МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА № 7 г. ФЕОДОСИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»
(МБОУ Школа № 7)
РАССМОТРЕНО
ШМО учителей гуманитарного и общественнонаучного цикла
(Протокол от «28 » 08. 2025 г.№ 1 )
Руководитель ШМО_______И.И.Паньшина
УТВЕРЖДАЮ
директор
МБОУ Школа № 7 __________С.А.Хачатрян
(Приказ от « 29 » 08. 2025 г.№ 332 )
СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по УВР
__________Л.Е. Цесаренко
«29 » 08. 2025 г.
ПРИНЯТО
на заседании педагогического совета
МБОУ Школа № 7
(Протокол от « 28 » 08. 2025 г.№ 13 )
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Родная литература (крымскотарская).
Базовый уровень.»
для обучающихся 5-9 классов
Срок реализации 5 лет
Пояснительная записка
Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Родная литература
(крымскотатарская)» (предметная область «Родной язык и родная литература») разработана
Для обучающихся, владеющих родным языком (крымскотатарским), и включает
пояснительную записку, содержание обучения,планируемые результаты освоения
программы по родной литературе. Пояснительная записка отражает общие цели изучения
родной (крымскотатарской) литературы, место в структуре учебного плана, а также подходы к
отбору содержания, к определению планируемых результатов.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются для
обязательного изучения в каждом классе на уровне основного общего образования.
Планируемые результаты освоения программы по родной литературе
(крымскотатарской) включают личностные, метапредметные результаты за весь период
обучения на уровне основного общего образования, а также предметные результаты за
каждый год обучения.
Общая характеристика учебного предмета
«Родная литература (крымскотатарская)»
Изучение родной (крымскотатарской) литературы на уровне основного общего образования
предполагает использование межпредметных связей с другими учебными предметами
гуманитарного цикла, в частности с родным (крымскотатарским) языком, русским языком,
литературой, историей.
Изучение родной (крымскотатарской) литературы обеспечивает постижение
обучающимися произведений крымскотатарской литературы, развитие у них навыков
интерпретации и анализа текста с использованием принципов единства художественной формы
и содержания, создает условия для развития национального и общекультурного самосознания,
осознания этнической принадлежности, расширяет знания о культуре, мировоззрении народа.
Основу содержания родной (крымскотатарской) литературы как учебного предмета
составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений на
крымскотатарском языке. Учебный материал в программе распределен в соответствии с четкой
последовательностью историко-литературных этапов. Линейная система (хронологическая)
построения содержания способствует формированию у обучающихся представления о
последовательности развития крымскотатарского литературного процесса.
В содержании программы по родной (крымскотатарской) литературе выделяются
следующие содержательные линии: крымскотатарский фольклор, крымскотатарская литература
(по периодам), теория литературы.
Цели изучения учебного предмета
« Родная литература (крымскотатарская)»
Изучение родной (крымскотатарской) литературы направлено на достижение
следующих целей:воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического
мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к родной
(крымскотатарской) литературе и культуре, воспитание ценностного отношения к
крымскотатарской литературе как существеннойчасти крымскотатарской и общерусской
культуры;развитие эмоционального восприятия художественного текста, читательской
культуры, навыка анализа художественных произведений с привлечением базовых
литературоведческих понятий инеобходимых сведений по истории литературы;развитие устной
и письменной речи обучающихся на родном (крымскотатарском) языке.
Место учебного предмета «Родная литература (крымскотатарская )»
в учебном плане
Общее число часов, рекомендованных для изучения родной (крымскотатарской)
литературы - 170 часов: в 5 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 6 классе - 34 часа (1 час в
неделю), в 7 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 8 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 9 классе –
17 часа (0,5 час в неделю).
Планируемые результаты
Личностные результаты :
В результате изучения родной литературы на уровне основного общего образования у
обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
1) гражданского воспитания:готовность к выполнению обязанностей гражданина и
реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное
участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края,
страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отраженными в литературных
произведениях;неприятие любых форм экстремизма, дискриминации, понимание роли
различных социальных институтов в жизни человека, представление об основных правах,
свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных
отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, в том числе с
использованием примеров из родной литературы;готовность к разнообразной совместной
деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе использованием
примеров из литературы; активное участие в самоуправлении в образовательной организации,
готовность к участию в гуманитарной деятельности;
2) патриотического воспитания:осознание российской гражданской идентичности в
поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию
родного (коми-пермяцкого) языка и родной (коми-пермяцкой) литературы, истории, культуры
Российской Федерации, своего края в контексте изучения произведений коми-пермяцкой
литературы, а также литературы других народов Российской Федерации;
ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству,
спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовымдостижениям народа, в том числе
отраженным в художественных произведениях;уважение к символам России, государственным
праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов,
проживающих в родной стране, обращая внимание на их воплощение в коми-пермяцкой
литературе;
3) уховндо-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и
нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей
литературных произведений; готовность оценивать свое поведение и поступки, а также
поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом
осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и
ответственность личности вусловиях индивидуального и общественного пространства;
4) эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства,
традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия
искусства, в том числе изучаемых литературных произведений;осознание важности
художественной
литературы
и
культуры
как
средства
коммуникации
и
самовыражения;понимание ценности отечественного и мирового искусства,роли этнических
культурных традиций и народного творчества;стремление к самовыражению в разных видах
искусства;
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:осознание ценности жизни с использованием собственного жизненного и
читательского опыта, ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый
образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим
занятий и отдыха, регулярная физическая активность);осознание последствий и неприятие
вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для
физического психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе
правилбезопасного поведения в Интернет-среде;способность адаптироваться к стрессовым
ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе
осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели, умение принимать себя и других,
не осуждая;умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на примеры из
литературных произведений, умение управлять собственным эмоциональным состоянием,
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права
другого человека с оценкой поступков литературных героев;
6) трудового воспитания:установка на активное участие в решении практических
задач (в рамках семьи, школы, села, населенного пункта, родного края)технологической и
социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно
выполнять такого рода деятельность;интерес к практическому изучению профессий и труда
различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и
знакомства с деятельностью героев на страницах литературных произведений;
осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;готовность
адаптироваться в профессиональной среде; уважение к труду и результатам трудовой
деятельности, в том числе при изучении произведений коми-пермяцкой фольклора и
литературы, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и
жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;
7) экологического воспитания:ориентация на применение знаний из социальных и
естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и
оценки их возможных последствий для окружающей среды;повышение уровня экологической
культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их
решения;активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе
сформированное при знакомстве с литературными произведениями,поднимающими
экологические проблемы;осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях
взаимосвязи природной, технологической и социальной среды, готовность к участию в
практической деятельности экологической направленности;
8) ценности научного познания:ориентация в деятельности на современную систему
научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества,
взаимосвязях человека с природной и социальной средой с использованием изученных и
самостоятельно прочитанных литературных произведений;овладение языковой и читательской
культурой как средством познания мира;овладение основными навыками исследовательской
деятельности с учетом специфики литературного образования, установка на осмысление опыта,
наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и
коллективного благополучия;
9) обеспечение адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и
природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,
соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения,
форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по
профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из
другой культурной среды, изучение и оценка социальных ролей персонажей литературных
произведений;способность во взаимодействии в условиях неопределенности, открытость опыту
и знаниям других, способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень
своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других
людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта
других;навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в
том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том
числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей,
планировать свое развитие;
умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области
концепции устойчивого развития;
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;умение
оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений целей и
преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;способность осознавать стрессовую
ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный и
читательский опыт, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер,
оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия,
формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, находить позитивное в
произошедшей ситуации, быть готовым действовать в отсутствии гарантий успеха.
