I. Требования к уровню подготовки обучающихся Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивнооздоровительному направлению является формирование следующих компетенций: - мотивация образовательной деятельности учащегося на основе личностноориентированного подхода; - убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры; - самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; - готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями; - формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения. Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД): Коммуникативные УУД: - владеть компетенциями, необходимыми для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующими ролевыми отношениями с педагогами; - уметь взаимодействовать с ориентацией на партнѐра, планировать общую цель и пути еѐ достижения; - договариваться в отношении целей и способов действия, распределения функций и ролей в совместной деятельности; формулировать собственное мнение и позицию; - конструктивно разрешать конфликты; осуществлять взаимный контроль; - адекватно оценивать собственное поведение и поведение партнѐра и вносить необходимые коррективы в интересах достижения общего результата; Регулятивные УУД: - самостоятельно определять цель и задачи деятельности на занятии, выбирать средства для реализации целей и применять их на практике; - уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; - планировать, регулировать свои действия сообразно ситуации, вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации; - контролировать способы решения и оценивать свои действия; - проявлять волевую саморегуляцию. Познавательные УУД: - уметь пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты; - обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул; - обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы; - оценивать границы погрешностей результатов измерений. Компетенции, которые должны освоить учащиеся в процессе реализации программы внеурочной деятельности Выпускник научится: Соблюдать личную гигиену; определять благоприятные факторы, воздействующие на здоровье; заботиться о своем здоровье; соблюдать режим дня; применять коммуникативные и презентационные навыки; использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе; овладеть некоторыми умениями проведения эксперимента, работы с различными информационными источниками (энциклопедиями по физике, медицине, биологии; данными медицинских исследований; интернет-сайтами). оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении, удушении, утоплении, обморожении, ожоге, травмах, тепловом и солнечном ударах; Соблюдать меры безопасности при работе с различными веществами, приборами и инструментами; принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания; адекватно оценивать своѐ поведение в жизненных ситуациях; отвечать за свои поступки; отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора. Выпускник получит возможность научиться: осознавать необходимость заботы о своѐм здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья; социально адаптироваться, расширять сферы общения, приобретать опыт взаимодействия с окружающим миром; систематически наблюдать за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателями развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости). проводить простейшую самодиагностику состояния здоровья; сознательное отношение учащихся к собственному здоровью во всем его проявлениях; формировать культуру здоровья :отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. I. Содержание программы внеурочной деятельности «Физика и здоровье» 9 класс ( 34 часов) Тема 1. Введение (1 часа) Значение для человека знаний по биологии, биофизике, медицинской и биологической физике. Исторические межнаучные связи: физики и медицины, физики и биологии (деятельность ученых: Ньютон, Юнг, Гельмгольц и др.). Место человека в биосфере. Управление в системе «Человек» как в физической системе. Тема 2. Двигательная активность жизненно необходима. /9 ч./ Геометрическое и физическое подобие. Анализ подобия в биологических системах. Опорно-двигательная система, скелет человека и млекопитающих животных. Виды деформации и опорно-двигательная система.. Строение скелета и конструкция зданий /Эйфелева башня/. Работоспособность человека при статической и динамической работе мышц.Механическое напряжение, предел прочности, запас прочности. Основы биостатики. Биостатика растений. Биостатика животных. Биомеханика движений человека. Кинематика, динамика и энергетика движения человека. Кинематика, динамика и энергетика движения животных. Польза активного отдыха и значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. Практические работы: 1. Измерение быстроты реакции человека 2. Определение прочности природных материалов 3. Определение прочности кости 4. Измерение мышечных усилий человека с помощью силомера 5. Влияние физической активности на скелет человека Творческие задания: Разработать конструкцию модели мышцы человека. Разработать комплекс упражнений на тренировку равновесия /с физическим обоснованием каждого упражнения/. . Тема 3. Основы гидродинамики. Движение крови по сосудам. /5 ч./ Система органов кровообращения. Взаимосвязь движения крови и движение жидкости по трубам. Закон Бернулли. Первая помощь при кровотечениях. Практические работы: 6. Измерение пульса и артериального давления. 