1 2 3 РАЗДЕЛ 1 КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ Пояснительная записка В настоящее время основу разработки дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы по робототехнике составляет следующая нормативно-правовая база: − Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции); − Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в действующей редакции); − Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»; − Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития России до 2030 года»; − Национальный проект «Образование» - ПАСПОРТ утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 г. № 16); − Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р; − Федеральный проект «Успех каждого ребенка» - ПРИЛОЖЕНИЕ к протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07.12.2018 г. № 3; − Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»; − Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; − Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам; 4 Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем развития дополнительного образования детей» (в действующей редакции); − Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; − Приказ Минобрнауки России и Минпросвещения России от 05.08.2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ» (в действующей редакции); − Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; − Об образовании в Республике Крым: закон Республики Крым от 06.07.2015 г. № 131-ЗРК/2015 (в действующей редакции); − Распоряжение Совета министров Республики Крым от 11.08.2022 г. № 1179-р «О реализации Концепции дополнительного образования детей до 2030 года в Республике Крым»; − Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 03.09.2021 г. № 1394 «Об утверждении моделей обеспечения доступности дополнительного образования для детей Республики Крым»; − Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 09.12.2021 г. № 1948 «О методических рекомендациях «Проектирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ»; − Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые), разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет». ФГАУ «Федеральный институт развития образования» и АНО дополнительного профессионального образования «Открытое образование», письмо от 18.11.2015 г. № 09-3242; − Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ. способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей, письмо Министерства образования и науки РФ от 29.03.2016 г. № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций»; − Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 20.02.2019 г. № ТС – 551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью»; − 5 − Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 30.12.2022 г. № АБ-3924/06 «О направлении методических рекомендаций «Создание современного инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации»; − Письмо Минпросвещения России от 19.03.2020 г. № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций»; − Устав ЦДО «Интеллект»; − Локальные акты ЦДО «Интеллект». Данная программа является общеразвивающей программой технической направленности, ориентирована на развитие интереса детей к инженерно-техническим и информационным технологиям, научноисследовательской и конструкторской деятельности. Актуальность. Инженерное творчество и лабораторные исследования — многогранная деятельность, которая должна стать составной частью повседневной жизни каждого обучающегося. Актуальность программы обусловлена: - востребованностью развития широкого кругозора школьника и формирования основ инженерного мышления; -отсутствием предмета в школьных программах начального образования, обеспечивающего формирование у обучающихся конструкторских навыков и опыта программирования. Возможность прикоснуться к неизведанному миру роботов для современного ребенка является очень мощным стимулом к познанию нового, преодолению инстинкта потребителя и формированию стремления к самостоятельному созиданию. Новые принципы решения актуальных задач человечества с помощью роботов, усвоенные в младшем школьном возрасте, ко времени окончания вуза и начала работы по специальности отзовутся в принципиально новом подходе к реальным задачам. Ещё одним актуальным аспектом программы является большой спрос со стороны детей и родителей на программы данного направления, т.к. бюджетная форма обучения по данному направлению в г.