техническое моделирование

Раздел 1. Пояснительная записка
1.Программа реализуется в соответствии с документом «Порядок организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам (утвержден Приказом Министерства Просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. №
196); в рамках научно-техническую направленности и имеет начальный уровень
Актуальность программы.
Увлечение техникой у обучающихся, как правило, начинается в старшем
дошкольном или младшем школьном возрасте. В этот период у обучающихся возникает
масса вопросов, связанных со строением, механизмами действия и управления
различными техническими средствами. Таким образом, начальное техническое
моделирование можно считать первой ступенькой на пути к серьёзному техническому
творчеству.
XXI век – это век техники. Современный человек должен идти в ногу с
техническим прогрессом, быть в курсе новых открытий и изобретений, понимать их
значимость, стремиться быть участником этого творческого процесса. Именно поэтому
программа по начальному техническому моделированию является актуальной на
современном этапе, даёт возможность обучающимся 12-16 лет приобщиться к
техническому творчеству.
Освоив содержание программы, обучающийся приобретает конкретные знания,
умения и навыки, которые помогут ему в будущем он познакомится с различными видами
материалов, будет уметь с ними работать, научится пользоваться в своей работе
различными инструментами, будет уметь рационально использовать материал.
В процессе моделирования у обучающегося развиваются тактильные ощущения,
мелкая моторика, координация движений пальцев, зрительно-пространственная
ориентировка, концентрация внимания, цветоощущение, воссоздающее воображение;
формируются навыки анализа плоских и объёмных форм, проектирования, планирования
и анализа своей деятельности, самостоятельности мышления. Также у него происходит
формирование поведенческих качеств и нравственных установок, умения быть
организатором и активным участником массовых действий (соревнований, конкурсов,
выставок). Участвуя в состязаниях и соревнованиях, учащиеся учатся адекватно
реагировать и оценивать свои возможности.
Отличительной особенностью данной программы является то, что в течение учебного
года обучающемуся предоставляется возможность попробовать себя в различных
направлениях технического творчества: познакомиться с механическим и конструктором,
создать модели самолетов и ракет, а также попробовать себя в судо- и автомоделизме.
Занятия проводятся с использованием различных игровых технологий, что
позволяет учащимся проявить выдумку и фантазию, проверить свои силы и возможности
в выставках.
В программе предусмотрены дополнительные модели по каждой теме, что даёт
возможность быстро работающим учащимся выполнить ещё одну модель.
В процессе обучения происходит не количественное увеличение изготавливаемых
обучающимися моделей, а их качественное усложнение.
Цель программы: Развитие у учащихся трудовых умений и навыков. Приобщение
обучающихся к техническому творчеству через изготовление (создание) судо-, авиа- и
автомоделей с использованием различных материалов.

Задачи программы
Обучающие:
• познакомить с историей развития техники и её создателями;
• научить изготовлению технических моделей из различных материалов (металлического
конструктора, бумаги, картона, пластика, древесины, металла и т.д.);
• познакомить с различными видами конструкторов, научить использовать их при
создании новых конструкций по собственному замыслу;
• познакомить с особенностями строения моделей, их основными частями
(названием и назначением);
• научить использовать необходимые технические термины.
Развивающие:
• сформировать навыки работы с различными материалами и инструментами;
• развить творческие способности при создании технических моделей;
• развить пространственное воображение в процессе работы над моделями.
Воспитательные:
• воспитать серьёзное, ответственное и бережное отношение к своему труду и
труду других людей;
• воспитать организованность и самодисциплину;
• воспитать уважение к культуре и традициям своей страны.
Учащиеся, для которых программа актуальна.
Возраст-12- 16 лет
Для успешной реализации программы, с учетом возрастного состава группы,
целесообразно количество детей в группе не более 20 человек.
Это количество обусловлено соображениями техники безопасности, так как в
работе используются колющие и режущие инструменты (ножницы, шило, ножовки,
лобзики, напильники).
Количество часов – 72
Формы и режим занятий. Формы занятий-групповые
Занятия проводятся 1 раз в неделю 2 часа. Занятия длятся 45 мин (1 академический
час). Предусмотрен перерыв на отдых и проветривание кабинета – 15 мин. Занятия
состоят из теоретической части и практической
Занятия могут проходить в форме:
– участия в выставках технического творчества обучающихся.
– внутригрупповых и межгрупповых соревнований по начальному техническому
моделированию;
Срок реализации программы: 1 год. Количество часов в год: 72

Раздел 2. Организационно-педагогические условия реализации
программы
Формы организации образовательной деятельности: рассказ, беседа,
консультация, практическая работа. При реализации программы используется учебнодидактический материал,
Формы занятий: занятия проходят в различных формах: беседы, консультации
творческие задания участия в выставках технического творчества обучающихся.
– внутригрупповых и межгрупповых соревнований по начальному техническому
моделированию;
последующим обсуждением; экскурсии в музеи.

