МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА № 7 Г.ФЕОДОСИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»
(МБОУ Школа № 7)
ПРИНЯТО
педагогическим советом
МБОУ Школа № 7
(Протокол от 28.08.2025 г .№ 13)
УТВЕРЖДАЮ
директор
МБОУ Школа № 7
__________С.А.Хачатрян
(Приказ от 29.08.2025 г .№ 337)
ПОЛОЖЕНИЕ
об инклюзивном образовании обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Школа
№ 7 г.Феодосии Республики Крым»
1. Общие положения
1.1. Положение об организации инклюзивного образования детей с ограниченными
возможностями здоровья (далее - Положение) разработано в целях реализации
гарантированного права обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
(далее - ОВЗ) на получение качественных образовательных услуг, создания
безбарьерной образовательной среды для данной категории в Муниципальном
бюджетном общеобразовательном учреждении «Школа № 7 г.Феодосии Республики
Крым» (далее – МБОУ Школа № 7), коррекции нарушений развития, успешной
социальной адаптации.
1.2. Положение разработано в соответствии с:
1.2.1. Конституции Российской Федерации;
1.2.2. Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
1.2.3. Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов
в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
1.2.4. Федерального закона от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах
инвалидов»;
1.2.5. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014
№ 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья»;
1.2.6. Приказом Минпросвещения России от 24.11.2022 № 1023 «Об
утверждении
федеральной адаптированной образовательной программы начального общего
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
1.2.7. Приказом Минпросвещения России от 24.11.2022 № 1025 «Об утверждении
федеральной адаптированной образовательной программы основного
общего
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
1.2.8. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 августа 2020 г.
№ 442 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования»;
1.2.9. Распоряжения Минпросвещения России от 09.09.2019 № Р-93 «Об утверждении
примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной
организации»;
1.2.10. Постановлением от 28.12. 2020 № 28 «Об утверждении и санитарных правил СП 2.4.
3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
1.2.11. Письмо Минпросвещения России от 20.02.2019 № ТС-551-07 «О сопровождении
образования обучающихся с ОВЗ и с инвалидностью»;
1.2.12. Приказом Минпросвещения России от 22.03.2021 N 115 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам — образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования» (в редакции от
07.10.2022);
1.2.13. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования» (в действующей редакции);
1.2.14. Приказом министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования» (в действующей редакции);
1.2.15. Закон Республики Крым от 06.07.2015 № 131-ЗРК/2015 «Об образовании в
Республике Крым»;
1.2.16. Приказ Минобразования Крыма от 21.07.2021 г. № 1212 «Об утверждении Порядка
организации инклюзивного образования в Республике Крым»;
1.2.17. Устава МБОУ Школы № 7.
1.3. В Положении используются следующие понятия в определении Федерального Закона
Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ:
обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо,
имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии,
подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие
получению образования без создания специальных условий (п. 16 ст. 2
Федерального закона от 29 декабря2012 г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации");
инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех
обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и
индивидуальных возможностей (п. 27 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря2012
г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации");
адаптированная образовательная программа — образовательная программа,
адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с
учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных
возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений
развития и социальную адаптацию указанных лиц (п. 28 ст. 2 Федерального закона
от 29 декабря2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации");
доступная образовательная среда (безбарьерная среда) - среда, позволяющая
беспрепятственно
получать
качественное
образование
обучающимся
(воспитанникам) с ОВЗ;
тьютор – специалист, осуществляющий непосредственное сопровождение ребенка
(детей) с ОВЗ в течение учебного дня – на фронтальных и (если есть необходимость)
индивидуальных занятиях во время перемены, выполнение тех или иных режимных
моментов. Основная задача тьютора помощь самому ребенку, его родителям,
учителю и другим участникам образовательного процесса в адаптации в новой
среде, формировании учебных навыков, навыков адаптивного поведения;
ассистент (помощник) - лицо, оказывающее обучающимся (воспитанникам)
необходимую техническую помощь (при проведении групповых и индивидуальных
коррекционных занятий), обеспечение доступа в учреждение осуществляющем
образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или
затруднено освоение образовательных программ детей с ОВЗ.
1.4. Основная цель инклюзивного обучения – реализация права детей с ограниченными
возможностями здоровья на получение образования в соответствии с Федеральными
государственными образовательными стандартами, с учетом образовательных
потребностей, их социализация, адаптация в обществе, повышение роли семьи в
воспитании и развитии ребенка.
