МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА № 7 Г.ФЕОДОСИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ» РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения (протокол №1 от 30.08.2022г.) Руководитель ШМО ________В.М. Плотникова СОГЛАСОВАНО Заместитель директора ______________ Е.А. Хлюбко 30.08.2022 г. УТВЕРЖДАЮ Директор ___________________ С.А.Хачатрян (приказ №287 от 31.08.2022г.) Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для умственно отсталых обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) (вариант 6.3) 2 класс Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с НОДА (решение Федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 22.12.2015 г. протокол №4/15) Срок реализации – 1 год Учитель: Умерова Л.Н. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для умственно отсталых детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) во 2 классе составлена на основе следующих документов: 1. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями); 2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) (приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. №1598); 3. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с НОДА (решение Федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 22.12.2015 г. протокол №4/15). Данный учебный предмет является важным в обучении школьников с НОДА и интеллектуальной недостаточностью, так как у данной группы учащихся отмечаются проблемы в овладении общеречевыми навыками, их кругозор узок, представления о себе и окружающем мире недостаточно сформированы. В ходе обучения у учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые для обучения другим учебным предметам, происходит адаптация, социализация, развитие познавательной и личностной сфер ребенка. Цели образовательно-коррекционной работы: Развитие и совершенствование движений и сенсомоторики, Развитие зрительного, тактильного, кинестетического, кинезеологического, барического восприятия Развитие зрительной и слуховой памяти и внимания; Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов и явлений; Развитие пространственных представлений и ориентации; Развитие временных представлений; Развитие мыслительных операций, мышления и умения устанавливать логические связи между предметами, явлениями, событиями Цель: создание условий для направленного исправления дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности. Задачи преподавания предмета состоят в том, чтобы: формировать элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим предметам, расширять и обогащать представление о непосредственно окружающем мире и мире, который находится вне поля их чувствительного опыта; корригировать и развивать внимание, наблюдательность, чувственное восприятие, аналитико-синтетическую деятельность учащихся, мышление на основе обучения способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать причинно-следственные связи и закономерности, обогащать словарный запас учащихся и активизировать его; способствовать освоению элементарных социальных навыков и формированию духовно – нравственных ценностей. Общая характеристика учебного предмета Изучение данного предмета обусловлено значительным отставанием умственно отсталых учащихся в общем и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом. Занятия по данному учебному предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные, тесно связаны с жизнью и профессиональнотрудовой подготовкой учащихся, с другими учебными предметами. Место учебного предмета в учебном плане Адаптированная рабочая программа по окружающему миру (вариант 6.3) во 2 классе рассчитана на 68 часов в год, 2 часа в неделю. При обучении на дому количество аудиторных занятий составляет 50 % от общего количества часов, 50 % часов выносится на самостоятельное изучение. В соответствии с Примерной АООП длительность уроков 40 минут. Описание ценностных ориентиров содержания. Окружающий мир по своей сути является комплексным и интегративным учебным предметом. В содержательном плане он предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми предметами начальной школы. Урок окружающего мира обладает уникальными возможностями духовно-нравственного развития личности: -освоение проблемы гармоничной среды обитания человека позволяет школьникам получить устойчивые и систематические представления о достойном образе жизни в гармонии с окружающим миром; -ознакомление с народными ремёслами, изучение народных культурных традиций также имеет огромный нравственный смысл. Учебный предмет « Окружающий мир» обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности ( интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья подрастающего поколения. Планируемые результаты освоения предмета Личностные результаты: 1.