Метапредметные результаты:
В результате изучения родной)литературы на уровне основного общего образования у
обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия,
коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные
действия, умение совместной деятельности.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как
часть познавательных универсальных учебных действий:выявлять и характеризовать
существенные признаки объектов (художественных и учебных текстов, литературных героев и
другие) и явлений (литературных направлений, этапов историко-литературного
процесса);устанавливать существенный признак классификации и классифицировать
литературные объекты по существенному признаку,устанавливать основания для их обобщения
и сравнения, определять критерии проводимого анализа;с учетом предложенной задачи
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых литературных фактах и
наблюдениях над текстом, предлагать критерии для выявления закономерностей и
противоречий;выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения
поставленной учебной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных явлений и
процессов, проводить выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы об их взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами
текстов (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом
самостоятельно выделенных критериев).
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия
как часть познавательных универсальных учебных действий:использовать вопросы как
исследовательский инструмент познания в литературном образовании;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным
состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;формировать
гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою
позицию, мнение;проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование
по установлению особенностей литературного объекта изучения, причинно-следственных
связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе
исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного
наблюдения, опыта, исследования; владеть инструментами оценки достоверности полученных
выводов и обобщений;прогнозировать возможное дальнейшее развитие событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их
развитии в новых условиях и контекстах, в том числе в литературных произведениях.
У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть
познавательных универсальных учебных действий:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
литературной и другой информации или данных из источников с учетом предложенной
учебной задачи и заданных критериев;выбирать, анализировать, систематизировать и
интерпретировать литературную и другую информацию различных видов и форм
представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею,
версию) в различных информационных источниках;самостоятельно выбирать оптимальную
форму представления литературной и другой информации и иллюстрировать решаемые
учебные задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
оценивать надежность литературной и другой информации по критериям,
предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;эффективно запоминать и
систематизировать эту информацию.
У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных
универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями
и целями общения, выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных
текстах;распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков,
распознавать предпосылки конфликтных ситуаций, находя аналогии в литературных
произведениях, смягчать конфликты, вести переговоры;понимать намерения других, проявлять
уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения, в ходе
учебного диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие
и
сходство
позиций;публично
представлять
результаты
выполненного
опыта
(литературоведческого эксперимента, исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с
использованием иллюстративных материалов.
У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных
универсальных учебных действий:
выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях, анализируя
ситуации, изображенные в художественной литературе;ориентироваться в различных подходах
принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений
группой);самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи (или его часть),
выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных
возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;составлять план действий
(план реализации намеченного алгоритма решения) и корректировать предложенный алгоритм
с учетом получения новых знаний об изучаемом литературном объекте;проводить выбор и
брать ответственность за решение.
У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля, эмоционального
интеллекта, принятия себя и других как части регулятивных универсальных учебных
действий:владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии в литературном
образовании;давать оценку учебной ситуации и предлагать план ее изменения;учитывать
контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи,
адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;объяснять причины достижения
(недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, находить
позитивное в произошедшей ситуации;вносить коррективы в деятельность на основе новых
обстоятельств и изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей,
оценивать соответствие результата цели и условиям;различать, называть и управлять
собственными эмоциями и эмоциями других;выявлять и анализировать причины
эмоций;ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого,
анализируя примеры из художественной литературы;регулировать способ выражения своих
эмоций;
осознанно относиться к другому человеку, его мнению, размышляя над
взаимоотношениями литературных героев;
признавать свое право на ошибку и такое же право другого;принимать себя и других, не
осуждая;
проявлять открытость себе и другим;осознавать невозможность контролировать все
вокруг.
У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:понимать и
использовать преимущества командной (парной, групповой, коллективной) и индивидуальной
работы при решении конкретной проблемы на уроках родной (коми-пермяцкой) литературы,
обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении
поставленной задачи;
принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно строить действия по ее
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной
работы;обобщать мнения нескольких человек, проявлять готовность руководить, выполнять
поручения, подчиняться;планировать организацию совместной работы на уроке родной (комипермяцкой) литературы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех
участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в
групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, "мозговые штурмы" и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему
направлению и координировать свои действия с другими членами команды;оценивать качество
своего вклада в общий результат по критериям, сформулированным участниками
взаимодействия на литературных занятиях;сравнивать результаты с исходной задачей и вклад
каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и
проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.
Предметные результаты изучения родной (крымскотатарской)
литературы .
К концу обучения в 5 классе обучающиеся научатся:
владеть элементарными умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать
и оценивать прочитанные произведения;
определять тему и главную мысль произведения, характеризовать героев-персонажей,
давать их сравнительные характеристики, выявлять элементарные особенности языка
художественного произведения, поэтической и прозаической речи;выделять проблематику
коми-пермяцких народных и литературных сказок как основу для развития представлений о
нравственном идеале крымскотатарского народа в контексте диалога культур с другими
народами России;осознавать ключевые для крымскотатарского
народа культурные и
нравственные смыслы в произведениях о труде, о защите Родины, о природе родной
Пармы;понимать смысловое наполнение теоретико-литературных понятий и использовать их в
процессе анализа и интерпретации произведений: художественная литература и устное
народное творчество, проза и поэзия, литературные жанры (народная сказка, литературная
сказка, рассказ, стихотворение), тема, идея, проблематика, сюжет, композиция, литературный
герой (персонаж), речевая характеристика персонажей, портрет, пейзаж, художественная
деталь, эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, аллегория, ритм, рифма;
сопоставлять темы и сюжеты произведений, образы персонажей;выразительно читать, в
том числе наизусть (не менее 3 произведений, не выученных ранее), передавая личное
отношение к произведению (с учетом литературного развития и индивидуальных особенностей
обучающихся);пересказывать прочитанное произведение, используя подробный, сжатый,
выборочный пересказ, отвечать на вопросы по прочитанному произведению и с помощью
учителя формулировать вопросы к тексту;
участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, подбирать аргументы для
оценки прочитанного (с учетом литературного развития обучающихся);создавать устные и
письменные высказывания разных жанров объемом не менее 70 слов (с учетом литературного
развитияобучающихся);осознавать важность чтения и изучения произведений устного
народного творчества и художественной литературы для познания мира, формирования
эмоциональных и эстетических впечатлений, а также для собственного развития;планировать с
помощью учителя собственное чтение, расширять свой круг чтения, в том числе за счет
произведений современной литературы для детей и подростков;участвовать в создании
элементарных учебных проектов под руководством учителя и публично представлять их
результаты (с учетом литературного развития обучающихся);
владеть начальными умениями использовать словари и справочники, в том числе в
электронной форме, пользоваться под руководством учителя электронными библиотеками и
другими интернет-ресурсами, соблюдая правила информационной безопасности.
. К концу обучения в 6 классе обучающийся научится:
понимать общечеловеческую и духовно-нравственную ценность коми-пермяцкой
литературы, осознавать ее роль в воспитании любви к малой родине и укреплении единства
многонационального народа Российской Федерации;выявлять позицию героя и авторскую
позицию, характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики,
выявлять основные особенности языка художественного произведения, поэтической и
прозаической речи;понимать сущность теоретико-литературных понятий и учиться
использовать их в процессе анализа и интерпретации произведений, оформления собственных
оценок и наблюдений: проза и поэзия; художественный образ, жанры (рассказ, повесть, басня,),
речевая характеристика героя, портрет, пейзаж, художественная деталь, юмор, стихотворный
метр (хорей, ямб), ритм, рифма, строфа;выделять в произведениях элементы художественной
формы и обнаруживать связи между ними;сопоставлять произведения, их фрагменты, образы
персонажей, сюжеты разных литературных произведений, темы, проблемы, жанры (с учетом
возраста и литературного развития обучающихся);выразительно читать стихи и прозу, в том
числе наизусть (не менее 4 поэтических произведений, не выученных ранее), передавая личное
отношение
к
произведению
(с
учетом
индивидуальных
особенностей
обучающихся);пересказывать прочитанное произведение, используя выборочный и творческий
пересказ, с помощью учителя формулировать вопросы к тексту;участвовать в беседе и диалоге
о прочитанном произведении, давать аргументированную оценку прочитанному;создавать
устные и письменные высказывания разных жанров (объемом не менее 100 слов), писать
сочинение-рассуждение по заданной теме с использованиемна прочитанных произведений,
аннотаций, отзывов;владеть умениями интерпретации и оценки текстуально изученных
произведений фольклора, произведений крымскотатарских писателей с использованием
методов смыслового чтения и эстетического анализа;
умению коллективной проектной или исследовательской деятельности под
руководством учителя, публично представлять полученные результаты;использовать словари и
справочники, в том числе в электронной форме, пользоваться под руководством учителя
электронными библиотеками и другими интернет-ресурсами, соблюдая правила
информационной безопасности.