Феодосия реализуется только в ЦДО «Интеллект». Новизна программы. Программа модифицирована в соответствии с техническим обеспечением Муниципального бюджетного учреждения центр дополнительного образования «Интеллект». Обучение проводится в игровой и соревновательной форме. Главная задача на данном уровне - сформировать устойчивый интерес у ребят к конструированию, развить их творческий потенциал и коммуникативные качества. Способ выполнения деятельности – репродуктивный. В рамках воспитательной и организационно-массовой работы ЦДО «Интеллект» предполагается проведение внутрикружковых соревнований, а 6 также открытых соревнований по робототехнике с приглашением школьников города, которые увлекаются данным направлением. Отличительная особенность программы заключается в возможности объединить конструирование и программирование. Программа разработана с учетом современных тенденций в образовании по принципу блочномодульного освоения материала, что максимально отвечает запросу социума на возможность выстраивания ребенком индивидуальной образовательной траектории. Программа позволяет выстраивать обучение, включающее в себя элементы нескольких направленностей – математики, физики, информатики. Это способствует интегрированию естественных наук с развитием инженерного мышления, через техническое творчество уже у школьников младшего школьного возраста. Техническое творчество — мощный инструмент синтеза знаний, закладывающий прочные основы системного мышления. Педагогическая целесообразность заключается в формировании у обучающегося чувства ответственности в исполнении своей индивидуальной функции в коллективном процессе (работа в команде) и формировании самодостаточного проявления всего творческого потенциала при выполнении индивидуальных проектов и конструкций. Программы «Ознакомительная робототехника» ориентирует обучающегося на приобщение к современной научно-технической культуре, применение полученных знаний, умений и навыков технического творчества в повседневной деятельности, улучшение своего образовательного результата, на создание индивидуального творческого продукта. Применяемый на занятиях деятельностный подход позволяет максимально продуктивно усваивать материал путем смены способов организации работы. Тем самым педагог стимулирует познавательные интересы учащихся и развивает их практические навыки. Практические занятия помогают развивать у детей воображение, внимание, творческое мышление, умение свободно выражать свои чувства и настроения. Работа с конструкторами LEGO позволяет учащимся в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки. Адресат программы. Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы – от 7 до 12 лет, без специальной подготовки. Количество учащихся в группе - 10 человек. Программа разработана с учетом возрастных особенностей детей, их интересов и так, чтобы занятия были максимально интересными и познавательными. Программа предусматривает возможность формирования отдельных групп группе детей разных возрастов с различным уровнем подготовленности. 7 Младший школьный возраст (7-10 лет). Младшие школьники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, возбудимы, эмоциональны. Данный возраст является периодом интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов. Ребенок учится управлять восприятием, вниманием, памятью, переводя осуществление этих процессов на занятиях в режиме произвольности. В связи с этим работа с обучающимися данной возрастной категории направлена в основном на формирование первичных навыков работы с конструкторами и моделями роботов, которые собираются по четким инструкциям. Программирование ведется по предложенным программам с частичной личной модификацией. Подростковый возраст (11-12 лет). Период данного возраста характеризуется стремлением учащихся к общению со сверстниками, желанием утвердить свою самостоятельность, независимость. Появляется самостоятельность, избирательность, целенаправленность восприятия, устойчивая произвольная внимательность и память. Формируется абстрактное, теоретическое мышление. Идет становление нового уровня личности, стремление познать себя, свои возможности, свое сходство с людьми и свою неповторимость. Увеличивается стремление выразить себя. В связи с этим работа с обучающимися данной возрастной категории направлена на более сложную работу по конструированию и программированию роботов с личными модификациями и доработками. Учебная работа может носить как личный, так и групповой характер. Обучающиеся готовы к созданию индивидуальных проектов и их защите на конкурсах. Объем и срок освоения программы: 144 часа, 4 часа в неделю, 1 учебный год, 36 недель, программа реализуется с сентября по май. Уровень программы - стартовый, предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы. Содержание адаптировано для освоения всеми обучающимися, без предъявления требований к подготовке. Форма обучения. Образовательный процесс происходит в очной групповой форме. В случае перевода образовательного процесса в дистанционный режим в данной программе предусмотрено обучение с использованием дистанционных технологий, в том числе на образовательной платформе Zoom. Особенности организации образовательного процесса: групповая (до 10 человек), в процессе конструирования на 1 наборе работают 2 учащихся. Комплектование в группы осуществляется в начале учебного года свободным набором в соответствии с возрастом: 1 группа - 7-10 лет и 2 группа – 11-12 лет. Состав групп постоянный, в течение учебного года допускается дополнительный прием детей в зависимости от уровня подготовки. Занятия проводятся на базе учебного кабинета. Режим занятий. 