Положение об инклюзии 2025

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА № 7 Г.ФЕОДОСИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»
(МБОУ Школа № 7)
ПРИНЯТО
педагогическим советом
МБОУ Школа № 7
(Протокол от 28.08.2025 г .№ 13)

УТВЕРЖДАЮ
директор
МБОУ Школа № 7
__________С.А.Хачатрян
(Приказ от 29.08.2025 г .№ 337)

ПОЛОЖЕНИЕ
об инклюзивном образовании обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Школа
№ 7 г.Феодосии Республики Крым»
1. Общие положения
1.1. Положение об организации инклюзивного образования детей с ограниченными
возможностями здоровья (далее - Положение) разработано в целях реализации
гарантированного права обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
(далее - ОВЗ) на получение качественных образовательных услуг, создания
безбарьерной образовательной среды для данной категории в Муниципальном
бюджетном общеобразовательном учреждении «Школа № 7 г.Феодосии Республики
Крым» (далее – МБОУ Школа № 7), коррекции нарушений развития, успешной
социальной адаптации.
1.2. Положение разработано в соответствии с:
1.2.1. Конституции Российской Федерации;
1.2.2. Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
1.2.3. Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов
в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
1.2.4. Федерального закона от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах
инвалидов»;
1.2.5. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014
№ 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья»;
1.2.6. Приказом Минпросвещения России от 24.11.2022 № 1023 «Об
утверждении
федеральной адаптированной образовательной программы начального общего
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
1.2.7. Приказом Минпросвещения России от 24.11.2022 № 1025 «Об утверждении
федеральной адаптированной образовательной программы основного
общего
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
1.2.8. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 августа 2020 г.
№ 442 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования»;

1.2.9. Распоряжения Минпросвещения России от 09.09.2019 № Р-93 «Об утверждении
примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной
организации»;
1.2.10. Постановлением от 28.12. 2020 № 28 «Об утверждении и санитарных правил СП 2.4.
3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
1.2.11. Письмо Минпросвещения России от 20.02.2019 № ТС-551-07 «О сопровождении
образования обучающихся с ОВЗ и с инвалидностью»;
1.2.12. Приказом Минпросвещения России от 22.03.2021 N 115 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам — образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования» (в редакции от
07.10.2022);
1.2.13. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования» (в действующей редакции);
1.2.14. Приказом министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования» (в действующей редакции);
1.2.15. Закон Республики Крым от 06.07.2015 № 131-ЗРК/2015 «Об образовании в
Республике Крым»;
1.2.16. Приказ Минобразования Крыма от 21.07.2021 г. № 1212 «Об утверждении Порядка
организации инклюзивного образования в Республике Крым»;
1.2.17. Устава МБОУ Школы № 7.
1.3. В Положении используются следующие понятия в определении Федерального Закона
Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ:
 обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо,
имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии,
подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие
получению образования без создания специальных условий (п. 16 ст. 2
Федерального закона от 29 декабря2012 г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации");
 инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех
обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и
индивидуальных возможностей (п. 27 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря2012
г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации");
 адаптированная образовательная программа — образовательная программа,
адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с
учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных
возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений
развития и социальную адаптацию указанных лиц (п. 28 ст. 2 Федерального закона
от 29 декабря2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации");
 доступная образовательная среда (безбарьерная среда) - среда, позволяющая
беспрепятственно
получать
качественное
образование
обучающимся
(воспитанникам) с ОВЗ;
 тьютор – специалист, осуществляющий непосредственное сопровождение ребенка
(детей) с ОВЗ в течение учебного дня – на фронтальных и (если есть необходимость)
индивидуальных занятиях во время перемены, выполнение тех или иных режимных
моментов. Основная задача тьютора помощь самому ребенку, его родителям,
учителю и другим участникам образовательного процесса в адаптации в новой
среде, формировании учебных навыков, навыков адаптивного поведения;