. К концу обучения в 7 классе обучающийся научится:
понимать специфику крымскотатарской литературы как вида словесного искусства,
понимать, что в литературных произведениях отражена художественная картина
мира;анализировать произведение в единстве формы и содержания: выявлять позицию героя,
рассказчика и авторскую позицию, учитывая художественные особенности произведения,
характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики, оценивать
систему персонажей, определять особенности композиции и основной конфликт произведения,
объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической
проблематики произведений, выявлять основные особенности языка художественного
произведения, поэтической и прозаической речи, находить основные изобразительновыразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их
художественные функции;понимать сущность и элементарные смысловые функции
теоретиколитературных понятий и самостоятельно использовать их в процессе анализа и
интерпретации произведений, оформления собственных оценок и наблюдений :художественная
литература и устное народное творчество, проза и поэзия, жанры (рассказ, повесть, поэма),
сюжет, композиция, эпиграф, стадии развития действия (экспозиция, завязка, развитие
действия, кульминация, развязка), автор, повествователь, рассказчик, литературный герой
(персонаж), лирический герой, речевая характеристика героя, портрет, пейзаж, интерьер,
художественная деталь, юмор, эпитет, метафора, сравнение, олицетворение, гипербола,
антитеза, аллегория, анафора, стихотворный метр (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест),
ритм, рифма, строфа;выделять в произведениях элементы художественной формы и
обнаруживать связи между ними;сопоставлять произведения, их фрагменты, образы
персонажей, сюжеты разных литературных произведений, темы, проблемы, жанры,
художественные приемы, особенности языка;выразительно читать стихи и прозу, в том числе
наизусть (не менее 4 поэтических произведений, не выученных ранее), передавая личное
отношение
к
произведению
(с
учетом
индивидуальных
особенностей
обучающихся);участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, соотносить
собственную позицию с позицией автора, давать аргументированную оценку
прочитанному;создавать устные и письменные высказывания разных жанров (объемом не
менее 150 слов), писать сочинение-рассуждение по заданной теме с использованием
прочитанных произведений; под руководством учителя исправлять и редактировать
собственные письменные тексты, собирать материал и обрабатывать информацию,
необходимую для составления плана, таблицы, схемы, доклада, конспекта, аннотации, эссе,
литературно-творческой работы на самостоятельно или под руководством учителя выбранную
литературную или публицистическую тему;
использовать энциклопедии, словари и справочники, в том числе в электронной форме,
самостоятельно пользоваться электронными библиотеками и подбирать проверенные
источники в интернет-библиотеках для выполнения учебных задач, соблюдая правила
информационной безопасности.
К концу обучения в 8 классе обучающийся научится:
понимать духовно-нравственную ценность литературы, осознавать ее роль в воспитании
патриотизма
и
укреплении
единства
многонационального
народа
Российской
Федерации;выявлять языковые особенности художественного произведения, поэтической и
прозаической речи, находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные
для творческой манеры и стиля писателя, определять их художественные функции;понимать
смысловые функции теоретико-литературных понятий и самостоятельно использовать их в
процессе анализа и интерпретации произведений, оформления собственных оценок и
наблюдений: роды (лирика, эпос, драма), жанры (рассказ, повесть, роман, поэма, пафос:
героический, патриотический, гражданский), стадии развития действия (экспозиция, завязка,
развитие действия, кульминация, развязка), конфликт, система образов, автор, повествователь,
рассказчик, литературный герой (персонаж), лирический герой, речевая характеристика героя,
портрет, пейзаж, интерьер, художественная деталь, символ, юмор, ирония, сатира, сарказм,
гротеск, эпитет, метафора, сравнение, олицетворение, гипербола, антитеза, аллегория, анафора,
звукопись (аллитерация, ассонанс), стихотворный метр (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий,
анапест), ритм, рифма, строфа, афоризм;сопоставлять произведения, их фрагменты, образы
персонажей, литературные явления и факты, сюжеты разных литературных произведений,
темы, проблемы, жанры, художественные приемы, эпизоды текста, особенности языка;
выразительно читать стихи и прозу, в том числе наизусть (не менее 4 поэтических
произведений, не выученных ранее), передавая личное отношение к произведению (с учетом
литературного развития, индивидуальных особенностей обучающихся);
создавать устные и письменные высказывания разных жанров (объемом не менее 200
слов), писать сочинение-рассуждение по заданной теме с использованием прочитанных
произведений, исправлять и редактировать собственные письменные тексты, собирать материал
и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, таблицы, схемы, доклада,
конспекта, аннотации, эссе, отзыва, литературно-творческой работы на самостоятельно
выбранную литературную или публицистическую тему, применяя различные виды
цитирования;интерпретировать и оценивать текстуально изученные и самостоятельно
прочитанные художественные произведения коми-пермяцких писателей с использованием
методов смыслового чтения и эстетического анализа;
обогащать свой литературный кругозор по рекомендациям учителя и обучающихся, а
также проверенных интернет-ресурсов, в том числе за счет произведений современной
литературы;участвовать в коллективной и индивидуальной проектной и исследовательской
деятельности, и публично представлять полученные результаты;самостоятельно использовать
энциклопедии, словари и справочники, в том числе в электронной форме, пользоваться
электронными библиотеками и подбирать в Интернете проверенные источники для выполнения
учебных задач, применять информационные и коммуникационные технологии, соблюдая
правила информационной безопасности.
К концу обучения в 9 классе обучающийся научится:
понимать роль родной (коми-пермяцкой) литературы как одной из основных
национально-культурных ценностей народа, особого способа познания жизни, выделять
специфические черты литературы как вида словесного искусства, выявлять главные отличия
художественного текста;владеть процедурами смыслового и эстетического анализа текста на
основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от
научного, делового, публицистического, формирование умений воспринимать, анализировать,
критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину
жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального
восприятия, но и интеллектуального осмысления;понимать литературные художественные
произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;осознавать значимость чтения и
изучения родной литературы для своего дальнейшего развития, формировать потребность в
систематическом чтении как средствепознания мира и себя в этом мире, гармонизации
отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
самостоятельно
обеспечивать
культурную
самоидентификацию,
осознавать
коммуникативно-эстетические возможности родного (коми-пермяцкого) языка на основе
изучения выдающихся произведений литературы коми-пермяцкого народа, российской и
мировой литературы;аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и
письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания
аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного,
сознательно планировать свое чтение;владеть сущностью и пониманием смысловых функций
теоретико-литературных понятий и самостоятельно использовать их в процессе анализа и
интерпретации произведений, оформления собственных оценок и наблюдений: жанры (рассказ,
повесть, роман, комедия, драма, трагедия, сонет), речевая характеристика героя, портрет,
пейзаж, интерьер, художественная деталь, символ, подтекст, психологизм, реплика, диалог,
монолог, ремарка, юмор, ирония, сатира, сарказм, гротеск, эпитет, метафора, метонимия,
сравнение, олицетворение, гипербола, умолчание, параллелизм, антитеза, аллегория,
риторический вопрос, риторическое восклицание, инверсия, анафора, повтор, художественное
время и пространство, звукопись (аллитерация, ассонанс), стиль, стихотворный метр (хорей,
ямб, дактиль, амфибрахий, анапест), ритм, рифма, строфа, афоризм;
рассматривать изученные и самостоятельно прочитанные произведения в рамках
историко-литературного процесса (определять и учитывать при анализе принадлежность
произведения к историческому времени, определенному литературному направлению);
выявлять связь между важнейшими фактами биографии и особенностями исторической
эпохи, авторского мировоззрения, проблематики произведений;создавать устные и письменные
высказывания разных жанров (объемом не менее 250 слов), писать сочинение-рассуждение по
заданной теме с использованием прочитанных произведений, представлять развернутый устный
или письменный ответ на проблемный вопрос, исправлять и редактировать собственные и
чужие письменные тексты, собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для
составления плана, таблицы, схемы, доклада, конспекта, аннотации, эссе, отзыва, рецензии,
литературно-творческой работы на самостоятельно выбранную литературную или
публицистическую тему, применяя различные виды цитирования;участвовать в коллективной и
индивидуальной проектной и исследовательской деятельности, и публично презентовать
полученные результаты.