1.5. Задачи инклюзивного образования:
освоение обучающимися общеобразовательных программ в соответствии с
федеральными государственными образовательными стандартами;
создание эффективной системы психолого-педагогического и социального
сопровождения обучающихся с ОВЗ с целью создания специальных
образовательных условий, коррекции особенностей их психофизического развития,
эмоционально-волевой сферы, активизации познавательной деятельности,
формирования социальных навыков и компетенций;
индивидуализация образовательного процесса на основе специальных
педагогических подходов, форм и методов обучения;
оказание консультативной помощи семьям, воспитывающим детей особыми
образовательными
потребностями,
включение
родителей
(законных
представителей) в процесс обучения и воспитания ребёнка, формирование у них
адекватного отношения к особенностям его развития, выработка оптимальных
подходов к проблемам семейного воспитания;
формирование у всех участников образовательного процесса инклюзивной
культуры и толерантного отношения к проблемам обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья.
2.
Организация инклюзивного обучения
2.1.Необходимыми условиями организации инклюзивного образования являются:
создание
адаптивной
образовательной
среды,
учитывающей
особые
образовательные потребности учащихся с ОВЗ;
создание специальных образовательных условий;
деятельность службы психолого–педагогического и социального сопровождения
обучающегося с ОВЗ и его семьи;
осуществление подготовки (переподготовки) кадров для работы с детьми с
ограниченными возможностями здоровья.
2.2.Прием обучающихся с ОВЗ в МБОУ Школа № 7 для обучения по адаптированной
основной общеобразовательной программе (АООП) осуществляется только с согласия
их родителей (законных представителей) и на основании заключения Центральной
психолого-медико-педагогической комиссии (ЦПМПК).
2.3.Инклюзивно могут обучаться дети, получившие коллегиальное заключение ПМПК с
установленным статусом (ребенок с ОВЗ) на любом уровне образования (начального
общего, основного общего и среднего общего образования) по заявлению родителей
(законных представителей).
2.4.Этапы реализации инклюзивного образования в МБОУ Школа № 7:
Предварительный этап:
предварительная оценка образовательных потребностей ребенка на основе
предоставленных документов и запроса родителей (законных представителей);
определение класса, в который, зачисляется обучающийся с ОВЗ;
определение специалистов, для осуществления психолого-педагогического
сопровождения обучающегося с ОВЗ (в случае отсутствия необходимых
специалистов - привлечение дополнительных ресурсов в рамках сетевого
взаимодействия);
разработка адаптированной основной общеобразовательной программы;
заключение договора с родителями (законными представителями).
Диагностический этап:
организация диагностической работы учителей и специалистов психологопедагогического сопровождения в режиме взаимодействия, изучение возможностей
и дефицитов обучающегося с ОВЗ при реализации АООП;
по истечении диагностического периода разработка психолого-педагогическим
консилиумом рекомендаций о наиболее оптимальных для ребенка формах и
методах инклюзивного образования и ознакомление с рекомендациями
родителей/законных представителей обучающегося с ОВЗ.
Основной этап:
разработка индивидуального учебного плана, индивидуального образовательного
маршрута обучающегося с ОВЗ;
корректировка адаптированной образовательной программы в соответствии с
выявленными возможностями и дефицитами обучающегося с ОВЗ по итогам
диагностического периода; реализация адаптированной образовательной
программы;
мониторинг реализации адаптированной образовательной и коррекционноразвивающей программы;
вопрос об уточнении, изменении образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ на
данном этапе обучения решается на заседании ППк.
2.5.Критерии организации инклюзивного образования:
особые образовательные потребности ребенка, обусловленные выраженностью
первичного дефекта, уровнем развития, индивидуальными интеллектуальными и
эмоционально-личностными особенностями, препятствующие получению
образования без создания специальных условий;
готовность социальной среды (условия семейного воспитания, возможность
оказания
соответствующей поддержки со стороны родителей (законных
представителей) ребенка, педагогических работников, родителей (законных
представителей) и учащихся, не имеющих нарушений в развитии);
соответствие образовательной среды школы потребностям ребенка: созданы
необходимые условия для получения без дискриминации качественного
образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции
нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной
помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее
подходящих для этих лиц языков,
методов и способов общения и условия, в
максимальной степени способствующие получению образования определенного
уровня и
определенной направленности, а также социальному развитию этих
лиц.
2.6.В МБОУ Школа № 7 инклюзивное обучение детей с ОВЗ с учётом уровня развития
ребёнка может быть организовано:
по образовательным программам начального общего, основного общего,
среднего общего образования;
адаптированным основным образовательным программам в соответствии с
рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии;
2.7.Обучение детей с ОВЗ по основным образовательным программам учитывает
программу коррекционной работы, являющейся разделом основной образовательной
программы общего образования МБОУ Школа № 7.
2.8.Программа коррекционной работы направлена на обеспечение коррекции недостатков
в физическом и (или) психическом развитии детей с ОВЗ и оказание помощи детям этой
категории в освоении основной образовательной программы общего образования.