Ответственное отношение к учению, готовность и способность учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; 2. Овладение коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и старшими в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; 3. Умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи; 4. Способность к эмоциональному восприятию учебного материала Предметные результаты: Учащиеся научатся: правильно называть изученные объекты и явления; различать 3-4 комнатных растения, их части, осуществлять уход за комнатными растениями; различать наиболее распространённые овощи и фрукты; объяснять, где они растут, как используются человеком; различать домашних и диких животных, рыб, описывать их повадки, образ жизни; выполнять элементарные гигиенические правила; различать признаки времён года, объяснять причину сезонных изменений в природе. Учащиеся получат возможность научиться: давать полные ответы на вопросы, стараясь дополнять высказывания товарища; описывать под руководством учителя явления природы, предметы после их рассматривания и бесед об их качестве, форме, сравнивать и сопоставлять их с другими предметами и явлениями; классифицировать предметы по словесной инструкции; использовать в своей речи знакомые слова. Коммуникативные учебные действия включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками; формулировать ответы на вопросы; слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник; договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий; поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом; признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие; употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.; понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий; составлять небольшие рассказы на заданную тему. Регулятивные учебные действия понимать и принимать учебную задачу; сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя); планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы); соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем; контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Тема «Вспоминая лето» «Сезонные изменения в природе» «Улица. Транспорт» «Посуда» «Одежда» «Обувь» «Растительность» «Животный мир» «Экология» «Человек» ИТОГО Кол-во часов 2 15 5 2 2 2 14 17 2 7 68 Основная форма организации учебного процесса – урок. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» № Тема КолЭлементы Деятельность Базовые учебные во содержания учащихся на действия часов уроке 1 День знаний 1 Праздник «1 Беседа с Л: желание сентября». Режим учащимися по приобретать дня. теме урока. новые знания, умения. 2 Летние 1 Повторение Рассказ каникулы названия летних учащихся о месяцев; признаки проведенных лета; летние каникулах; забавы. работа с иллюстрациями. 3 Сентябрь – осенний месяц. Правила дорожного движения. 1 4 Осень 1 5 Растения клумбе. 6 Овощи: картофель 1 7 Овощи: капуста 1 на 1 Признаки осени; осенние цветы; изменения в природе. Понятие «Бабье лето». Пришкольный участок (парк); дорога и ее элементы; правила поведения на улице и на дороге. Признаки осени; осенние месяцы; пословицы и поговорки об осени; загадки; Названия цветов; понятие «жухлая трава»; подготовка почвы к зиме; понятие «увядание». Экскурсия. Беседа. Понятие «урожай»; понятие «клубень»; способы посадки, выращивания и хранения картофеля; блюда из картофеля. Понятие «урожай»; понятие «кочан»; способы посадки, выращивания и хранения капусты; блюда из капусты. Учебный фильм; работа с иллюстрациями. Учиться отвечать полным предложением на вопросы. Учиться отвечать полным предложением на вопросы. Различать (называть) названия цветов, их части. Учебный фильм; работа с иллюстрациями. К: речевая деятельность. П: Календарь. Шрифт чисел. Режим дня. 1 сентября. Л: стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья. К: учиться работать в паре, группе, выполнять различные роли. П: Деревья, лес, парк, живая и неживая природа. Признаки осени. Пасмурные дни, холодные дожди, туманы, изменение окраски листьев на деревьях и кустарниках, листопад, увядание трав, наступление холодов, отлет птиц. Л: положительное отношение к учению. К: речевая деятельность. П: Внешний вид клубня, кочана капусты, корня свеклы. Блюда 8 Овощи: свекла 1 9 Овощи: горох 1 10 Бахчевые культуры: арбуз, дыня 1 11 Сезонные изменения в природе: золотая осень. 