Содержание учебного предмета.
5 класс
Литература как одна из форм освоения мира. Происхождение литературы. Роль
литературы в воспитании и образовании человека. Чтение и литература. Литература и другие
виды искусства.
Крымскотатарский фольклор.Богатство отражения мира в фольклорных произведениях.
Жанры фольклора. Представления о добре и зле, народные традиции в фольклорных
произведениях. Воспитательная функция фольклора.
Народные песни. Колыбельные. Частушки. Виды песен, их тематика (ознакомление).
Отражение в народных песнях традиций крымских татар. Лиричность и душевность народных
песен. Песни, исполняемые на праздниках. Выражение в колыбельных песнях нежных
материнских чувств. Излюбленный жанр народного творчества - частушки. Выразительность и
образность языка частушек. Причина их популярности.Считалки. Скороговорки. Скороговорки
как средство развития речи детей.
Загадки. Отражение в загадках народной смекалки и наблюдательности. Краткость,
выразительность и образность загадок.
Пословицы и поговорки. Отражение в пословицах и поговорках народной мудрости и
морального свода правил жизни. Образцы народного красноречия, источник мудрости, знаний
о жизни.
Народные сказки. Сказки "Мераметли къарынджа" ("Добрый муравей"), "Алтыны чокъ,
шенълиги екъ" ("Золота много, радости мало"), "Къозлагъан къазан" ("Казан, несущий яйца").
Сказка как популярный жанр народного творчества. Виды сказок. Соотношение реального и
фантастического в сказочных сюжетах. Народная мудрость сказок. Воплощение Победа добра и
наказание зла - развязка всех сказочных сюжетов.Народные праздники. Посиделки.Народные
праздники (Наврез, Хыдырлез, Ораза, Къурбан). Праздник Нового года по восточному
календарю. Праздник весеннего пробуждения природы и начала полевых работ.Посиделки.
Воспитательное значение народных традиций. Посиделки как распространенный вид народного
развлечения. Особенности проведения посиделок.
Теория литературы. Литература как искусство слова и другие виды искусств. Фольклор.
Жанры фольклора. Малые жанры фольклора. Лаконизм и эмоциональная выразительность
малых жанров фольклора. Пословица. Поговорка. Отличительные особенности. Загадка. Песня.
Частушка. Музыка в произведениях фольклора. Сказка. Художественные особенности
волшебной сказки: волшебный сюжет, волшебные герои, яркость языка.
Образ родины и красота родного языка в поэтических произведениях.
Н. Челебиджихан "Ант эткенмен" ("Я поклялся..."). Слово о поэте. Клятва верности
родине, готовность помочь своему народу бороться за его свободу и счастье. Образ Родины и
средства его воплощения в лирике. Раздумья поэта о судьбе народа. Красота и выразительность
родного языка, его великая нравственная и духовная сила. Вера в потенциальные силы народа,
лучшую его судьбу. Чувства пламенной любви к Родине, вера в ее счастливое будущее. Тема
патриотизма и Родины в произведениях. Судьба Родины в лирике.
Ю. Кандым "Ана тилим" ("Родной язык").
И. Абдураман "Меним Ватаным - Къырым" ("Моя Родина - Крым").
С. Эмин "Ана тили" ("Родной язык"), "Топрагъым" ("Моя земля").
Теория литературы. Понятие о поэзии. Рифма и ритм. Эпитет. Интонация. Логическое
ударение. Тема и идея произведения. Гимн.
Уроки нравственности.
И. Паши "Фындыкъ джыйгъанда" ("Собирая фундук"). Становление характеров юных
героев в ходе сложных испытаний. Произведение о дружбе, смелости и находчивости детей,
проявленных в необычных жизненных ситуациях. Влияние взрослого друга на формирование
характера Османа. Воспитание любви к природе, к животным.
Э. Амит "Чанта" ("Портфель"), "Анамнынъ умюти" ("Надежда матери"). Становление
характера подростка. Влияние мудрых наставлений матери и примера трудолюбивой и
целеустремленной сестры на формирование взглядов главного героя. Трагедия семьи,
потерявшей в войне отца. Стойкость матери и сына.
Шерьян Али "Эдиечик ве Эдип" ("Эдие и Эдип"), "Экимизге бир чана" ("Санки на
двоих"), "Селямсыз Саре" ("Саре, которая не здоровается").
Н. Умеров "Энъ татлы" ("Самый сладкий"), "Юзюм" ("Виноград"), "Анамнынъ дуасы"
("Молитва матери").
Теория литературы. Понятие о прозе. Рассказ. Сюжет. Композиция сюжета. Понятие о
монологе и диалоге. Литературный герой. Портрет. Связь между внешним обликом и
поступками героя.
Природа Крыма в произведениях писателей и поэтов.
Отражение красоты природы. Тема живописной картины природы и приемы ее
раскрытия. Связь человека с окружающим миром. Особенности пейзажа в произведении.
Поэтическое восприятие окружающего мира природы. Образ Родины в стихах о природе.
Умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей. Автор и его отношение к природе в
строках лирических стихов.
М. Нузет "Озен" ("Река").
Э. Шемьи-заде "Къыш келе" ("Зима идет"), "Акъшам денъиз ялысында" ("Вечерний
берег моря").
Т. Халилов "Акъбардакъ" ("Подснежник").
М. Дибаг "Балкъуртлар" ("Пчелы").
Теория литературы. Понятие о пейзаже. Эпитет. Сравнение. Метафора. Олицетворение.
Интонация.
106.6.6. Сквозь огонь войны прошедшие.
Тема Великой Отечественной войны в крымскотатарской литературе. Отражение
Великой Отечественной войны в произведении. Подвиг героев в годы войны.
Д. Аметов Энвер Арифов, "Абдул Тейфукъ" ("Абдул Тейфук") (отрывок из повести).
А. Умеров "Ватан къызы" ("Дочь Родины") (отрывок из повести).
Р. Фазыл, Л. Софу "Аметханнынъ йылдызы" ("Звезда Аметхана") (отрывок из повести).
Трагические страницы депортации.
Черкез-Али, стихотворения "Ювез" ("Рябина"), "Тапсам да анамны" ("Найти бы маму"),
"Анамнынъ седасы" ("Голос матери"), "Майренинъ икяеси" ("Рассказ Майре").
А. Осман "Таныш козьлер" ("Знакомые глаза"). Рассказ о трагических страницах истории
крымских татар - депортации. Испытания, выпавшие на долю главного героя.
Э. Умеров, рассказ "Къара поездлар" ("Черные поезда").
