решение молекулярно-биологических и генетических задач (2)

II. Требования к уровню подготовки обучающихся
Личностные результаты:
 нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности
и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания,
находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
 принятие
гуманистических
ценностей,
осознанное,
уважительное
и
доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
 способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в
том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам;
бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;
 мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости
науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной
информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной
науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
 готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
 экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным
богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов
на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние
природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое
отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта экологонаправленной деятельности;
 эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому
обустройству собственного быта.
 ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни;
 положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства),
интериоризация традиционных семейных ценностей.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения основной образовательной
программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится:
 самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым
можно определить, что цель достигнута;
 оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях
этики и морали;
 ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
 оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;
2

 выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
 организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
 сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится:
 искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
 критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
 использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в
информационных источниках;
 находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений
другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении
собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
 выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
 выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения
со стороны других участников и ресурсные ограничения;
 менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится:
 осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как
внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров
для деловой коммуникации исходя из соображений результативности
взаимодействия, а не личных симпатий;
 при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом
команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий,
эксперт и т.д.);
 координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
 развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств;
 распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их
активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая
личностных оценочных суждений.
Предметные результаты освоения внеурочной деятельности:
знать:
- Об особенностях жизни как формы существования материи;
- Фундаментальные понятия по биологии;
- Сущность процессов обмена веществ;
3

- Основные понятия, термины и законы генетики
и генетическую символику;
- Сущность процессов наследственности и изменчивости;
- Об основных областях применения биологических знаний в практике сельского
хозяйства, в ряде отраслей промышленности, и медицине;
- Основные термины, используемые в биологической и медицинской литературе.
уметь:

- Решать задачи по молекулярной биологии;
- Решать задачи по генетике;
- Решать и правильно оформлять решение генетических задач разной сложности;
- Логически рассуждать и обосновывать выводы;
- Анализировать и оценивать различные этические аспекты современных исследований в
биологической науке;
- Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных
источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях,
компьютерных базах, ресурсах Интернет) и применять ее в собственных исследованиях;
- Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни.
Содержание программы
Тема: «Основы цитологии» - 20 часов.
Белки: структура, функции белков. Нуклеиновые кислоты. ДНК и РНК, сравнительная
характеристика данных кислот. Особенности строения, место расположения в клетке,
основные функции, виды РНК, их роль в биосинтезе. Биосинтез белка. Понятие о
транскрипции, трансляции, триплет или кодон ДНК.
Энергетический обмен в клетке, его этапы, аэробные и анаэробные организмы,
клеточное дыхание.
Биологические задачи:


На вычисление молекулярной массы белка, определение числа аминокислот
образующих белок.
 На определение % содержания нуклеотидов фрагмента ДНК;
 На количественное определение числа нуклеотидов ДНК, при условии, что
известно % от общего числа;
 На определение длины фрагментов цепочки ДНК;
 На определение последовательности расположения аминокислот отдельных
белков;
 На построение и определение участков молекулы белка;
 Расчѐты связанные с энергетическими затратами при обмене вещества в
клетке.
Тема: «Основы генетики» - 28 часов.
Основные генетические понятия и символы. Законы Г.Менделя. Полное и неполное
доминирование. Анализирующее скрещивание. Генетическое определение пола.
4

Наследование признаков, сцепленных с полом. Сцепленное наследование признаков.
Закон Т.Моргана. Полное и неполное сцепление генов. Генетические карты хромосом.
Биологические задачи:







На моно, ди, полигибридное скрещивание;
На неполное доминирование;
На сцепленное с полом наследование;
На анализирующее скрещивание;
На кроссинговер;
Комбинированные задачи.

Тема: «Генетика человека» - 20 часов.
Основные понятия и термины. Характер наследования признаков у человека.
Генетические основы здоровья. Генетические болезни. Родословная семьи.
Биологические задачи:





На определение группы крови и резус-фактор;
На вероятность наследования и проявления генетических заболеваний;
На генетические основы здоровья;
Комбинированные задачи.

5


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».