7. Приемы остановки кровотечения. Тема 4. Механизм вдоха и выдоха. Дыхание. /5 ч./ Состав воздуха и роль его компонентов для организма. Механизм дыхания и его объяснение с физической точки зрения. Значение атмосферного давления и роль диффузии в жизни человека. Гидростатическое давление проблемы дыхания в воде. Кислородное голодание и отравление. Кессонная болезнь. Влажность воздуха и ее значение для дыхания человека. Практическая работы: 8. Определение жизненной емкости легких. 9. Измерение частоты дыхания Творческие задания: Разработать действующую модель легкого человека. Разработать комплекс оздоровительных дыхательных упражнений. Тема 5. Физиология зрения и оптика. /2 ч./ Строение глаза и его оптическую часть. Построение изображений, даваемые глазной мышцей. Недостатки зрения и их причины. Загадочный мир света. Тема 6. Орган слуха. Акустические явления. /2 ч./ Работа слухового анализатора. Определение чувствительности слуха. Порог слышимости. Звук и его характеристики. Ультразвук и инфразвук, и их применение. Практическая работа: 10. Исследование шумового загрязнение в районе школы. Тема 7. Теплорегуляция. /4 ч./ Теплопередача и ее виды. Процесс парообразования и факторы, влияющие на этот процесс. Влажность воздуха и ее значение для человека и других живых организмов. Оптимальный воздушно-тепловой режим для жизнедеятельности человеческого организма. Способы искусственного изменения абсолютной и относительной влажности. Использование низкотемпературного метода (криогенная медицина) разрушения ткани при замораживании и размораживании. Практические работы: 11. Измерение температуры на различных участках тела. Тема 8 . Человек и физические поля окружающего мира (3 часа) Естественные источники электромагнитного излучения. Взаимодействие электромагнитных излучений с веществом. Действие излучений различной частоты на человека.Виды и свойства радиоактивных излучений. Методы, использующие ионизирующее излучение радиоактивных изотопных материалов для биологического действия с лечебной целью (гамма-топограф).Защита от ионизирующего излучения. Дозиметрические приборы. Ионизирующее действие космических лучей. Радиационные пояса Земли.Использование электромагнитных и радиоактивных излучений в медицине (физические основы современных диагностик). Творческие задания: сообщения - «Сотовые телефоны и их влияние на организм человека». - «Кухня – источник опасностей» - «Искусственные источники радиации дома» Тема 9. Биополя и биоизлучение человека. /2 ч./ Виды физических полей тела человека , источники и характеристики полей. Низкочастотные электрические и магнитные поля. Инфракрасное излучение. Электромагнитные излучения СВЧ-диапазона. Акустические поля человека . Практическое использование теплового излучения. Магнитные и электрические поля вокруг живых организмов. Биоэлектрические потенциалы в клетках и тканях человека. Физические основы электрокардиографии. Методы исследования электрической активности мозга. Электростимуляторы. Достижения электробиологии. Тема 10. Защита проектов /1 ч./ Защита ученических проектов. № п/п Тема занятий Колво Кол-во Содержание занятий практ.работ 1 Введение часов 1 Место человека в биосфере; 2 Двигательная активность - жизненная необходимость 9 5 3 Основы гидродинамики. Движение крови по сосудам. 5 2 4 Механизм вдоха и выдоха. Дыхание 5 2 5 Физиология зрения и оптика. 2 6 Орган слуха. Акустические явления 2 1 1 7 Терморегуляция 4 8 Человек и физические поля окружающего мира 3 9 Биополя и биоизлучение человека 2 10 Защита проектов 1 всего 34 уметь устанавливать исторические межнаучные связи. Решение задач на расчет прочности кости; на расчет работы с помощью рычага (рука человека);проведение эксперимента по выявлению причин утомляемости мышц; различие опорно –двигательную систему человека и животного. Измерение пульса и артериального давления. Оказание первой помощи при кровотечениях. Механизм дыхания с физической точки зрения; значение атмосферного давления и роль диффузии в жизни человека. Объяснение причины загрязнения атмосферы; работу шприца и пипетки. Строение глаза и его оптическую часть; недостатки зрения и его причины. Определение чувствительность слуха; ; применение полученных знаний для решения практической задачи; Измерение температуры тела; объяснение значение влажности для жизни человека Действие излучений различной частоты на человека; использование электромагнитных и радиоактивных излучений в медицине. Решение практической задачи; знать виды физических полей тела человека ;использование и применение различных видов излучений. Выполнение ученических проектов 11