 ассистент (помощник) - лицо, оказывающее обучающимся (воспитанникам)
необходимую техническую помощь (при проведении групповых и индивидуальных
коррекционных занятий), обеспечение доступа в учреждение осуществляющем
образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или
затруднено освоение образовательных программ детей с ОВЗ.
1.4. Основная цель инклюзивного обучения – реализация права детей с ограниченными
возможностями здоровья на получение образования в соответствии с Федеральными
государственными образовательными стандартами, с учетом образовательных
потребностей, их социализация, адаптация в обществе, повышение роли семьи в
воспитании и развитии ребенка.
1.5. Задачи инклюзивного образования:
 освоение обучающимися общеобразовательных программ в соответствии с
федеральными государственными образовательными стандартами;
 создание эффективной системы психолого-педагогического и социального
сопровождения обучающихся с ОВЗ с целью создания специальных
образовательных условий, коррекции особенностей их психофизического развития,
эмоционально-волевой сферы, активизации познавательной деятельности,
формирования социальных навыков и компетенций;
 индивидуализация образовательного процесса на основе специальных
педагогических подходов, форм и методов обучения;
 оказание консультативной помощи семьям, воспитывающим детей особыми
образовательными
потребностями,
включение
родителей
(законных
представителей) в процесс обучения и воспитания ребёнка, формирование у них
адекватного отношения к особенностям его развития, выработка оптимальных
подходов к проблемам семейного воспитания;
 формирование у всех участников образовательного процесса инклюзивной
культуры и толерантного отношения к проблемам обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья.
2.
Организация инклюзивного обучения
2.1.Необходимыми условиями организации инклюзивного образования являются:
 создание
адаптивной
образовательной
среды,
учитывающей
особые
образовательные потребности учащихся с ОВЗ;
 создание специальных образовательных условий;
 деятельность службы психолого–педагогического и социального сопровождения
обучающегося с ОВЗ и его семьи;
 осуществление подготовки (переподготовки) кадров для работы с детьми с
ограниченными возможностями здоровья.
2.2.Прием обучающихся с ОВЗ в МБОУ Школа № 7 для обучения по адаптированной
основной общеобразовательной программе (АООП) осуществляется только с согласия
их родителей (законных представителей) и на основании заключения Центральной
психолого-медико-педагогической комиссии (ЦПМПК).
2.3.Инклюзивно могут обучаться дети, получившие коллегиальное заключение ПМПК с
установленным статусом (ребенок с ОВЗ) на любом уровне образования (начального
общего, основного общего и среднего общего образования) по заявлению родителей
(законных представителей).
2.4.Этапы реализации инклюзивного образования в МБОУ Школа № 7:
Предварительный этап:
 предварительная оценка образовательных потребностей ребенка на основе
предоставленных документов и запроса родителей (законных представителей);


определение класса, в который, зачисляется обучающийся с ОВЗ;



определение специалистов, для осуществления психолого-педагогического
сопровождения обучающегося с ОВЗ (в случае отсутствия необходимых
специалистов - привлечение дополнительных ресурсов в рамках сетевого
взаимодействия);
 разработка адаптированной основной общеобразовательной программы;
 заключение договора с родителями (законными представителями).
Диагностический этап:
 организация диагностической работы учителей и специалистов психологопедагогического сопровождения в режиме взаимодействия, изучение возможностей
и дефицитов обучающегося с ОВЗ при реализации АООП;
 по истечении диагностического периода разработка психолого-педагогическим
консилиумом рекомендаций о наиболее оптимальных для ребенка формах и
методах инклюзивного образования и ознакомление с рекомендациями
родителей/законных представителей обучающегося с ОВЗ.
Основной этап:
 разработка индивидуального учебного плана, индивидуального образовательного
маршрута обучающегося с ОВЗ;
 корректировка адаптированной образовательной программы в соответствии с
выявленными возможностями и дефицитами обучающегося с ОВЗ по итогам
диагностического периода; реализация адаптированной образовательной
программы;
 мониторинг реализации адаптированной образовательной и коррекционноразвивающей программы;
 вопрос об уточнении, изменении образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ на
данном этапе обучения решается на заседании ППк.
2.5.Критерии организации инклюзивного образования:
 особые образовательные потребности ребенка, обусловленные выраженностью
первичного дефекта, уровнем развития, индивидуальными интеллектуальными и
эмоционально-личностными особенностями, препятствующие получению
образования без создания специальных условий;
 готовность социальной среды (условия семейного воспитания, возможность
оказания
соответствующей поддержки со стороны родителей (законных
представителей) ребенка, педагогических работников, родителей (законных
представителей) и учащихся, не имеющих нарушений в развитии);
 соответствие образовательной среды школы потребностям ребенка: созданы
необходимые условия для получения без дискриминации качественного
образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции
нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной
помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее
подходящих для этих лиц языков,
методов и способов общения и условия, в
максимальной степени способствующие получению образования определенного
уровня и
определенной направленности, а также социальному развитию этих
лиц.
2.6.В МБОУ Школа № 7 инклюзивное обучение детей с ОВЗ с учётом уровня развития
ребёнка может быть организовано:
 по образовательным программам начального общего, основного общего,
среднего общего образования;
 адаптированным основным образовательным программам в соответствии с
рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии;