Ш. Аппазов, стихотворение "Хатыра" (Память").
Теория литературы. Понятие об очерке. Автор-повествователь.
6 класс
О литературе, писателе и читателе. Литература и другие виды искусства. Развитие
представлений о литературе. Писатель и его место в культуре и жизни общества. Человек и
литература. Книга - необходимый элемент в формировании личности (художественное
произведение, статьи об авторе, справочный аппарат).
Крымскотатарский фольклор.Богатство отражения мира в фольклорных произведениях.
Жанры фольклора. Представления о добре и зле, народные традиции в фольклорных
произведениях. Воспитательная функция фольклора.
Народные сказки. Сказка и ее художественные особенности. Виды сказок. Сказочные
образы. Отличие бытовой сказки от волшебной. Сюжеты и реальная основа бытовых сказок.
Народные представления о добре и зле. Народная мудрость сказок.
Пословицы и поговорки. Отражение в пословицах и поговорках народной мудрости и
морального свода правил жизни. Образцы народного красноречия, источник мудрости, знаний
о жизни.
Анекдоты. Анекдоты про Ахмета ахая. Анекдоты про Насреддина оджа. Остроумный и
находчивый Ахмет ахай - герой смешных, поучительных историй. Собирательный образ Ахмет
ахая как воплощение народного характера.
Литературная сказка.Э. Селямет "Алтын балта акъкъында масал" ("Сказка о золотом
топоре"). Творческое использование традиционного сказочного сюжета. Необычная развязка и
ее глубокий смысл.
Теория литературы. Жанры фольклора. Углубление понятий о малых жанрах фольклора.
Пословица. Поговорка. Углубление понятия о народной сказке. Персонажи сказок. Понятие о
литературной сказке. Аллегория.
Образ родины и красота родного языка в поэтических произведениях.
Образ Родины и средства его воплощения в лирике. Раздумья поэта о судьбе народа.
Красота и выразительность родного языка, его великая нравственная и духовная сила. Вера в
потенциальные силы народа, лучшую его судьбу. Чувства пламенной любви к Родине, вера в ее
счастливое будущее. Тема патриотизма и Родины в произведениях. Судьба Родины в лирике.
Б. Чобан-зад, "Догъдым бир эвде" ("Родился в одном доме").
О. Амит "Ватаным меним" ("Моя Родина").
Черкез Али "Ана тилинде лаф этмеген аналаргъа" ("Матерям, не говорящим на родном
языке").
Р. Бурнаш "Сакъавланма, эй кадяй" ("Не будь косноязыким, брат").
Теория литературы. Понятие о поэзии. Рифма и ритм. Строфа. Эпитет. Интонация.
Логическое ударение.
Уроки нравственности.
Н. Челебиджихан "Къарылгъачлар дуасы" ("Молитва ласточек"). Драматизм
произведения.
И. Абдураман, стихотворение "Огют" ("Наставление").
А. Дерменджи "Таир ве Мурат" ("Таир и Мурат"). Нравственная проблематика рассказа.
Жизненные уроки героев, повлиявшие на становление их характера.
Р. Бурнаш, стихотворения "Тенбельнинъ такъдири" ("Судьба лентяя"), "Хор олмасын
аналар" ("Не унижайте матерей"). Утверждение нравственных идей в поэзии Бурнаша.
Нравоучительное содержание произведения.
Теория литературы. Герой и сюжет. Литературный герой. Поступок героя, его характер.
Речевая характеристика героев.
Родная природа в произведениях писателей и поэтов.
Отражение красоты природы. Тема живописной картины природы и приемы ее
раскрытия. Связь человека с окружающим миром. Особенности пейзажа в произведении.
Поэтическое восприятие окружающего мира природы. Образ Родины в стихах о природе.
Умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей. Автор и его отношение к природе в
строках лирических стихов.
Б. Чобан-заде "Булутлар" ("Облака"), "Узакъ тавлар" ("Далекие горы").
Абляй Шамиль Чонгъарлы "Далгъа" ("Волна").
Эшреф Шемьи-заде "Саба" ("Утро"), "Чельде яз акъшамы" ("Летний вечер в степи").
Р. Фазыл "Инсан ве табиат" ("Человек и природа").
Т. Халилов "Меджит агъанынъ сельбилери". ("Тополя дяди Меджита").
Теория литературы. Место и роль пейзажа в художественном произведении.
Сквозь огонь войны прошедшие.
Тема Великой Отечественной войны в крымскотатарской литературе. Отражение
Великой Отечественной войны в произведении. Подвиг героев в годы войны
Р. Муедин "Партизанларнен алякъа" ("Связь с партизанами") (отрывок из романа "Агъыр
такъдирлер" ("Трудные судьбы").
Р. Халид "Шинелиме бакъкъанда" ("Смотрю на шинель"), "Эскадрон оларакъ"
("Эскадрон").
Трагедия депортации в литературе.
Э. Шемьи-заде "Къайгъы" ("Печаль").
Ш. Селим "Яраланъан тюркюлер" ("Раненые песни").
А. Велиев "Такъдир" ("Судьба").
И. Паши "Бельки даа корюширмиз" ("Возможно, увидимся").
С. Эмин "Сен олмасанъ" ("Если тебя не будет").
7 класс
Влияние литературы на формирование в человеке нравственного и эстетического
чувства. Добро и зло, справедливость, истина, красота, совесть, любовь и дружба, семья,
ответственность, свобода наиболее используемые авторами человеческие ценности.
Крымскотатарский фольклор.
Богатство отражения мира в фольклорных произведениях. Жанры фольклора.
Представления о добре и зле, народные традиции в фольклорных произведениях.
Воспитательная функция фольклора.
Народные песни. Частушки и мане. Народные приметы. Пословицы и поговорки. Быль.
Виды песен, их тематика (углубление знаний о жанре). Отражение в народных песнях
традиций крымских татар. Лиричность и душевность народных песен. Песни, исполняемые на
праздниках. Выражение в колыбельных песнях нежных материнских чувств. Излюбленный
жанр народного творчества - частушки. Выразительность и образность языка частушек.
Причина их популярности.
Бытовые песни.Исторические и солдатские песни. Отражение исторических событий и
реальных фактов из жизни в исторических песнях. Выражение духа народа и его стремления к
свободе.Обрядовые песни.Лирические песни. Художественные особенности лирических песен.
Тема любви и верности.Народные приметы.Пословицы и поговорки. Отражение в пословицах и
поговорках народной мудрости и морального свода правил жизни. Образцы народного
красноречия, источник мудрости, знаний о жизни.
Быль. Понятие о были. Популярность жанра. Героическая и трагическая судьба Алима.
Всенародная любовь, вера в силу и справедливость героя.
Теория литературы. Понятие о были. Углубление понятия о народной песне, пословицах
и поговорках.
Литература древнего периода, литература периода Золотой орды.Создание первичных
представлений о древней крымскотатарской литературе. Орхоно-Енисейские рунические
надписи. Литературный памятник "Надписи во славу Куль-тегина" - один из наиболее
известных и художественно совершенных памятников древнетюркской письменности.
Жанровая особенность и идея произведения.
Махмуд Крымский "Юсуф ве Зулейха" ("Юсуф и Зулейха") (краткие сведения о поэме).
Основа сюжета - кораническая легенда о пророке Юсуфе (о библейском Прекрасном Иосифе и
его братьях).
Теория литературы. Первичные понятия о методе в художественной литературе.
Стихотворные размеры. Силлабическое стихосложение. Создание первичных представлений о
периоде. Зарождение государства Золотая Орда: история, культурная жизнь, науки, литература.
Литература периода Крымского ханства.Создание первичных представлений о периоде.
История создания Крымского ханства. Вклад крымских ханов в литературу. Основные
направления поэзии ханского времени. Произведения, представляющие основные
направления:Ашык Умер. Семаи. Къошма. Гъазеллер. Слово о кедае. Обзор творчества.