Программа коррекционной работы содержит:
перечень, содержание и план реализации индивидуально-ориентированных
коррекционных
мероприятий,
обеспечивающих
удовлетворение
особых
образовательных потребностей детей с ОВЗ, их интеграцию в школе и освоение ими
основной образовательной программы общего образования с учётом особенностей
психофизического развития и возможностей;
систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с
ОВЗ в условиях реализации образовательных программ;
описание специальных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ, в том числе
безбарьерной среды их жизнедеятельности;
механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий
учителей, педагогов сопровождения (педагога-психолога, учителя-логопеда,
учителя-дефектолога и др.);
планируемые результаты коррекционной работы (промежуточные и итоговые).
2.9.С учетом психофизиологических особенностей учащихся с ОВЗ могут разрабатываться
индивидуальные учебные планы, включающие график обучения, учебную нагрузку,
сроки освоения им образовательных программ, а также условия его аттестации.
Реализация индивидуальных учебных планов при необходимости сопровождается
поддержкой тьютора.
2.10. В индивидуальный учебный план при необходимости включается коррекционный
блок, представленный индивидуальными и групповыми занятиями с учётом первичного
нарушения и особых образовательных потребностей.
2.11. Образовательная деятельность по образовательным программам, в том числе
адаптированным основным образовательным программам, организуется в соответствии
с расписанием учебных занятий, которое определяется МБОУ Школа № 7. Прохождение
программного материала для детей с ОВЗ фиксируется в классном журнале, если
обучающийся обучается совместно с классом, либо в журнале индивидуального
обучения, если обучающийся обучается индивидуально.
3. Организация образовательной деятельности при инклюзивном образовании
3.1.Общая наполняемость класса и количество обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзии
определяются исходя из категории обучающихся с ОВЗ в соответствии с
установленными требованиями СанПиН в отношении предельной наполняемости
классов.
3.2.Содержание общего образования и условия организации обучения обучающихся с ОВЗ
определяются адаптированной основной общеобразовательной программой (АООП), а
для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой
реабилитации/абилитации инвалида (ИПРА).
3.3.Адаптированная основная общеобразовательная программа реализуется с учетом
образовательных потребностей групп и отдельных обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья на основе специально разработанных учебных планов, в том
числе индивидуальных, которые обеспечивают освоение образовательной программы
на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных
потребностей конкретного обучающегося.
3.4.При реализации адаптированных общеобразовательных программ используются
различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные
технологии, электронное обучение.
3.5.Адаптированная образовательная программа школы реализуется через организацию
урочной и внеурочной деятельности.
3.6.Обязательным разделом адаптированной образовательной программы является
программа коррекционной работы. Коррекционно-развивающая работа в МБОУ Школа
№ 7 проводится как в рамках урочной, так и внеурочной деятельности.
3.7.Образовательная деятельность организуется в соответствии с расписанием учебных
занятий и занятий внеурочной деятельности, которое определяется МБОУ Школа № 7
в соответствии с ФГОС ОВЗ и установленными требованиями СанПиН.
3.8.Адаптированные основные общеобразовательные программы могут реализовываться
МБОУ Школа № 7 как самостоятельно, так и посредством сетевой формы их
реализации.
3.9.Комплексное психолого-педагогическое сопровождение, динамическое наблюдение
обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования осуществляется психологопедагогическим консилиумом МБОУ Школа № 7.
3.10. Обеспечивается участие всех детей с ОВЗ, независимо от степени выраженности
нарушений их развития, в проведении воспитательных, культурно-досуговых,
спортивно-оздоровительных и иных мероприятий.
3.11. Обучение детей с ОВЗ осуществляется по учебникам, включенным в утвержденный
федеральный перечень учебников и соответствующим адаптированным программам
обучения.
3.12. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся с ОВЗ
осуществляется в соответствии с требованиями действующего законодательства и
Положением об оценивании.
3.13. Государственная итоговая аттестация выпускников, обучающихся с ОВЗ
обучавшихся по адаптированным основным общеобразовательным программам,
проводится в соответствии с действующим законодательством при создании
специальных условий.
3.14. Лицам с ОВЗ, обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным
программам и успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдается
документ об образовании установленного образца.
3.15. Лицам с ОВЗ, не имеющим основного общего образования и обучавшимся по
адаптированным
основным
общеобразовательным
программам,
выдается
свидетельство об обучении специального образца.
4. Порядок принятия и срок действия Положения
4.1.Данное Положение рассматривается и принимается на педагогическом совете МБОУ
Школа № 7 и утверждается приказом директором МБОУ Школа № 7.
4.2.Настоящее Положение вступает в силу с момента его утверждения.
4.3.Данное Положение может быть изменено и дополнено в соответствии с вновь
изданными нормативными актами регионального, федерального органов управления
образованием только решением педагогического совета.
4.4.Изменения и дополнения к Положению принимаются на педагогическом совете МБОУ
Школа № 7, которое утверждается приказом директора МБОУ Школа № 7 и после
принятия новой редакции Положения, предыдущая редакция утрачивает силу.