глава «Фанфаронова гора»). Л. Н. Толстой. «Воспоминания» (глава «Фанфаронова гора») (резерв). Проверочная работа по итогам изучения раздела. Люди земли русской. В. А. Бахревский «Виктор Васнецов» (глава «Рябово»). М. А. Булатов, В. И. Порудоминский «Собирал человек слова… Повесть о В. И. Дале» (фрагмент). М. Л. Яковлев «Сергий Радонежский приходит на помощь» (фрагмент). Хорош праздник после трудов праведных. Песни-веснянки И. С. Шмелёв «Лето Господне» (фрагмент главы «Масленица»). Л. Ф. Воронкова «Девочка из города» (глава «Праздник весны»). В. А. Жуковский. «Жаворонок».А. С. Пушкин «Птичка». К зелёным далям с детства взор приучен. Русские народные загадки о поле, цветах. И. С. Никитин «В чистом поле тень шагает». Ю. И. Коваль «Фарфоровые колокольчики». М. С. Пляцковский «Колокольчик». В. А. Солоухин «Трава» (фрагмент). Ф. И. Тютчев «Тихой ночью, поздним летом…». Проверочная работа по итогам изучения раздела. Основная форма организации учебного процесса – урок. № п/п Тема Кол-во часов 1 Мир детства 22 2 Россия—Родина моя 12 ИТОГО 34 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 1. Примерная программа Родной язык (русский) авторского коллектива О.М. Александрова, Л.А. Вербицкая, С.И. Богданов, Е.И. Казакова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю. Романова, Л.А. Рябинина, О.В. Соколова. 2. Предметная линия системы «Школа России», авторы О.М. Александрова, М.И. Кузнецова, В.Ю. Романова, Л.А. Рябинина, О.В. Соколова. Литературное чтение на родном русском языке. 2 класс. 3. Интернет-ресурсы. http: //pedsovet.org http: //www./k-yroky.ru/load/73-1-0-5219 http: //www. proshkolu.ru 4. Ноутбук.