Тематическое богатство, философское содержание поэзии. Раздумья поэта о жизни, смысле
бытия.Джанмухаммед, поэма "Тогъай бей". История создания поэмы. Образ Тогъай бея.Теория
литературы. Понятие о жанрах восточной литературы. Понятие о дестане. Понятие о поэме.
Литература XVIII - XIX веков.Создание первичных представлений о периоде.
Эшмырза "Солдатлыкъ йырлары" ("Песни о солдатчине"). Слово о поэте.
Стихотворения. О жизни кедая. Осуждение невыносимых условий военной службы. Близость
произведения к народной поэзии.
Литература периода "пробуждения".
Создание первичных представлений о периоде. Символичность названия.
И. Гаспринский. Слово о просветителе. Издательская и просветительская деятельность
И. Гаспринского. Газета "Терджиман" ("Переводчик"). И. Гаспринский и дети.
У.Ш. Тохтаргъазы. Слово о поэте. Стихотворения "Дюньяда не вар?" ("Что есть в
мире"?), "Не керек?" ("Что нужно?"), "О недир?" ("Что это?"). Призыв поэта к молодому
поколению. Стихотворение - гимн знаниям. Основной пафос стихотворения - разоблачение
социальной несправедливости. Сочувствие угнетенному народу.
Я. Шакир-Али "Мектеп ве миллий тиль" ("Школа и национальный язык"), "Танъ"
("Рассвет"), "Саат" ("Время"), "Денъиз ве ель" ("Ветер и море"). Тематическое многообразие
поэзии. Простота и глубина мыслей. Философское содержание лирики.
Литература XX века.
А. Гирайбай, стихотворение "Татар оджасына" ("Татарскому учителю"). Слово о поэте.
Самоотверженность учителя в борьбе за просвещение, его бедственное положение в обществе.
У. Ипчи, рассказ "Куреш" ("Борьба"). Слово о писателе Реалистическая жизнь простых
селян. Отражение народных традиций в произведении. Тематика и проблематика рассказа.
Авторское отношение к героям.
Э. Шемьи-заде, стихотворения "Акъшам денъиз ялысында" ("Вечерний берег моря"),
"Иырларым" ("Мои песни"), "Шайлы къыз" ("Красивая девушка"), "Арыкъбаш этегинде". Слово
о поэте. Богатство метафорического языка. Поэтическое восприятие окружающего мира
природы. Изобразительно-выразительные средства языка в стихотворениях.
Ю. Болат "Алим" ("Алим") (отрывок романа.). Характеристика персонажей
произведения. Раскрытие главных черт их характеров: честности и благородства.
А. Осман "Аметнинъ козьяшлары" ("Слезы Амета"). Рассказ о бесправном положении
народа в годы депортации. Драматическая судьба Амета. Авторское отношение к герою. Слово
о писателе.
Р. Муедин "Асанчыкъ ве Къашкъачыкъ" ("Асан и Къашкъа"). Слово о писателе. Тема
депортации в произведении. Картина всенародного горя. Рассказ о страданиях и гибели
мальчика и его собаки.
У. Эдемова "Гъайып аскернинъ анасы" ("Мать пропавшего без вести солдата"). Тема
тяжелой материнской доли в рассказе. Драма матери, ждущей погибшего сына до последнего.
Теория литературы. Понятие о лирическом произведении. Особенности лирических
произ
ведений. Понятие о теме и идее художественного произведения.
8 класс
. Добро и зло, справедливость, истина, красота, совесть, любовь и дружба, семья,
ответственность, свобода наиболее используемые авторами человеческие ценности. Литература
и жизнь.
Крымскотатарский фольклор.Богатство отражения мира в фольклорных произведениях.
Жанры фольклора. Представления о добре и зле, народные традиции в фольклорных
произведениях. Воспитательная функция фольклора.
Пословицы и поговорки. Отражение в пословицах и поговорках народной мудрости и
морального свода правил жизни. Образцы народного красноречия, источник мудрости, знаний
о жизни.Легенды "Арзы къыз" ("Девушка Арзы"), "Алтын бешик" ("Золотая колыбель").Теория
литературы. Понятие о легенде.
Литература древнего периода, литература периода Золотой орды. Орхон-Енисей
язылары (продолжение и углубление изученного). Памятник Тоньюкуку - памятник
древнетюркской письменности. Сейфи Сарайи. Газель.
Литература периода Крымского ханства.Основные направления поэзии ханского
времени.Газайи. Любовная лирика. "Сефер-наме". Краткие сведения о жизни и творчестве.
Тематическое и жанровое разнообразие лирики. Поэтическая выразительность языка
газелей.Ашык Умер. Обзор творчества (продолжение и углубление изученного). Тематическое
богатство. Философское содержание поэзии.Мустафа Джевхерий. Къошма. Семаи. Общие
сведения о жизни и творчестве. Основные жанровые и тематические особенности
творчества.Теория литературы. Понятие о восточных системах стихосложения.
Литература XVIII - XIX веков.Исметий. Слово о поэте. "Кефе дестаны" ("Легенда о
городе Кефе"). Отражении в дестане трагических событий XIX века. Гуманистический пафос
поэмы. Судьба народная - основная тема произведения. Основная проблематика произведения бесправие и беззащитность народа.
Литература периода "пробуждения".И. Гаспринский, рассказы "Иван ве Сулейман"
("Иван и Сулейман"), "Арслан къыз" ("Девушка-лев").
О.Н.-А. Акчокраклы. Жизнь и творчество. "Ненкеджан ханым тюрбеси" ("Мавзолей
Ненкеджан"). Историческая основа повести. Возвышенное и трагическое в изображении судьбы
главных героев. Трагическая гибель главных героев. Утверждение любви как великой силы.
Мужество и стойкость героев, их верность своей любви.
А. Одабаш. Жизнь и творчество. Рассказ "Унутмайджакъ" ("Не забудется").
Повествование о драматичной судьбе сироты. Мужество и сила воли главной героини.
А. Чергеев. Жизнь и творчество. Поэма "Такъдир" ("Судьба"). Судьба крымскотатарской
девушки, женщины в обществе и семье. Протест против их бесправного положения.
Трагический образ Эсмы.
Теория литературы. Поэма.
Литература XX века.Б. Чобан-заде. Жизнь и творчество. Стихотворения "Тынч татар
челюнде" ("Тихая татарская степь"), "Ой, сувукъ шу гъурбет" ("Ой, холодна чужбина"), "Дунай
таша" ("Вышедший из берегов Дунай"), "Яныкъ къавал" ("Печальная свирель").
А. Гирайбай. Жизнь и творчество. Стихотворения "Джигитке" ("Юноше"), "Багъчасарай"
("Бахчисарай"), "Къарасув" ("Карасув"), "Татар ичюн" ("Татарам").
Н. Челебиджихан. Стихотворения "Айгиди, татар яшлары!" ("Ах, татарская молодежь!"),
"Савлыкъман къал, татарлыкъ", "Бастырыкъ" ("Тюрьма"), "Елджу гъарип" ("Бедный путник"),
"Кобелек" ("Бабочка"). Разнообразие тематики. Проблематика и основные мотивы поэзии:
родина, честь. Мужество. Философские мысли поэта. Призыв к просвещению.
У. Ипчи. Жизнь и творчество. Рассказ "Зейнеп тизе" ("Тетя Зейнеп"), Основные темы и
характеристики образов. Психологическая глубина человеческих чувств и переживаний.
Изображение трагедии войны.
Э. Шемьи-заде "Озьбекстан балладасы" ("Узбекская баллада"). Аллегория как основной
прием раскрытия замысла. Тема и идея произведения. Изображение трагической судьбы
народа. Вера в торжество справедливости.
Ю. Болат "Арзы къыз" ("Девушка Арзы"). Фольклорная основа произведения. Авторское
отношение к персонажам. Сценическая история пьесы.