Основные принципы образовательного процесса:
- создание положительного психологического климата в группе;
- работа со всем коллективом и индивидуально,
- учет возрастных особенностей детей, их интересов и возможностей;
- творческие задания на самостоятельность мышления и проявление инициативы;
принцип постепенного усложнения материала
- система постоянного обсуждения работ друг друга, умение слушать и анализировать,
адекватно воспринимать критику как со стороны обучающихся, так и со стороны
педагога.
При реализации программы используются различные методы обучения:
объяснительно-иллюстративный (при прохождении новой темы);
практико-ориентированный
проблемный
групповой (задания даются или всей группе или группа делится на мини группы)
деятельностный (результат обучения зависит от того, насколько активно ребенок
включается в творческую деятельность, выполняет самостоятельно творческие задания.
Обсуждает работу других членов группы).
При работе с обучающимися в учебных группах используются различные методы:
словесные, метод проблемного обучения, проектно-конструкторский метод, игровой
метод.
Объяснение рабочего материала и способов действия. Используется практически
на каждом занятии, так как каждая последующая модель всегда имеет какие-либо новые
узлы, соединения или элементы, ещё незнакомые детям.
Рассказ. Этим методом предваряется каждая тема (судо-, авиа-, автомоделизм).
Педагог даёт обучающимся информативные знания по теме. Также используется чтение
различной технической литературы. В качестве информации используются и технические
периодические журналы для обучающихся. Параллельно рассказу и объяснению
происходит показ.
Показ имеющихся у педагогов экспонатов, иллюстраций из журналов и каталогов,
фотографий, открыток. Показ способов и приёмов работы – метод, используемый во
время практических занятий и объяснений.
Разработка проектов, создание самостоятельных моделей.
Этот метод позволяет развивать творческие способности обучающихся.
Планируемые результаты.
Планируемые результаты соотнесены с задачами и содержанием программы и делятся
на 2 группы:
- теоретическая подготовка по основным разделам программы;
- практические умения и навыки.
К концу года обучения обучающиеся будут:
знать:
– свойства бумаги, картона, древесины, пенопласта и других конструкционных
материалов;
– спецификацию моделей, т.е. основные части модели, их названия и назначение;
– получат знания в области техники и физических явлений;
уметь:
– читать и чертить простейший чертёж;
– правильно работать ножницами;
– работать с молотком, ножовкой, напильником, лобзиком;
– создавать простейшие технические модели по собственным проектам;
– рационально использовать предлагаемый для работы материал;

– создавать рабочую атмосферу на занятии;
– планировать свою работу, организовать правильно своё рабочее место;
– необходимые для работы инструменты (лобзик, плоскогубцы, шило);
– отличительные особенности строения различных моделей и их историю создания;
конструкторов-создателей;
уметь:
– работать с ручными инструментами;
– пользоваться всеми необходимыми для работы контрольно-измерительными
инструментами;
– усовершенствовать создаваемые модели;
– самостоятельно создавать творческие работы.
Способы проверки ожидаемых результатов.
По результатам освоения содержания каждого раздела (судо-, авиа- и
автомоделирование) программы, где учащийся демонстрируют свои достижения,
защищают свои проекты.
Также способом проверки результатов является участие в городских соревнованиях
по начальному техническому моделированию.

