Физика и здоровье 9 класс

I.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивнооздоровительному направлению является формирование следующих компетенций:
- мотивация образовательной деятельности учащегося на основе личностноориентированного подхода;
- убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного
использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого
общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу
общечеловеческой культуры;
- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
- готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и
возможностями;
- формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и
изобретений, результатам обучения.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности - является
формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Коммуникативные УУД:
- владеть компетенциями, необходимыми для установления межличностных отношений
со сверстниками и соответствующими ролевыми отношениями с педагогами;
- уметь взаимодействовать с ориентацией на партнѐра, планировать общую цель и пути
еѐ достижения;
- договариваться в отношении целей и способов действия, распределения функций и
ролей в совместной деятельности; формулировать собственное мнение и позицию;
- конструктивно разрешать конфликты; осуществлять взаимный контроль;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение партнѐра и вносить
необходимые коррективы в интересах достижения общего результата;
Регулятивные УУД:
- самостоятельно определять цель и задачи деятельности на занятии, выбирать средства
для реализации целей и применять их на практике;
- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в
том числе в ситуации столкновения интересов;
- планировать, регулировать свои действия сообразно ситуации, вносить необходимые
коррективы в исполнение по ходу его реализации;
- контролировать способы решения и оценивать свои действия;
- проявлять волевую саморегуляцию.
Познавательные УУД:
- уметь пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить
наблюдения, планировать и выполнять эксперименты;
- обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью
таблиц, графиков и формул;
- обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные
результаты и делать выводы;
- оценивать границы погрешностей результатов измерений.

Компетенции, которые должны освоить учащиеся в процессе реализации
программы внеурочной деятельности
Выпускник научится:
 Соблюдать личную гигиену;
 определять благоприятные факторы, воздействующие на здоровье;
 заботиться о своем здоровье;
 соблюдать режим дня;
 применять коммуникативные и презентационные навыки;
 использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе;
 овладеть некоторыми умениями проведения эксперимента, работы с различными
информационными источниками (энциклопедиями по физике, медицине, биологии;
данными медицинских исследований; интернет-сайтами).
 оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении, удушении, утоплении,
обморожении, ожоге, травмах, тепловом и солнечном ударах;
 Соблюдать меры безопасности при работе с различными веществами, приборами и
инструментами;
 принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и
улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
 адекватно оценивать своѐ поведение в жизненных ситуациях;
 отвечать за свои поступки;
 отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
Выпускник получит возможность научиться:
 осознавать необходимость заботы о своѐм здоровье и выработки форм поведения,
которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья;
 социально адаптироваться, расширять сферы общения, приобретать опыт
взаимодействия с окружающим миром;
 систематически наблюдать за своим физическим состоянием, величиной физических
нагрузок, данными мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателями
развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации,
гибкости).
 проводить простейшую самодиагностику состояния здоровья;
 сознательное отношение учащихся к собственному здоровью во всем его проявлениях;
 формировать культуру здоровья :отношение к самому себе, отношение к другим
людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру.

I.

Содержание программы внеурочной деятельности
«Физика и здоровье»
9 класс ( 34 часов)

Тема 1. Введение (1 часа)
Значение для человека знаний по биологии, биофизике, медицинской и
биологической физике. Исторические межнаучные связи: физики и медицины, физики и
биологии (деятельность ученых: Ньютон, Юнг, Гельмгольц и др.). Место человека в
биосфере. Управление в системе «Человек» как в физической системе.

Тема 2. Двигательная активность жизненно необходима. /9 ч./
Геометрическое и физическое подобие. Анализ подобия в биологических системах.
Опорно-двигательная система, скелет человека и млекопитающих животных. Виды
деформации и опорно-двигательная система.. Строение скелета и конструкция зданий
/Эйфелева башня/. Работоспособность человека при статической и динамической работе
мышц.Механическое напряжение, предел прочности, запас прочности.
Основы биостатики. Биостатика растений. Биостатика животных.
Биомеханика движений человека. Кинематика, динамика и энергетика движения человека.
Кинематика, динамика и энергетика движения животных.
Польза активного отдыха и значение физических упражнений для правильного
формирования скелета и мышц.
Практические работы:
1. Измерение быстроты реакции человека
2. Определение прочности природных материалов
3. Определение прочности кости
4. Измерение мышечных усилий человека с помощью силомера
5. Влияние физической активности на скелет человека
Творческие задания:
 Разработать конструкцию модели мышцы человека.
 Разработать комплекс упражнений на тренировку равновесия /с физическим
обоснованием каждого упражнения/.
. Тема 3. Основы гидродинамики. Движение крови по сосудам. /5 ч./
Система органов кровообращения. Взаимосвязь движения крови и движение
жидкости по трубам. Закон Бернулли. Первая помощь при кровотечениях.
Практические работы:
6. Измерение пульса и артериального давления.
7. Приемы остановки кровотечения.
Тема 4. Механизм вдоха и выдоха. Дыхание. /5 ч./
Состав воздуха и роль его компонентов для организма. Механизм дыхания и его
объяснение с физической точки зрения. Значение атмосферного давления и роль
диффузии в жизни человека. Гидростатическое давление проблемы дыхания в воде.
Кислородное голодание и отравление. Кессонная болезнь.
Влажность воздуха и ее значение для дыхания человека.
Практическая работы:
8. Определение жизненной емкости легких.
9. Измерение частоты дыхания
Творческие задания:
 Разработать действующую модель легкого человека.
 Разработать комплекс оздоровительных дыхательных упражнений.
Тема 5. Физиология зрения и оптика. /2 ч./
Строение глаза и его оптическую часть. Построение изображений, даваемые глазной
мышцей. Недостатки зрения и их причины. Загадочный мир света.
Тема 6. Орган слуха. Акустические явления. /2 ч./