Теория литературы. Понятие о балладе. Идея произведения и авторский замысел.
Повесть. Драматические произведения.
9 класс
Место художественной литературы в общественной и культурной жизни крымских
татар. Периоды развития литературы. Понятие о литературном процессе.
Литература древнего периода, литература периода Золотой орды.Махмуд Кашгари
"Диван-и лугъат-ит-тюрк". Словарь тюркского языка - жемчужина сокровищницы тюркской
литературы, источник сведений о тюркской истории, культуре, фольклоре, мифологии,
географии."Кодекс Куманикус" ("Книга кипчаков" - рукописный словарь, созданный в
Солхате).
Махмуд Кырымлы "Юсуф ве Зулейха" ("Юсуф и Зулейха"). Основа сюжета кораническая легенда о пророке Юсуфе (о библейском Прекрасном Иосифе и его братьях).
Литература периода Крымского ханства.Основные направления поэзии ханского
времени. Произведения, представляющие основные направления:Газайи "Долап" ("Колесо").
Тематическое и жанровое многообразие лирики поэта. Поэтическая выразительность языка
газелей. Философские представления о смысле жизни.Ашык Умер. Семаи. Къошма. Тарих
тюшюрме санаты. "Багъчасарай чешмеси китабеси".
Литература периода "пробуждения".
И. Гаспринский. Жизнь и творчество. Роман "Френкистан мектюплери ("Французские
письма") (отдельные главы). Автобиографичность образа Моллы Аббаса. Социальнофилософские взгляды Гаспринского, выраженные в романе. Жанровые и стилистические
особенности романа-эпопеи.
А.С. Айвазов "Аннеджигим, нердесин? Кель!" ("Где ты, мамочка? Приди!"). Очерк
жизни и творчества. Трагическая доля главной героини. Гуманизм рассказа.
Джафер Сейдамет. Жизнь и творчество. "Унутылмаз козьяшлар" ("Не забываемые
слезы").Теория литературы. Роман. Роман-эпопея.
Литература XX века.
Ш. Векторе, стихотворения "Айт, Чатыртав!" ("Говори, Чатырдаг!"), "Къырым
акъкъында" ("О Крыме"), "Татарлыгъым", "Миллетнинъ кябеси" ("Святилище народа"). Жизнь
и творчество. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его
судьбу.
А. Ильмий "Ачлыкъ хатирелери" ("Воспоминания о голоде"). Жизнь и творчество.
Изображение трагических последствий голода 1922 года в Крыму. Тяжелая судьба детей.
Внутренний мир героев. Воспитание чувства милосердия, сострадания, участия, заботы о
беззащитном.
А. Лятиф-заде, стихотворения "Хаял" ("Мечта"), "Омюр" ("Жизнь"), "Мужде"
("Награда"), "Шаирнинъ уйкъусы" ("Сон поэта"). Слово о поэте. Философские размышления о
вечных темах (жизнь, счастье, бытие, смерть). Тема поэта и поэзии в лирике.
У. Ипчи. Жизнь и творчество. Рассказ "Расткелиш" ("Встреча").
Ю. Болат. Жизнь и творчество. "Дубаралы той" ("Свадьба с приключениями").
Творческая и сценическая история пьесы. Высмеивание человеческих пороков. Основной
конфликт пьесы. Система образов.
Энвер Селямет. Жизнь и творчество. "Санъа" ("Тебе"), "Эр шейинъдем, Ватан", "Не де
дюльбер орьнеги" ("До чего красив узор"). Красота окружающего мира, взаимосвязь всего в
этом мире, единение человека с природой. Восторженность перед неповторимостью и красотой
природы. Чистота помыслов поэта.
Ш. Алядин. Жизнь и творчество. Повесть "Теселли" ("Успокоение"). Тема гражданской
войны в повести. Проблемы гражданской войны, ее влияние на судьбы героев. Бесчеловечность
братоубийственной войны. Нравы и обычаи крымскотатарской семьи. Салядин - выразитель
сущности народного характера.
Учебно-тематический план по крымскотатарской литературе
№
класс
1
Раздел
5
1
1
1
Кол-во по рабочей
программе
Кол-во контрольных
работ
Фольклор
19
1
История крымскотатарской
литературы
6
1
Литература ХХвека
12
1
Современная крымскотатарская
литература
7
1
Всего
34
4
6
7
8
Фольклор
5
Из истории крымскотатарской литературы
10
Из истории крымскотатарской литературы
5
Литература ХХвека
7
Современная крымскотатарская литература
7
Всего
34
Фольклор
6
Литература древнего периода
1
Литература периода Золотой Орды.
1
Литература периода крымского ханства
1
Из истории крымскотатарской литературы
5
Литература ХХвека
13
Современная крымскотатарская литература
8
Всего
34
Фольклор
6
1
Литература возрождения
9
1
1
9
Литература ХХвека
9
1
Современная крымскотатарская
литература
10
1
Всего
34
4
Памятники древней
архетектуры
5
1
Древняя литература
13
1
Литература ХХвека
15
1
Всего
34
4
Распределение часов на внеклассное чтение и развитие речи
5
класс
6
класс
7
класс
8
класс
9
класс
Вн. чт.
4
4
4
4
4
Р.р.
(творческие
работы)
4
4
4
4
4
5класс -1час
№
п/п
Содержание
1
Введение. Литература как искусство слова.
2
Устное народное творчество. Народные
песни. Колыбельные.
3
Устное народное творчество. Считалки.
Прибаутки. Скороговорки.
4
Устное народное творчество. Народные
сказки.
5
Национальные обычаи и праздники.
Планир
уемая
дата
Фактическая
дата
Примечан
ие
6
Контрольная работа по теме «Фольклор»
7
Внеклассное чтение. Сказки народов мира.
8
Номан Челебиджихан «Ант эткенмен».
9
И.Асанин « Бир авуч топракъ»
10
У.Ш.Тохтаргъазы «О недир» стихотворение–
гимн.
11
Джевдет Аметов «Джедвельге къоюлмагъан
дерс».
12
А.Герайбай «Меним къы
13
Внеклассное чтение. Творчество Амди
Герайбая.
14
Классное сочинение
15
И.Паши «Фындыкъ джыйгъанда»
16
Э.Амит «Чанта»
17
А.Осман «Балалар эви янында»
18
Н.Умеров «Къартбабамнен торуны»
19
ТворчествоЭ.Шемьи-заде. Метафора.
20
Жизнь и творчество Юсуфа Болата.
21
Ю.Болат «Туфанда къалгъан къой сюрюси».
Пейзаж.
22
Т.Халилов «Акъбардакълар»
23
С.Эмин «Гъалебе акъшамы»
24
А. Умеров «Ватан къызы»
25
Внеклассное чтение. Джевдет
Аметов,Э.Арифов «Абдуль Тейфукъ»
26
Контрольная работа
27
Р.Фазыл.Л.Софу «Аметханнынъ йылдызы» детство Амет-хан Султана.(дом.сочинение)
28
А.Осман «Таныш козьлер»
29
Э.Умеров «Къара поездлар»
30
Ш.Аппазов «Хатыра»
31
Внеклассное чтение
32
Эрвин Умеров «Омюрде ильки кере» рассказ
о дружбе и помощи.
33
Контрольная работа
34
Литературные сказки. Обобщающий урок.
Эпитет, метафора
6класс– 1час
№
Содержание
1
Введение. Роль книги в жизни человека.
2
Устное народное творчество. «Народные
сказки. « Саран бай ве ыргъат» .
3
Народные сказки. «Эйиликке кемлик япма» обычаи народа.
4
Шутки про Ахмет ахай.
5
Шутки про Ахмет ахай.
6
Внеклассное чтение. Творчество Ашыкъ
Умера.