Раздел 3. Содержание программы
Учебно-тематический план
№
п/п
1
2
2.1
2.2
2.3
3
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
4
4.1
4.2
4.3
4.4
5
5.1
5.2
6
6.1
6.2
6.3
7
*

Наименование разделов и тем
Вводное занятие
Механический конструктор
Знакомство с механическим конструктором
Сборка по техническим рисункам
Передачи движения
Авиамоделизм
Спортивный планер
Планер «Журавлик»
Самолёт «Стрела»
Ракеты (первого класса сложности)
Ракета с парашютом
Судомоделизм
Малый катамаран
Галера с башней или парусом
Черноморская шаланда
Перископ
Автомоделизм
Автобус «Дружба» или автомобиль «Нива»
Вездеход
Выставки
Юных техник
Выставка
Клуб «Любознательный»
Итоговое занятие
Итого

Количество часов
Теорет. Практич.
Всего
2
2
13
3
16
3
1
4
5
1
6
5
1
6
24
5
29
5
1
6
5
1
6
4
1
5
5
1
6
5
1
6
13
4
17
5
1
6
4
1
5
3
1
4
1
1
2
2
4
6
1
2
3
1
2
3
1
1
1
1
1
1
55
17
72

Содержание учебно-тематического плана

Раздел 1. Вводное занятие.
Знакомство с программой. Краткие сведения о формах работы.
Техника безопасности. Правила работы в лаборатории и организация рабочего места.
Раздел 2. Механический конструктор.
Тема 2.1. Знакомство с механическим конструктором.
Отвёртка, гаечный ключ, типы узлов, детали конструктора, их назначение и использование.
Практическая часть. Упражнения по изготовлению подвижных и неподвижных соединений
Тема 2.2. Сборка по техническим рисункам.
Принципы симметрии. Процесс сборки механического конструктора по техническим рисункам.
Детали: полоса, уголок, плита. Этапы планирования процесса создания собственной модели.
Практическая часть. Сборка стула простого из деталей металлического конструктора по
техническому рисунку «Конструктор-школьник». Самостоятельная сборка модифицированного
стула.
Тема 2.3. Передачи движения.
Типы простейших передач (зубчатая, ременная), детали, необходимые для их изготовления (колесо,
кольцо, вал, скоба), и их основные соединения. Назначение передач, области их применения,
особенности строения.
Практическая часть. Сборка ременной и зубчатой передач по техническим рисункам «Азбуки
технического конструирования».
Раздел 3. Авиамоделизм.
Тема 3.1. Спортивный планер.
История авиамоделизма. Происхождение слова «планер». Основные части планера и их
назначение. Свойства воздуха: давление, вес, плотность.
Практическая часть. Черчение крыла, фюзеляжа, киля по шаблону. Изготовление груза. Сборка
модели. Оформление и регулировка модели. Соревнования с планером.
Тема 3.2. Планер «Журавлик».
Свойства воздуха. Как человек научился летать. Братья Монгольфье, братья Райт. От махолёта до
самолёта. Основные понятия и термины: фюзеляж, крыло, стабилизатор, киль. Инструктаж по
технике безопасности при работе с деревом и ручным инструментом.
Практическая часть. Черчение крыла, киля и стабилизатора. Изготовление фюзеляжа из
деревянной рейки (обработка наждачной бумагой).
Изготовление пускового крючка из проволоки (работа с инструментом). Сборка модели
Оформление модели. Конкурс на лучшее оформление.
Изготовление ручной катапульты из деревянной рейки. Соревнование на дальность полёта.
Тема 3.3. Самолет «Стрела».
Авиационные конструкторы. Первые монопланы. Крылья и создание подъёмной силы. Аварийноспасательное оборудование.
Практическая часть. Черчение корпуса и киля по шаблонам, подкрылки. Изготовление груза из
картона или выпиливание груза из фанеры лобзиком.
Обработка груза. Вклеивание груза в корпус самолёта. Сборка модели. Оформление модели.
Изготовление ручной катапульты из деревянной рейки.
Регулировка модели, запуск.
Тема 3.4. Ракеты (первого класса сложности).
Основоположники современной космонавтики: К. Э. Циолковский, С. П. Королев. Первый
космонавт Ю. А. Гагарин. Атмосфера. Космос. Строение ракеты.
Практическая часть. Черчение корпуса ракеты, стабилизаторов, конуса.
Склеивание корпуса, конуса. Крепление стабилизаторов на корпус.
Оформление модели. Доработка модели, запуск.
Изготовление ракеты по выбору – «Эридан», «Дельфин», «Стрела», «Орион», «Дракон»,
«Скорпион» и др.