8 Занятия проводятся в группе из 10 человек, установленная недельная учебная нагрузка – 2 раза в неделю по 2 академических часа с соответствующими перерывами на время отдыха между занятиями – 10 минут, длительность 1 занятия – 45 минут. Цель программы – создание условий для формирования научнотехнических компетенций обучающихся и конструктивного мышления средствами робототехники. Задачи программы. Предметные. 1. Познакомить с правилами безопасной работы с инструментами, необходимыми при конструировании робототехнических средств. 2. Дать первоначальные знания по устройству робототехнических устройств. 3. Научить основным приемам сборки и программирования робототехнических средств на примере ЛЕГО-конструкторов LEGO® WeDo™. 4. Научить применять метод проекта на примере создания роботов. Метапредметные. 1. Развить умения работать по предложенным инструкциям. 2. Развить умения творчески подходить к решению задачи. 3. Развить умения работать над проектом в команде, эффективно распределятьобязанности. 4. Развить психофизиологические качества учеников: память, внимание, способность логически мыслить, анализировать, концентрировать внимание на главном. Личностные. 1. Сформировать чувство ответственности. 2. Воспитать трудолюбие, аккуратность. 3. Сформировать уважительное отношение к своему и чужому труду. 4. Сформировать устойчивый интерес и мотивацию к техническому творчеству. Воспитательный потенциал программы. Реализация программы воспитательной работы осуществляется параллельно с выбранной ребенком или его родителями (законными представителями) основной дополнительной общеобразовательной программой. Воспитательная работа направлена на создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности ученика, максимальное раскрытие личностного потенциала ребенка, формирование мотивации к самореализации и личностным достижениям, подготовку к творческому труду в различных сферах научной и практической деятельности, успешной социализации выпускника в современном обществе. Цель и задачи воспитательной работы в рамках программы «Ознакомительная роботехника»: развитие доброжелательности в оценке 9 творческих работ товарищей и критическое отношение к своим работам; воспитание чувства ответственности при выполнении своей работы. Модели роботов, созданные в результате конструирования, моделирования и программирования используются для публичной презентации и выступлениях перед родителями, ученической аудиторией, для участия в конкурсах, фестивалях. Благоприятный микроклимат с использованием проектной технологии позволяет каждому ученику проявлять себя в качестве субъекта обучения: - высказывать своё мнение, аргументируя его; - принимать точку зрения другого; - вступать в деловую дискуссию; - обмениваться практическим опытом; поддерживать друг друга; - оценивать себя и других. Для решения поставленных воспитательных задач и достижения цели программы обучающиеся привлекаются к участию в мероприятиях кружка, учреждения, города: благотворительные акции, выставки, беседы; участие в Форма № Наименование разделов Количество часов контроля всего практика теория п\п 1 Введение в робототехнику, 24 14 10 Сборка первого знакомство с механизма конструктором 2 Основы механики, 28 16 12 Сборка пары простейшие механизмы вратарь футболист 3 Основы построения 32 18 14 Самостоятельное программ построение простершего алгоритма 4 Датчики конструктора 16 10 6 Сборка сигнализации Lego WeDo 5 Углубленное изучение 16 10 6 Сборка манипулятора программирования 6 Основы конструирования 28 12 16 Соревнование Итого 144 80 64 конкурсных программах различного уровня. Формы проведения воспитательных мероприятий: беседа, игра, викторина, квесты, акции. Учебный план программы «Ознакомительная робототехника». 10 Содержание программы «Ознакомительная робототехника». Раздел 1. Введение в робототехнику, знакомство с конструктором (24 ч.). Теория (10 ч.): Введение. Входной контроль. Знакомство с конструктором Лего. Конструктор ПервоРобот LEGO® WeDo™. Организация рабочего места. Техника безопасности. Роботы в нашей жизни. Понятие. Назначение. Что такое робототехника. Виды роботов, применяемые в современном мире. Основы линейного алгоритма. Практика (14 ч.): Как работать с инструкцией. Проектирование моделей-роботов. Символы. Терминология. Основы работа с компьютером и средой программирования Форма контроля: сборка первого робота по инструкции. Раздел 2. Основы механики, простейшие механизмы (28 ч.). Теория (12 ч.): Мотор вал, зубчатая передача, корончатое колесо, шкив, рычаг, кулачек. Пониженная и повышенная передача. Практика (16 ч.): Сборка типовых моделей Lego с изучением простейших механизмов. Форма контроля: сборка пары футболист вратарь для демонстрации работы простейших механизмов. Раздел 3. Основы построения программ (32 ч.). Теория (14 ч.): Основы программирования управления моторами. Изучение цикла. Работа с сообщениями. Практика (18 ч.): Сборка типовых моделей Lego с изучением программных механизмов Форма контроля: построение собственной программы на основе полученных знаний. Раздел 4. Датчики конструктора Lego WeDo (16 ч.). Теория (6 ч.): Датчик наклон. Датчик расстояния. Датчик звука. Практика (10 ч.): Сборка типовых моделей Lego с изучением датчиков. Форма контроля: построение сигнализации. 