1 Понятие «урожай»; понятие «корнеплод»; способы посадки, выращивания и хранения свеклы; блюда из свеклы. Понятие «урожай»; понятие «стручок»; способы посадки, выращивания и хранения гороха; блюда из гороха. Понятие «урожай»; понятие «бахча»; способы посадки, выращивания и хранения арбуза, дыни. Понятие «золотая» осень; изменения в природе; первые заморозки. Учебный фильм; работа с иллюстрациями. Учебный фильм; работа с иллюстрациями. Учебный фильм; работа с иллюстрациями. Учебный фильм о насекомых, зверях и птицах осенью. Л: стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья. К: учиться работать в паре, группе, выполнять различные роли. П: Деревья, лес, парк, живая и неживая природа. Признаки осени. Пасмурные дни, холодные дожди, туманы, изменение окраски листьев на деревьях и кустарниках, листопад, увядание трав, наступление холодов, отлет птиц 12 Улица, на которой расположена школа. 1 Название улицы, таблички с нумерацией домов; остановка общественного транспорта; виды транспорта. 13 Лиственные деревья: береза, клен. Лиственные деревья: тополь, дуб. 1 Отличия деревьев Видеофильм от кустарников, «Деревья части дерева; осенью». внешний вид листа; отличительные признаки изучаемых деревьев; назначение деревьев. 15 Транспорт 1 16 Правила дорожного движения. 1 14 1 Виды транспорта; назначение транспорта. Виды пешеходный переходов. Экскурсия. Повторение правил дорожного движения. Презентация; работа карточками. Видеофильм «Правила Л: участвовать в творческом, созидательном процессе. К: учиться работать в паре, группе, выполнять различные роли. П: Виды транспорта: трамвай, автобус, троллейбус. Различие видов транспорта. Остановка. Светофор, сигналы светофора, пешеходный переход. Деревья, лес, парк, живая и неживая природа. Признаки осени. Л: стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды. К: объяснять смысл определенных слов и словосочетаний в тексте. П: Дуб, тополь и др. Узнавание и называние, определение формы и строение листа. Части дерева и куста: корень, ствол, ветви, листья. Л: участвовать в с творческом, созидательном процессе. К: учиться работать в паре, 17 Пешеходные переходы. Сезонные изменения в природе: ноябрь Правила перехода дорожного улицы. движения»; игра. Признаки ноября; Экскурсия. пословицы и поговорки о ноябре; народные приметы. 1 18 Посуда 1 Виды посуды; правила мытья и сушки посуды; правила хранения посуды. 19 Растения нашего края осенью 1 Растения природе; значение человека. 20 Одежда 1 Одежда для мальчика и девочки. Обеспечение чистоты одежды и аккуратности внешнего вида (переодевание в домашнюю одежду)Щетка для чистки одежды, контроль за своим внешним видом у зеркала. в их для группе, выполнять различные роли. П: Виды транспорта: трамвай, автобус, троллейбус. Различие видов транспорта. Остановка. Светофор, сигналы светофора, пешеходный переход. Признаки осени. Урок-практикум. Л: осваивать новые виды деятельности. К: слушать и понимать речь других. П: Различение и назначение (виды посуды). Мытье и хранение. Урок-викторина. Л: осваивать новые виды деятельности. К: слушать и понимать речь других. П: Различение и назначение растений. Беседа, работа с Л: осознание себя иллюстрациями. как индивидуальности и одновременно как члена общества. К: слушать и понимать речь других. П: Назначение и различение одежды. Различение одежды для рук и ног. Назначение головных уборов. 21 Декабрь – первый месяц зимы. Сезонные изменения в природе: начало зимы. Нерегулируемые перекрестки. 1 Признаки зимы. Экскурсия Основные приметы января: увеличивается день, крепчает мороз, узоры на стеклах, появление наста. Катание на коньках, лыжах, санях, постройки из снега. Л: стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья. К: способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в различных ситуациях. П: Признаки зимы: короткие дни, длинные ночи, морозы, иней, снегопады, метели. Урок-практикум Л: осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению К: учиться работать в паре, группе, выполнять различные роли. П: Виды обуви для разных сезонов. Мытье, просушивание, чистка щеткой для обуви, использование кремов. Презентация, Л: стремление к работа с красоте, иллюстрациями. готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья. К: учиться работать в паре, группе, выполнять различные роли. П: Признаки зимы. 22 Обувь и уход за ней. 1 Виды обуви; правила ухода и хранения обуви. Обувная щетка. Чистящий крем для обуви. 23 Зимние забавы. Январь. 