Тема 3.5. Ракета с парашютом.
История парашюта и его назначение. Многоступенчатая ракета. Искусственные спутники Земли.
Практическая часть. Черчение корпуса ракеты и стабилизаторов по шаблону.
Склеивание корпуса и стабилизаторов. Крепление стабилизаторов к корпусу ракеты.
Изготовление парашюта, крепление строп к парашюту.
Крепление парашюта к ракете. Испытание модели.
Раздел 4. Судомоделизм.
Тема 4.1. Малый катамаран.
История создания судов. История появления паруса. Катамаран и его разновидности. Плот и
катамаран – сходства и различия.
Практическая часть. Черчение корпуса катамарана. Склеивание корпуса, банки и мачты.
Сборка модели. Приклеивание палубы.
Покраска модели.
Изготовление и оформление паруса и спасательного круга.
Тема 4.2. Черноморская шаланда.
Парусные суда и их разновидности. Назначение шаланды. Шаланда и катамаран – сходства и
различия. Особенности строения шаланды.
Практическая часть. Черчение корпуса шаланды. Сборка корпуса и определение ватерлинии.
Изготовление банок и киля. Сборка. Обсуждение готовых моделей.
Обработка реек для мачты, форштевня, нагелей. Крепление реек.
Покраска модели и подставки. Изготовление парусов. Крепление их к модели.
Изготовление подставки. Склеивание. Изготовление спасательного круга и руля.
Тема 4.3. Галера с башней или парусом.
История создания ладьи. Заморские ладьи и кочи. Корабль фараона. Использование галер. Этапы
совершенствования галер.
Практическая часть. Черчение и склеивание галеры. Оформление бортов.
Изготовление вёсел. Покраска вёсел. Крепление их к бортам, вклеивание палубы.
Изготовление башни и её сборка (или обработка мачты и изготовление паруса) .
Обсуждение готовых моделей.
Тема 4.4. Перископ.
Перископ – определение и назначение.
Практическая часть. Черчение перископа, сборка аппарата. Покраска модели, вклеивание зеркал.
Раздел 5. Автомоделизм.
Тема 5.1. Автобус «Дружба» или автомобиль «Нива».
Первые самодвижущиеся повозки – прототипы современных автомобилей. История колеса. Первый
паровой двигатель. И. И. Ползунов
Практическая часть. Изготовление кузова. Вклеивание окон. Склеивание кузова. Крепление
бамперов, фар, габаритных огней. Оформление модели (по выбору): маршрутное такси, «Скорая
помощь», ДПС, инкассаторский автобус.
Автомобиль «Нива».
Двигатель внутреннего сгорания (конструкторы – Г. Даймлер и К. Бенц). Легковые автомобили:
«Эмка», «ЗИС-101», «Победа», «Москвич 407».
Практическая часть. Изготовление кузова, рамы. Изготовление колёс и мостов. Крепление колёс
на раму. Оформление модели: вклеивание окон, фар, габаритных огней
Тема 5.2. Вездеход.
Машины специального назначения. Гусеничные машины и их особенности.
Практическая часть. Изготовление кузова. Изготовление гусениц. Изготовление рамы.
Крепление кузова и гусениц на раму. Покраска модели. Крепление колёс на раму. Оформление
модели.
Раздел 6. Выставки.

Тема 6.1. Юных техник.
Практическая часть. Выставка моделей по простейшим авиамоделям.
Выставка моделей по простейшим авиамоделям.
Тема 6.3. Клуб «Любознательный».
Заседание Клуба по темам «Авиамодели», «Судомодели», «Автомодели».
Раздел 7. Итоговое занятие.
Подведение итогов выставок: наиболее удачные конструкции, выполненные в этом году.
Подведение итогов учебного года.

Раздел 3. Ресурсное обеспечение для реализации программы
Материально-технические условия реализации программы
1. верстаки столярные с тисками- 12 шт., стулья 24шт.
2. столярные инструменты- 1 комплект, слесарные инструменты- 1 комплект.
3. токарные станки- 5шт.
4.сверлильный станок.
5. лобзики учебные- 8 шт.
6. набор надфилей, отверток, угольников.
7. набор шлифовальной бумаги, клей ПВА, лак мебельный, морилка, набор карандашей столярных.
8. заготовки из тонколистового металла и проволоки.
9. заготовки из древесины.
10. клеевой пистолет.
11. доска учебная.
12. комплект моделей механизмов и передач.
Учебно-информационное обеспечение программы
• оформление информационных стендов;
•
банк данных (разработки уроков, беседы для уч-ся, лекции и беседы для родителей,
разработки внеклассных мероприятий)
•
контрольные срезы, тесты


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».