11 Раздел 5. Углубленное изучение программирования (16 ч.). Теория (6 ч.): Случайное число. Начать по нажатию клавиши. Начать по получению письма. Практика (10 ч.): Сборка типовых моделей Lego с изучением основных блоков программирования. Форма контроля: Построение манипулятора. Раздел 6. Основы конструирования (28 ч.). Теория (16 ч.): Понятие автомобильной рамы как основы движущейся платформы. Поворотный механизм. Гусеничный привод. Запорный механизм. Практика (12 ч.): Самостоятельное конструирование и построение простейших роботов на основе полученных знаний. Форма контроля: проведение соревнования по сборке самостоятельных роботов на предложенную тему. Планируемые результаты. 1. Предметные. Обучающиеся должны ЗНАТЬ: • правила безопасной работы; • устройство роботехнических устройств (основные робототехнические узлы, конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов, виды подвижных и неподвижных соединений; конструктивные особенности различных роботов); • основные приемы сборки и программирования робототехнических средств на примере ЛЕГО-конструкторов LEGO® WeDo™ (основные приемы конструирования роботов, компьютерную среду, включающую в себя графический языкпрограммирования, порядок создания алгоритма программы, действия робототехническихсредств); • как самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов с помощью метода проекта; 2. Метапредметные. Обучающиеся должны УМЕТЬ: • принимать или намечать учебную задачу, ее конечную цель; • создавать и корректировать программы и проводить сборку робототехнических средств; 12 • создавать реально действующие модели роботов при помощи специальных элементов по разработанной схеме, по собственному замыслу; • эффективно работать как в команде, так и индивидуально; • творчески подходить к решению поставленных задач. 3. Личностные. В процессе и к концу обучения по программе предполагается формирование: • чувства ответственности; • трудолюбия, аккуратности; . • уважительного отношения к своему и чужому труду. • устойчивого интереса и мотивации к техническому творчеству. Условия реализации программы. Материально-техническое обеспечение: • Учебный кабинет с доступом к сети Интернет • Парты (8 шт.), стулья (15 шт.) • Ноутбуки (10 шт.) • Проектор • Мультимедийная доска • Комплекты ЛЕГО-конструкторов LEGO® WeDo™ (8 шт.) • Оборудование и ПО для робототехники LEGO Education WeDo Software. Информационное обеспечение. Информационное обеспечение программы предусматривает наличие следующих видов продукции: − электронные учебные пособия в виде презентаций, которые содержат как теоретический материал, так и поэтапную сборку робота; − инструкции по сборке (в электронном виде). − методичка для педагога (в электронном виде). − видеоролики; − информационные материалы, посвященные данной дополнительной общеобразовательной программе. По результатам работ будут создаваться фото - материалы, которые можно будет использовать не только в качестве отчетности о проделанной работе, но и как учебный материал для следующих групп учащихся. Материалы сайта https://education.lego.com/ru-ru/lessons Кадровое обеспечение. Программа реализуется педагогом дополнительного образования, квалификация которого соответствует профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». Методическое обеспечение. 13 Особенности организации образовательного процесса – в очной групповой форме. В случае перевода образовательного процесса в дистанционный режим в данной программе предусмотрено обучение с использованием дистанционных технологий, в том числе на образовательной платформе Zoom. Методы и приемы обучения – словесный, наглядный, объяснительноиллюстративный, исследовательский проблемный, проектный. Методы и приемы воспитания – убеждение, поощрение, мотивация, стимулирование. Формы организации образовательного процесса – групповая, индивидуально-групповая. Формы организации учебного занятия. Основной организационной формой обучения в ходе реализации данной образовательной программы является занятие. Эта форма обеспечивает организационную чёткость и непрерывность процесса обучения. Формы занятий: выставки, конкурсы, практикум, занятие – консультация, занятие – ролевая игра, занятие – презентация, занятие проверки и коррекции знаний и умений, комбинированное занятие. Разработка каждого проекта реализуется в форме выполнения конструирования и программирования модели робота для решения предложенной задачи. В целях оптимизации и совершенствования образовательного процесса могут применяться разные педагогические технологии: технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технология блочно-модульного обучения, технология развивающего обучения, технология игровойдеятельности. Алгоритм учебного занятия. Примерная структура занятий: • Организационный этап. • Этап проверки домашнего задания (при наличии) • Актуализация знаний, необходимых для усвоения нового материала. • Постановка цели и задач занятия. • Сообщение темы и цели занятия. Мотивация учебной деятельностиучащихся. • Этап освоения новых знаний. • Введение нового и закрепление старого материала в ходе беседы, рассказа,демонстрации. • Этап закрепления новых знаний. Проверка понимания учащимисяизученного материала и его первичное закрепление. • Этап информации о домашнем задании. • Этап подведения итогов занятия. В зависимости от цели и изучаемого материала части занятия могут варьироваться и заменяться. Методические и дидактические материалы. Методическая литература и методические разработки для обеспечения образовательного процесса 14 (календарно-тематическое планирование, планы-конспекты занятий, годовой план воспитательной работы, сценарии воспитательных мероприятий, дидактический материал т.