7
Контрольная работа по теме «Фольклор»
8
Жизнь и творчество Б.Чобан-заде
9
Жизнь и творчество А. Герайбайя «Тувгъан
тилиме»
10
Дж. Керменчикли, К. ДЖаманакълы «Озь
тилимиз», «Бу меним тилим»
11
О.Амит «Ватаным меним»
12
Черкез-Али «Ана тилинде лаф этмеген
аналаргъа»
Планиру
емая
дата
Фактичес
кая дата
Примеча
ние
13
Н.Челебиджихан «Къарылгъачлар дуасы»
14
Э.Шемьи-заде «Дерт тальтинке», «Саба»
15
Контрольная работа
16
Р.Бурнаш «Хатыравлардан»
17
Черкез Али «Отьмекнинъ къадири»
18
Внеклассное чтение. А.Ш.Чонгъарлы
«Далгъа».
19
Р.Фазыл « Инсан ве табиат»
20
Таир Халилов «Меджит акъайнынъ
сельбилери» (домашнее сочинение)
21
Ю.Темиркъая «Дагъ чокърагъы»
22
И.Абдураман «Тереклер»
23
Контрольная работа
24
Ю.Болат «Къойсыз чобан».
25
И.Асанин «Ай ве кунеш»
26
Б.Мамбет «Али ве кирпи»
27
И.Асанов» Биринджи разведка»
28
Р.Муедин «Партизанларнен алякъа»
29
Р.Халид «Эскадрон оларакъ»
30
Дж.Аметов «Къуршуннен токътатылгъан йыр»
31
И.Паши «Бельки да корюширмиз»
32
С.Эмин «Сен олмасанъ»
33
Контрольная работа
34
Обобщающий урок. Шакир Селим, Энвер
Селямет – литературные сказки
7класс- 1час
№
Содержание
Планиру
емая
дата
Фактич
еская
дата
Примеча
ние
1
Введение. Устное народное творчество.
Пословицы и поговорки.
2
Устное народноетворчество. Былины.
3
Былины.
4
Былины.
5
Былины.
6
Внеклассное чтение. Легенды.
7
Контрольное сочинение «Алим – халкъ
къараманы»
8
Древняя литература. Ю Баласагъунлы
9
М.Къырымлы «Юсуф ве Зулейха»
10
Сейфи Сарайи . Гъазель. Хикяет.
11
Дж. Мухаммед «Тогъайбей»
12
Эшмырза
13
Внеклассное чтение. Ашыкъ Умер
14
Контрольная работа
15
Творчество И. Гаспринского
16
У.Ш.тохтаргъазы «Дюньяда не вар?»
17
Я.Шакир-Али «Мектеп ве миллий тиль» «Танъ»
18
Б.Чобан-заде «Индемез Джемиль»
19
А.Герайбай «Татар оджасына»
20
А.Ильмий «Чубарым балам»
21
У.Ипчи «Куреш»
22
У.Ипчи «Куреш»
23
Контрольная работа
24
Творчество Э.Шемьи-заде
25
Творчество Э.Шемьи-заде
26
Домашнее сочинение «Меним севген эсерим»
27
Ш.Алядин «Танъ бульбули»
28
Ш.Алядин «Къара къыз» «Еллернинъ давушы»
29
Ю Болат «Алим»
30
Ю Болат «Алим»
31
Творчество О.Амита
32
Творчество О.Амита
33
Контрольная работа по теме « Современная
литература».
34
Обобщающий урок.
8 класс– 1час
№
п/
п
Содержание
1
Введение. Устное народное творчество.
2
Устное народное творчество. Легенды
3
Легенды
4
Легенды
5
Легенды
6
Внеклассное чтение. Шутки про Ахмет
ахай.
7
Контрольная работа по теме «Фольклор»
8
Литература древнего периода. ОрхонЕнисей ядикярлыкълары. Э.А.Югнеки
9
Газель. Хикяет. Сейфи Сарайи
10
Газайи Любовная лирика
11
А.Умер
12
Исметий Кефе дестаны»
Планируема
я дата
Фактическа
я дата
Примечани
е
13 Контрольная работа (дом сочинение)
14
«Жизнь и творчество И.Гаспринского
15
О.Акъчокъракълы Ненкеджан ханум
дюрбеси»
16
О.Акъчокъракълы Ненкеджан ханум
дюрбеси»
17
А.Одабаш «Унутмай»
18
А.Чергеев «Такъдир»
19
Б.Чобан-заде « Тынч татар челюнде»
20
Внеклассное чтение. «Дунай таша»,
«Яныкъ къавал»
21
А.Герайбай «Джигитке», «Багъчасарай»
22
Н,челебиджихан « Бастырыкъ»
23
Контрольное сочинение «Халкъ
къараманы»
24
У Ипчи «Зейнеп тизе»
25
Ю Темиркъая «Рабиа»
26
Э.Шемьи-заде « Озьбекистан баладасы»
27 Ш.Алядин «Ешиль япынджалы къыз»
28
Ш.Алядин «Эльмаз»
29
Ю.Болат»Арзы къыз»
30
Ю.Болат»Арзы къыз»
31
Ш.Селим «Учь эсир»
32
Ш.Селим «Учь эсир»
33
Контрольная работа по теме «
Современная литература».
34
Обобщающий урок.
9класс– 1час
№
урок
а
Содержание
1
Введение. Общее представление о
крымскотатарской литературе.
2
Махмуд Къашгъарий «Дивану лугъат-ит
тюрк» - словарь.
3
Э.Къалендер «Къалендернаме»
4
Жизнь и творчество Гъазаий. «Долаб»
5
Внеклассное чтение. Ашыкъ Умер –
гъазель, месневи, къошма.
6
Контрольная работа по теме «Древняя
литература»
7
Жизнь и творчество Исмаил
Гаспринского.
8
Жизнь и творчество Асан Сабри
Айвазова.
9
Дж.Сейдамет « Унутылмаз»
10
Ш.Бекторе «
Татарлыгъым».»Миллетнинъ кябеси»
11
У.Ипчи «Расткелиш»
12
Э.Селямет «Санъа»
13
Ш.Алядин «Теселли»
14
Ш.Алядин «Теселли»
15
З.Куртнезир « Юрек агърылары
16
Контрольная работа по теме
«Литература ХХ века».
17
Обобщающий урок.
Планируема
я дата
Фактическа
я дата
Примечани
е
Список учебных пособий по предмету:
Д.У.Селяметова, Г.Р.Аджигельдиева, Г.С.Абдишева, Ш.М.Бекирова,
М.М.Сулейманова. Крымскотатарская литература. 5 класс. – Москва: Просвещение,
1.
2017г.
2. Л.Р.Белялова, Т.Ф. Мустафаева, Л.Н. Трош, М.Р. Тинчирова, М.М. Сулейманова.
Крымскотатарская литература. 6 класс. – Москва: Просвещение. 2024 г.
3. Ф.М.Асанова,Э.Э. Османова, Крымскотатарская литература. 7 класс.-Москва:Просвещение,
2017г.
4. А.Кокиева. Крымскотатарская литература. 8 класс. – Москва:
Просвещение, 2024 г.
5. А.Кокиева. Крымскотатарская литература. 9 класс. – Москва:
Просвещение, 2019г.
ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
1.https://infourok.ru/prezentaciya-na-temuayiridzhi-opredelenie-klass-1628516.html
2.https://nsportal.ru/shkola/rodnoy-yazyk-i-literatura/library/2017/01/20/ders-mevzusy-nutukuslyupleri-dersnin-maksady-1
3.https://multiurok.ru/files/urok-krymskotatarskogo-iazyka.html
4http://klasnaocinka.com.ua/ru/article/talebelerimnin-idzhadindan-iz-tvorchestva-moikh-uc.html
5 https://www.youtube.com/watch?v=mRIMRWkuWs
6https://multiurok.ru/files/urok-po-krymskotatarskomu-iazyku-sioz-cheshitl