1 Признаки зимы. Основные приметы января: увеличивается день, крепчает мороз, узоры на стеклах, появление наста. Катание на коньках, лыжах, санях, постройки из снега. Рождество. Зимующие птицы: снегирь, синица, дятел. Перелетные птицы: грач, скворец Человек и природа: помощь зимующим птицам. Домашние птицы: курица, утка 1 Домашние животные: корова, коза. Домашние животные: коза. 1 Дикие животные: лиса. Дикие животные: белка. 1 32 Дикие домашние животные. 1 33 Сезонные изменения природе: февраль. 24 25 26 27 28 29 30 31 и 1 1 1 1 1 в Внешнее строение: называние и показ частей тела. Значение для природы и человека. Понятие «оседлая птица» Видеофильм, Л: желание работа с приобретать иллюстрациями. новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. К: выразительно читать и пересказывать текст. П: Основные части туловища. Питание. Уход. Различение птиц. Кормушка, корм, скворечник, гнездо. Польза, приносимая людям. Беседа, Л: желание презентация, приобретать работа с новые знания, иллюстрациями. умения, совершенствовать имеющиеся. К: выразительно читать и пересказывать текст. П: Основные части тела, питание. Польза, Урок-викторина. приносимая Внешнее строение: называние и показ частей тела. Пища. Забота и уход. Значение для человека. Внешнее строение: называние и показ частей тела. Пища. Значение в природе. Место обитания, возможность самостоятельной жизни без помощи человека. Приметы февраля: Экскурсия. самый холодный месяц года, метели, снегопады, морозы, иней, гололед, самый голодный период года для птиц, правила поведения на улице и на дороге. 23 февраля. Л: стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья. К: учиться работать в паре, группе. П: Признаки зимы: короткие дни, длинные ночи, морозы, иней, снегопады, метели. 34 Бытовые приборы. 35 Уход комнатными растениями. Герань Уход комнатными растениями. Монстера 1 за 1 за 1 37 Природа весной. Март – весенний месяц. Регулировщик и его сигналы. 1 38 Раннецветущие растения: подснежник. 1 36 Телефон, Презентация, стиральная беседа. машина, плита, утюг, пылесос. Назначение. Название, Урок-практикум внешнее строение (корень, стебель, лист). Уход (полив, протирание листочков, опрыскивание, рыхление). Л: формирование позитивной самооценки. К: объяснять смысл определенных слов. П: Различение комнатных растений. Мытье цветочных горшков, поддонов, правильная расстановка в классе, дома. Приметы месяца: Экскурсия. Л: стремление к дневное Работа с красоте, потепление, иллюстрациями готовность ночные морозы, «сигналы поддерживать яркое солнце, регулировщика» состояние голубое небо, окружающей появление среды и своего проталин. 8 марта. здоровья. К: учиться работать в паре, группе, выполнять различные роли. П: Признаки весны. Удлинение дня, увеличение количества солнечных дней, потепление, таяние снега и льда, ледоход, прилет птиц. Правила дорожного движения. Название. Работа с Л: осваивать Внешнее иллюстрациями, новые виды строение. беседа. деятельности. 39 Раннецветущие растения: матьи-мачеха. 1 Значение природе. 40 Разнообразие животного мира. 1 Учебный фильм. Работа со схемой «Многообразие животного мира» 41 Насекомые: шмель, бабочка Насекомые: муравей 1 Название. Внешнее строение. Значение в природе. Внешнее строение, место обитания. Роль в природе. 43 Правила поведения человека при контакте с животными 1 Работа с иллюстрациями, пиктограммами, беседа. 44 Природа весной. Апрель. 1 Правила поведения при контакте с домашним животным: не дразнить, чужих животных не трогать, не махать руками. Правила поведения человека с диким животным в зоопарке: не дразнить, не кормить, не гладить и т.п. Приметы месяца: потепление, яркое теплое солнце, мокрый ветер, сход снежного покрова, сосульки, капель, ручьи, зацветание первоцветов. 42 1 в Презентация, беседа. Экскурсия К: умение выражать свои мысли. П: Части растения: цветок, лист. Стебель, корень. Отличие по форме, цвету. Л: положительное отношение к учению. К: слушать и понимать речь других. П: шмель, бабочка, муравей. Название. Внешний вид. Где живут. Л: положительное отношение к учению. К: слушать и понимать речь других. П: соблюдать правила поведения. Л: стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья. К: учиться работать в паре, группе. П: Признаки весны. Удлинение дня, увеличение количества солнечных дней, потепление, 45 Черемуха 1 46 47 Смородина Малина 1 1 48 Апельсин, лимон 1 таяние снега и льда, ледоход, первые весенние цветы, набухание почек на деревьях, появление листьев, прилет птиц.. Узнавание. Беседа, работа с Л: стремление к Внешнее иллюстрацией. красоте, строение: корень, готовность стебель лист, поддерживать цветок, плод. состояние Жизненная форма окружающей (куст) среды. К: объяснять смысл определенных слов и словосочетаний в тексте. П: Узнавание и называние, определение формы и строение листа. Части дерева и куста: корень, ствол, ветви, листья Внешний вид, Беседа, Л: положительное место презентация. отношение к произрастания, учению. использование. К: речевая Гигиенические деятельность. процедуры перед П: Внешний вид. употреблением в Блюда. пищу. Сорта (смородина – красная, черная, белая); (малина – садовая и лесная). Блюда. Внешний вид, Работа с место иллюстрацией, произрастания, беседа. использование. Гигиенические процедуры перед употреблением в пищу. Значение фруктов в жизни людей Тело человека. Кожа, ногти, волосы. Уход. 50 Тело человека. Зубы. Уход за зубами 51- Человек. Охрана 52 здоровья. 49 53 Дом 54 Семья. Работа родителей. Семья. Родители и дети. Обязанности детей в семье. 55 1 1 2 1 56 Правила поведения в транспорте. 1 57 Где можно и где нельзя играть. 1 (профилактика авитаминозов, лечение простудных заболеваний) Покровы тела. Гигиена кожи, ногтей, волос. Гигиена полости рта: чистка зубов, полоскание. Гигиена жилища (проветривание, уборка), полноценное и регулярное питание (овощи, фрукты, хлеб, молочные продукты, мясо, рыба). Дом, квартира, домашний адрес Члены семьи. Профессия родителей. Обязанности. Беседа. Презентация, беседа. Беседа Беседа Л: формирование самоуважения. К: речевая деятельность П: Лицо, части тела: лоб, щеки. подбородок, глаза, веки, брови, ресницы. Как сохранить хорошее зрение, как беречь уши, значение чистоты носа. Назначение зубов, уход за зубами (зубная щетка, паста. Правила чистки зубов). Правила уборки помещений. Правильное питание. Л: положительное отношение к Работа с учению. К: слушать и семейным понимать речь древом, беседа. других, рассказывать о своей семье. П: называть профессии родителей., домашний адрес, членов семьи. Знак остановки Беседа, Л: осваивать общественного презентация. новые виды транспорта, деятельности. правила К: слушать и поведения. понимать речь Дорожные знаки. других. П: Правила в Понятие Беседа, учебный поведения общественных «Проезжая часть», фильм. 58 Правила поведения в лесу 1 59 Правила поведения воде 1 на 60 Правила поведения с незнакомыми людьми 1 61 Что делать, если поранился? 1 62 Май - последний месяц весны. 1 63 Обобщающий урок по темам «Одежда», «Посуда», «Птицы» 1 «игровая площадка» . Одежда для выхода в лес. Сбор грибов и ягод. Съедобные и несъедобные грибы и ягоды. Что делать, если заблудился. Летние забавы. Купание в сопровождении взрослых. Защита кожи от солнечных лучей. Вежливо отказаться от угощения и игрушек, никуда не ходить. Действия в случае занозы, раны, травмы. Понятие «первая медицинская помощь» Приметы месяца: установление теплой погоды, теплый сильный ветер, первая гроза, распускание листьев, гнездование, выкармливание птенцов у разных птиц. День победы. Повторение названий и назначений одежды, посуды; хранение, ремонт местах; оказание первой мощи. Беседа, презентация. Беседа, работа с иллюстрациями. Учебный фильм Презентация, беседа. Экскурсия Урок элементами практической деятельности. Л: стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья. К: учиться работать в паре, группе, выполнять различные роли. П: Признаки весны, удлинение дня, увеличение количества солнечных дней, потепление, появление листьев. с Л: положительное отношение к учению. К: учиться работать в паре, 64 Обобщающий урок по теме «Овощи», «Фрукты», «Дикие и домашние животные» 1 65 Обобщающий урок по теме «Транспорт. Правила дорожного движения» 1 66 Обобщающий урок по теме «Тело человека» 1 67 Обобщающий урок по теме «Времена года» 1 68 Экскурсия в ближайший парк (школьный двор). 1 одежды. Названия птиц, роль птиц в природе. Повторение названия овощей, фруктов; использование их в пище; выращивание фруктов и овощей. Названия диких животных, среда обитания. Повторение видов транспорта, правил дорожного движения. Правила поведения на природе. Человек, тело человека; санитарногигиенические процедуры. Повторение признаков времен года, названий месяцев; пословицы, поговорки, соответствующие временам года; народные приметы времен года. Обобщение изученного о природе. Урок использованием видеоряда. группе, выполнять различные роли. П: обобщение с изученного за год Урок-игра. Урок-практика. Урок-викторина. Урок-экскурсия. Учебно-методического и материально-технического обеспечения 1. А.А. Плешаков. Атлас определитель для начальных классов. М.: Просвещение, 2010. 2. Интернет- ресурсы. http: //www.proshkolu.ru http: //pedsovet. Org 3. Ноутбук. 4. Колонки. 5. Глобус.