д.) являются учебно-методическим комплексом, хранятся у педагога дополнительного образования и используются в образовательном процессе. Формы аттестации. Система отслеживания, контроля и оценки результатов обучения в соответствии с диагностическими материалами к общеобразовательной программе и включает в себя: • Входной контроль. Определение начального уровня знаний, умений и навыков обучающихся (проводится на 1 занятии в сентябре в виде собеседования). • Текущий контроль (осуществляется непосредственно в ходе проведения учебных занятий; определяет степень усвоения учебного материала в виде ответов на вопросы учащихся и по результатам наблюдения педагога); • Промежуточный контроль (проводится по результатам каждого раздела в виде выполнения практических заданий: сборка первого механизма (октябрь), сборка пары вратарь-футболист (декабрь), самостоятельное построение простершего алгоритма (февраль), сборка сигнализации (март), сборка манипулятора (апрель) • Итоговый контроль (проводится в конце обучения по программе с целью определения результатов обучения, в виде соревнования). Микросоревнование – разновидность контрольных мероприятий в игровой форме методики развивающего обучения. Соревнование, имеющее целью уяснение обучающимися отдельных тем (в некотором роде – аналог школьной контрольной работы с обязательным разбором полученных результатов). Применяется при решении практических задач на протяжении всего периода обучения и является составной частью практического занятия. На основном этапе осуществляется коллективная выработка технических решений в определенной последовательности: • анализ объекта моделирования (исходные данные и дополнительная информация); • выработка частных (промежуточных) решений; анализ (обсуждение) выработанных решений; • выработка согласованного решения; • анализ (обсуждение) согласованного решения; • анализ (обсуждение) достижения поставленных целей; • оценка работы участников. Заключительный этап проводится в форме коллективного обсуждения и состоит в анализе деятельности участников. 15 Итоговое соревнование – основная форма подведения итогов и получения объективной оценки достижения программных целей. Контроль динамики усвоения программы осуществляется на основе непрерывного мониторирования результативности деятельности каждого обучающегося. • Формы проведения контроля: педагогическое наблюдение, опрос, беседа, решение познавательных и практических задач, микросоревновани и соревнования. Содержание программы «Ознакомительная робототехника» № п/п Содержание работы Сроки Примечание ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ 1. «Герой нашего времени» - беседа о такой сентябрь профессии как спасатель. 2. Беседа «Моя Родина», посвященная Дню ноябрь народного единства 3. «Дорогой Памяти» онлайн экскурсия по май интернет – ресурсу «Память народа» НРАВСТВЕННО – ДУХОВНОЕ ВОСПИТАНИЕ 4. Беседа «Моя семья – важнейшая ценность» октябрь 5. Беседа «Мир, в котором я живу» о ноябрь бережном отношении ко всему окружающему 6. Беседа «Русские традиции» январь ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ И КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ 7. «Энциклопедия витаминов» - беседа по сентябрь пропаганде здорового образа жизни 8. «Наше здоровье – в наших руках» - урок январь здоровья 9. «Здоровый образ жизни, спорт, правильное май питание» интерактивное занятия с применением ИКТ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ 10. «Заповедная Россия» - беседа, посвященная январь Дню Заповедников и национальных парков 11. Акция «Сохраним Первоцветы» февраль 12. «Лесное путешествие» - круглый стол март посвященный Дню охраны лесов. 13. «Что отмечают в День экологических апрель знаний» - беседа МЕРОПРИЯТИЯ ПО БЕЗОПАСНОМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СЕТИ ИНТЕРНЕТ 14. Проведение бесед: В течении «Я и мои виртуальные друзья» года «Интернет и моя будущая профессия» «Безопасность в сети Интернет» «Темная сторона Интернета» РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ/ЗАКОННЫМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ 16 1. 2. Анкетирование родителей (законных представителей) с целью изучения удовлетворенности образовательными услугами ДДТ. Консультирование (индивидуальное, групповое) родителей (законных представителей). Февраль В течение года