2.7.Обучение детей с ОВЗ по основным образовательным программам учитывает
программу коррекционной работы, являющейся разделом основной образовательной
программы общего образования МБОУ Школа № 7.
2.8.Программа коррекционной работы направлена на обеспечение коррекции недостатков
в физическом и (или) психическом развитии детей с ОВЗ и оказание помощи детям этой
категории в освоении основной образовательной программы общего образования.
Программа коррекционной работы содержит:
 перечень, содержание и план реализации индивидуально-ориентированных
коррекционных
мероприятий,
обеспечивающих
удовлетворение
особых
образовательных потребностей детей с ОВЗ, их интеграцию в школе и освоение ими
основной образовательной программы общего образования с учётом особенностей
психофизического развития и возможностей;
 систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с
ОВЗ в условиях реализации образовательных программ;
 описание специальных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ, в том числе
безбарьерной среды их жизнедеятельности;
 механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий
учителей, педагогов сопровождения (педагога-психолога, учителя-логопеда,
учителя-дефектолога и др.);
 планируемые результаты коррекционной работы (промежуточные и итоговые).
2.9.С учетом психофизиологических особенностей учащихся с ОВЗ могут разрабатываться
индивидуальные учебные планы, включающие график обучения, учебную нагрузку,
сроки освоения им образовательных программ, а также условия его аттестации.
Реализация индивидуальных учебных планов при необходимости сопровождается
поддержкой тьютора.
2.10. В индивидуальный учебный план при необходимости включается коррекционный
блок, представленный индивидуальными и групповыми занятиями с учётом первичного
нарушения и особых образовательных потребностей.
2.11. Образовательная деятельность по образовательным программам, в том числе
адаптированным основным образовательным программам, организуется в соответствии
с расписанием учебных занятий, которое определяется МБОУ Школа № 7. Прохождение
программного материала для детей с ОВЗ фиксируется в классном журнале, если
обучающийся обучается совместно с классом, либо в журнале индивидуального
обучения, если обучающийся обучается индивидуально.
3. Организация образовательной деятельности при инклюзивном образовании
3.1.Общая наполняемость класса и количество обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзии
определяются исходя из категории обучающихся с ОВЗ в соответствии с
установленными требованиями СанПиН в отношении предельной наполняемости
классов.
3.2.Содержание общего образования и условия организации обучения обучающихся с ОВЗ
определяются адаптированной основной общеобразовательной программой (АООП), а
для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой
реабилитации/абилитации инвалида (ИПРА).
3.3.Адаптированная основная общеобразовательная программа реализуется с учетом
образовательных потребностей групп и отдельных обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья на основе специально разработанных учебных планов, в том
числе индивидуальных, которые обеспечивают освоение образовательной программы
на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных
потребностей конкретного обучающегося.
3.4.При реализации адаптированных общеобразовательных программ используются
различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные
технологии, электронное обучение.

3.5.Адаптированная образовательная программа школы реализуется через организацию
урочной и внеурочной деятельности.
3.6.Обязательным разделом адаптированной образовательной программы является
программа коррекционной работы. Коррекционно-развивающая работа в МБОУ Школа
№ 7 проводится как в рамках урочной, так и внеурочной деятельности.
3.7.Образовательная деятельность организуется в соответствии с расписанием учебных
занятий и занятий внеурочной деятельности, которое определяется МБОУ Школа № 7
в соответствии с ФГОС ОВЗ и установленными требованиями СанПиН.
3.8.Адаптированные основные общеобразовательные программы могут реализовываться
МБОУ Школа № 7 как самостоятельно, так и посредством сетевой формы их
реализации.
3.9.Комплексное психолого-педагогическое сопровождение, динамическое наблюдение
обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования осуществляется психологопедагогическим консилиумом МБОУ Школа № 7.
3.10. Обеспечивается участие всех детей с ОВЗ, независимо от степени выраженности
нарушений их развития, в проведении воспитательных, культурно-досуговых,
спортивно-оздоровительных и иных мероприятий.
3.11. Обучение детей с ОВЗ осуществляется по учебникам, включенным в утвержденный
федеральный перечень учебников и соответствующим адаптированным программам
обучения.
3.12. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся с ОВЗ
осуществляется в соответствии с требованиями действующего законодательства и
Положением об оценивании.
3.13. Государственная итоговая аттестация выпускников, обучающихся с ОВЗ
обучавшихся по адаптированным основным общеобразовательным программам,
проводится в соответствии с действующим законодательством при создании
специальных условий.
3.14. Лицам с ОВЗ, обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным
программам и успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдается
документ об образовании установленного образца.
3.15. Лицам с ОВЗ, не имеющим основного общего образования и обучавшимся по
адаптированным
основным
общеобразовательным
программам,
выдается
свидетельство об обучении специального образца.
4. Порядок принятия и срок действия Положения
4.1.Данное Положение рассматривается и принимается на педагогическом совете МБОУ
Школа № 7 и утверждается приказом директором МБОУ Школа № 7.
4.2.Настоящее Положение вступает в силу с момента его утверждения.
4.3.Данное Положение может быть изменено и дополнено в соответствии с вновь
изданными нормативными актами регионального, федерального органов управления
образованием только решением педагогического совета.
4.4.Изменения и дополнения к Положению принимаются на педагогическом совете МБОУ
Школа № 7, которое утверждается приказом директора МБОУ Школа № 7 и после
принятия новой редакции Положения, предыдущая редакция утрачивает силу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».