Работа слухового анализатора. Определение чувствительности слуха. Порог слышимости.
Звук и его характеристики. Ультразвук и инфразвук, и их применение.
Практическая работа:
10. Исследование шумового загрязнение в районе школы.
Тема 7. Теплорегуляция. /4 ч./
Теплопередача и ее виды. Процесс парообразования и факторы, влияющие на этот
процесс. Влажность воздуха и ее значение для человека и других живых организмов.
Оптимальный воздушно-тепловой режим для жизнедеятельности человеческого
организма. Способы искусственного изменения абсолютной и относительной влажности.
Использование низкотемпературного метода (криогенная медицина) разрушения ткани
при замораживании и размораживании.
Практические работы:
11. Измерение температуры на различных участках тела.
Тема 8 . Человек и физические поля окружающего мира (3 часа)
Естественные источники электромагнитного излучения. Взаимодействие
электромагнитных излучений с веществом. Действие излучений различной частоты на
человека.Виды и свойства радиоактивных излучений. Методы, использующие
ионизирующее излучение радиоактивных изотопных материалов для биологического
действия с лечебной целью (гамма-топограф).Защита от ионизирующего излучения.
Дозиметрические приборы. Ионизирующее действие космических лучей. Радиационные
пояса Земли.Использование электромагнитных и радиоактивных излучений в медицине
(физические основы современных диагностик).
Творческие задания: сообщения
- «Сотовые телефоны и их влияние на организм человека».
- «Кухня – источник опасностей»
- «Искусственные источники радиации дома»
Тема 9. Биополя и биоизлучение человека. /2 ч./
Виды физических полей тела человека , источники и характеристики полей.
Низкочастотные электрические и магнитные поля. Инфракрасное излучение.
Электромагнитные излучения СВЧ-диапазона. Акустические поля человека .
Практическое использование теплового излучения. Магнитные и электрические поля
вокруг живых организмов. Биоэлектрические потенциалы в клетках и тканях человека.
Физические основы электрокардиографии. Методы исследования электрической
активности мозга. Электростимуляторы. Достижения электробиологии.
Тема 10. Защита проектов /1 ч./
Защита ученических проектов.
№
п/п

Тема занятий

Колво

Кол-во

Содержание занятий

практ.работ
1

Введение

часов
1

Место человека в биосфере;

2

Двигательная активность
- жизненная
необходимость

9

5

3

Основы гидродинамики.
Движение крови по
сосудам.

5

2

4

Механизм вдоха и
выдоха. Дыхание

5

2

5

Физиология зрения и
оптика.

2

6

Орган слуха.
Акустические явления

2

1

1

7

Терморегуляция

4

8

Человек и физические
поля окружающего мира

3

9

Биополя и биоизлучение
человека

2

10

Защита проектов

1

всего

34

уметь устанавливать
исторические межнаучные
связи.
Решение задач на расчет
прочности кости; на расчет
работы с помощью рычага (рука
человека);проведение
эксперимента по выявлению
причин утомляемости мышц;
различие опорно –двигательную
систему человека и животного.
Измерение пульса и
артериального давления.
Оказание первой помощи при
кровотечениях.
Механизм дыхания с
физической точки зрения;
значение атмосферного
давления и роль диффузии в
жизни человека. Объяснение
причины загрязнения
атмосферы; работу шприца и
пипетки.
Строение глаза и его
оптическую часть; недостатки
зрения и его причины.
Определение чувствительность
слуха; ; применение
полученных знаний для
решения практической задачи;
Измерение температуры тела;
объяснение значение влажности
для жизни человека
Действие излучений различной
частоты на человека;
использование
электромагнитных и
радиоактивных излучений в
медицине.
Решение практической задачи;
знать виды физических полей
тела человека ;использование и
применение различных видов
излучений.
Выполнение ученических
проектов

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».